Сегодня у Всероссийского совета местного самоуправления есть организации в 80 субъектах Российской Федерации. И от имени Совета я мог бы привести множество цифр и фактов в дополнение к сказанному Вячеславом Глазычевым. Но сделаю только два акцента. Первый - бюджет. Второй - диалог.
Недавно встречался с мэром Читы, который возглавляет отделение нашей организации в Читинской области. Он рассказал о поселке в 300 домов со всеми коммунальными проблемами, который по закону имеет бюджет полторы тысячи рублей в год. Мне это напоминает сцену из фильма "Свадьба в Малиновке", где Попандопуло делил награбленное на две кучки: это тебе, это мне. Он все время говорил: это тебе, но клал себе.
Вот так же построен бюджетный процесс. Федеральные органы говорят: это мне, это мне - оборона, безопасность, стабилизационный фонд. Потом говорят - это вам, губернаторы. Губернаторы со своими законодателями тоже говорят: это мне, это мне... Что-то осталось? Тогда это вам, "муниципалы".
Известное положение Конституции говорит о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Спорить с Конституцией не надо, но органы федеральной власти в 1990-е годы поняли это положение буквально и забыли о муниципальном сообществе. А страна в эти годы во многом сохранилась благодаря как раз муниципальным органам. Недавно один из заместителей министра финансов согласился с оценками Счетной палаты: да, состояние дел в муниципальном сообществе близко к катастрофе. "Но пока не время, - говорит, - менять ситуацию, потому что муниципальные власти не готовы". То же самое я слышал от другого федерального чиновника, еще более высокого уровня, когда речь шла о национальных проектах: муниципальные власти не готовы для работы с местными бюджетами.
Итак, федеральная власть считает, что отделение от госорганов - это отделение от государства муниципального сообщества. Но к кому идет со своими бедами гражданин? К главе муниципалитета, на которого сваливаются все проблемы государства. А он вынужден, ссылаясь на федеральные власти, говорить: это они виноваты, не я.
По Закону No 131 земельный налог, как известно, основа бюджетов муниципалитетов. Минфин завышает возможности муниципалитетов обеспечить свои бюджеты за счет этого налога и поэтому занижает трансферты. Тем самым муниципальные власти подталкиваются к повышению ставок земельного налога. И это происходит в условиях земельной амнистии. Потом мы говорим о нарастании социального напряжения, о дезавуировании на местах действий федеральных властей...
Когда федеральная власть не хочет видеть "землю", то руководители органов местного самоуправления дезавуируют любое решение федеральной власти. И не потому, что они плохие, а потому, что поставлены в такие условия. Это замкнутый круг, который надо разорвать.
Люди, хорошо разбирающиеся в понятии "гражданское общество", знают, что есть четыре субъекта, взаимодействующих в любом государстве: государственная власть, бизнес, общественность и муниципальное сообщество. Четыре субъекта.
Государство мы восстановили. Бизнес объединился и представлен в диалоге с государством. Работает трехсторонняя комиссия при правительстве, налоги понижаются, президент периодически встречается промышленниками и предпринимателями. Появилась Общественная палата. То есть идет диалог. Государство влияет на принимаемые решения, бизнес влияет, общественность получила некоторые инструменты влияния. А муниципальное сообщество осталось за рамками процесса!
Пока нам совместными усилиями не удастся решить вопрос о включении муниципального сообщества через его представителей в диалог с правительством, Государственной Думой, президентом, до тех пор ситуация в муниципальном сообществе не изменится. Следовательно, к сожалению, реальное развитие России станет невозможным, зато будет нарастать социальное напряжение.
Валерий ГАЛЬЧЕНКО
Член Комитета Государственной Думы
по бюджету и налогам,
председатель Всероссийского Cовета
местного самоуправления
http://www.fondedin.ru/