- В фильме "Кромовъ" действие разворачивается на фоне исторических событий 1917 года. На чьей стороне были бы ваши симпатии, если бы вы жили во времена революции? Под каким флагом были бы вы - под Андреевским или под красным?
- В истории все так перемешано, что на этот вопрос сложно ответить. Сам я крестьянского происхождения, правда, из дворовых крестьян, и во мне, вероятно, много дворянской крови. Но мне всегда были симпатичны люди, верные долгу и присяге. На ваш вопрос вообще нельзя ответить однозначно. Никто тогда не знал, на чьей он стороне. Вспомните недавние события, ведь мы пережили революцию, может быть, гораздо более страшную, чем та, которая была в 1917 году. Вы точно знали, на чьей вы стороне? Я, например, не знал. Я даже не понимал значимости происходящих событий. Так и тогда Это потом, в произведениях искусства, произошло разделение. На сволочей и нет. На мой взгляд, в крутые моменты истории самое главное - остаться верным своим принципам порядочности и чести.
- Вы играете в основном сильных героев. В чем слабость такого типа людей?
- Они теряются, когда у них отбирают дело. Они становятся слабыми, ранимыми, мнительными и закомплексованными. Я сам такой. Я очень много работаю, и меня все время спрашивают: "Когда ты будешь отдыхать?" А для меня отдых - в работе. Даже отдыхая, люблю делать что-то руками. Люблю столярные работы.
- Вы, судя по вашей биографии, очень прихотливо выбирали театры.
- Нет, я не выбирал театры. Всегда выбирали меня, поступали предложения.
- Ваш уход из Малого был доброволен?
- Совершенно. Никто меня оттуда не выгонял, и даже, напротив, оставляли. Но так сложилась ситуация, что я должен был уйти. Я очень не люблю, когда мне наступают на хвост. Как только это происходит, я, как ящерица, отбрасываю этот хвост и уползаю.
- Вы "уползли" к хорошим режиссерам.
- Да. Я ушел к Генриетте Яновской и Каме Гинкасу. Но Малый театр и сейчас считаю своим домом. Из которого я ушел. Это похоже на развод.
- Не жалеете о разводе?
- Сейчас уже поздно жалеть.
- Вам есть чем заменить Малый?
- Я очень много работаю в театрах. И не только в театрах. Мое время расписано по часам. Это актерское счастье, но в то же время и человеческая беда. А заменить Малый театр, я думаю, нечем и некем. Даже если вы расстаетесь с любимой женщиной и у вас появляется другая жена, это не замена.
- Как актер Баринов-старший относится к актеру Баринову-младшему?
- Очень придирчиво. Очень. Я несколько раз с ним снимался, играл спектакли. Это были самые трудные моменты, потому что я больше следил за ним, чем играл сам. Что касается его последних работ, то он работает все лучше и лучше. Вообще его время еще впереди. Он не из тех, кто начинает с семнадцати лет. Сейчас набирает свою силу - и актерскую, и мужскую, ему 33.
- Какие из своих работ вы считаете лучшими?
- Мне очень трудно выбрать. Душа моя отдыхает на "Скрипке Ротшильда", я с нетерпением жду, когда буду ее играть. Но у меня никогда не было такой физической нагрузки, как в этом спектакле. Что касается кино, то в последней работе Ларисы Садиловой я сам себя удивил. У меня было ощущение, что это играю не я, а кто-то играет меня. Я так играть, как играет там актер, не умею. Я играю всегда по-другому.
- Такова сила роли?
- Нет. Я думаю, это больше заслуга режиссера, чем моя. Я до сих пор считаю, что картина "Ничего личного" была лучшей из всех снятых в прошлом году в России. Хотя не все критики это поняли, ну и Бог с ними. Это их беда.
- В ближайшее время театральные премьеры у вас ожидаются?
