- Когда вас позвали в "Петербургские тайны" на роль Хлебонасущенского, вы поняли, что вас посадили в пушку, и выстрелили?..
- Леонид Пчелкин, приглашая меня, сказал: "Есть для тебя роль. Управляющий, подворовывает, зануда, жмот, все строится на том, что у него просят денег, а он говорит, что их нет. Одно могу пообещать - роль большая, заработаешь много". Сыграв первую сцену, я сказал, что это гениальная роль. Пчелкин засмеялся и ответил: "Да ладно тебе!" Но я знал, что говорил, потому что до этого играл Лужина в "Преступлении и наказании". Хлебонасущенский-то из него вырос
- Некоторым кажется, что это так просто - играть.
- То, что мы часто видим по телевизору, действительно может играть каждый. Многие могут органично вести себя перед камерой, даже способны выйти на сцену и что-то изобразить. Но это обманчивое, даже губительное впечатление. Профанация актерской игры. Школа Малого театра - это трепетное отношение к тому, чем ты занимаешься. Как говорил Щепкин: "Священнодействуй или убирайся вон!" Когда меня, уже достаточно известного и самоуверенного актера, пригласили в Малый театр на встречу с Соломиным, который был одним из педагогов нашего курса в Щепкинском училище, на меня напал трепет перед этими стенами. Я вошел в его кабинет, думая: "Только держись!" И когда Юрий Мефодиевич спросил: "Ну что, Баринов?" я, который относился к нему с глубочайшим уважением, брякнул: "А что, Соломин?" Такое вот нахальство от неуверенности.
- Встречаетесь со своими однокурсниками?
- У всех выпусков Виктора Ивановича Коршунова есть "курсовой день" - 7 сентября. За сорок лет я пропустил его только раз. Это такое братство, в которое прихожу, как домой. Никогда не был так счастлив, как в те четыре года, которые я провел в Щепкинском. Поэтому прихожу на эти встречи, чтобы с кем-то поделиться, как я провел год. Надо, чтобы кто-то из молодых посмотрел на меня с восхищением или с иронией. Чтобы кто-то из ровесников назвал меня Валерушкой, как называла мама
- Помимо встреч с юностью, традиционные сборы - еще и выставка достижений личного хозяйства.
- Фокус в том, что приходят и люди, ушедшие из профессии, ничего не добившиеся. Да, есть такие, кто хотел бы похвастаться. Но на этом фоне хвастать своими достижениями не то чтобы некорректно, а нет нужды. Все и так все знают.
- Вы наблюдательный человек?
- Чем хороша профессия актера - что бы с тобой ни случилось, плохое или хорошее, все идет в профессиональную копилку. И всем этим ты торгуешь. Это не цинизм. Помните фильм Вайды "Все на продажу"? Там о нашей профессии сказано все. Причем копилка неизвестно когда выстрелит. Еще студентом я приехал в орловскую деревню хоронить дядю. Замечательный был человек, многому меня научил. Мама попросила меня обить крышку гроба. И вот я вколачиваю гвозди и вдруг ловлю себя на том, что пою. Тогда меня это страшно поразило, и я сказал себе: "Запомни". Сорок лет прошло, я репетирую "Скрипку Ротшильда" у Камы Гинкаса, а там герой делает гроб для жены. Я взял доски, стал строгать и запел "Летят утки". Гинкас придумал для этого спектакля фантастические остановки. Человек строгает гроб, поет - и вдруг останавливается. Стоит его жена и смотрит, как он делает ей гроб. В зале наступает не просто гробовая тишина, а тишина как перед ужасом, будто люди боятся дышать.
- Некоторые актеры всю жизнь работают в одном месте - в том же Малом, например. А вы не раз переходили из театра в театр, играете на многих площадках. Почему?
- Смена места пробуждает во мне силы, амбиции, дает возможность по-новому себя проявить. Это как любовь или влюбленность
- Новое место - всегда риск. Не боитесь провала?
- Я всю жизнь его жду. Настоящего, сногсшибательного провала. Но его до сих пор не было. Всегда умудрялся выйти если не в белом, то в сером костюме. Потому что вместе с предчувствием провала во мне живет уверенность, что я вовремя выскочу. Собственно говоря, на этих качелях и строится моя театральная жизнь.
- Вы идеалист?
- Да, и не стыжусь в этом признаться. Более того, считаю, что искусство должно создавать идеалы. У нас об этом как-то забыли. Возьмите знаменитый сериал "Бригада". Он профессионально сделан и достаточно правдив. Я ведь знаю, что в 1990-е годы в обществе молодых людей признаться: "Я - бандит" - было то же, что в 1960-е сказать: "Я - физик". Но кино - это не только профессионально сделанная вещь и верное отражение жизни. Кино - это то, чему подражают, на что ориентируются. Нельзя же в качестве образца подставлять бандита!
- Давайте немного о женщинах
- Играть с хорошей партнершей - это такое удовольствие! С Женей Глушенко, с Аней Каменковой. А в последнее время мне все больше нравятся женщины-режиссеры. Мужчины вообще пытаются доказать свою состоятельность, а мужчины-режиссеры - особенно. Просто комплекс превосходства какой-то. У режиссеров-женщин этого нет. К тому же они более конкретны и не устраивают истерик.
09.01.2007
http://www.peoples.ru