- К великому сожалению, нет. Мне уже много лет, и я не могу играть все, что мне предлагают в театре. Может быть, в этом была одна из причин моего ухода из Малого. Понимаете, я уже трачу не время, я уже трачу жизнь. И поэтому я играю только то, что мне может показаться очень интересным. Например, вот сейчас я ввожусь в спектакль "Черный монах" режиссера Камы Гинкаса в ТЮЗе. И это мне доставляет колоссальное удовольствие: работать с Маковецким, с Ясуловичем, с замечательными партнерами, с молодой актрисой Викой Верберг. Для меня сейчас театр превратился только в получение удовольствия от профессии. Я намеренно не говорю о финансовой стороне, потому что мне достаточно тех денег, которые я зарабатываю в кино.
- А на что сейчас вы с удовольствием, без всякого сожаления тратите свою жизнь?
- Я называю такие вопросы ночными. Когда ночью ты открываешь глаза и говоришь себе: "Тебе уже 60 лет. А, собственно, зачем это все?" На эти ночные вопросы ответить трудно. С наслаждением я трачу свою жизнь на те занятия, от которых получаю удовольствие.
- Если бы у вас был шанс все переиграть?
- Я ничего бы не поменял в своей жизни. В общем, все прошло так, как нужно. За исключением нескольких мелочей. Я бы раньше начал учить язык. Больше занимался своим музыкальным образованием. Я пришел в искусство человеком, достаточно девственным. Наше школьное деревенское воспитание давало мало представления о том, что такое искусство. И в первые годы учебы я насыщал себя книгами. А музыкальной культуры мне не хватает. Музыку я могу ощущать, но не до конца. У французов есть замечательная поговорка: "Если бы молодость знала, если бы старость могла".
- Кстати, о французах. Говорят, вы расширяете свою кинобиографию и собираетесь сниматься во французском кинофильме?
- Да. Сейчас поеду туда на съемки на три месяца. Это чисто французское кино, но дело происходит в Москве и в России, и снимаются русские актеры. Что за проект, я пока говорить не буду.
- Вы не так давно были в жюри театральной премии "Золотая маска"
- Я согласился на это для того, чтобы понять и оценить то, что сейчас происходит в театре. Как зритель я не имею такой роскоши - свободного времени, чтобы пойти и посмотреть спектакль, даже если он интересный. А тут вынужден был по долгу службы, что называется, отсмотреть все представленные на "Маску" спектакли и очень остался доволен тем, что сходил на них. Не могу сказать, что мне понравилось все, что происходит сейчас в театре, но многое понравилось. И мне ужасно захотелось репетировать опять-таки в чем-нибудь хорошем.
- Вы в целом согласны с выбором жюри?
- Ну, раз жюри уже сделало выбор, я согласен. Единственное, что мне не понравилось, это то, что "Маску" могли получить только те, кто был номинирован экспертной комиссией. А я бы, может быть, дал ее тем, кого не отобрала эта комиссия. Хотя ряд спектаклей, отобранный ею, мне очень понравился - и "Самое важное", где играют Ксения и Полина Кутеповы, и "Счастливая Москва" Карбаускаса. Мне не очень понравилась "Гроза", получившая "Маску". Многое там непонятно. Вообще в том, что я сейчас увидел в театре, мне не хватило театра атмосферы. Театр атмосферы ушел. А это главное чудо. Поймите: театр умирает, родившись. Не может быть двух одинаковых спектаклей. Назавтра можно пригласить тех же зрителей и играть ту же пьесу - и это будет другой спектакль. В этом вся прелесть театра. А меня все время хотели удивить. То кровью. То пописают в Волгу. То нарисуют трахающихся слонов на спине у артиста. Для меня это все как компьютерные пули. Они вызывают улыбку, но никак не сострадание. А искусство, кроме удивления, должно вызывать сострадание. И только тогда оно чему-то может научить.
Веста Боровикова
28.05.2008
http://www.peoples.ru