05 ноября 2005
3854

Валерий Калашников. Неизвестное об известном

"Я регулярно ловлю себя на мысли, что мне постоянно хочется домой - в деревню. Я живу на земле, и мне здесь комфортно. Бывает, прилетишь в командировку в Якутию, например. Там просят хотя бы на день задержаться - обещают фантастическую охоту на медведя, а это на самом деле незабываемые впечатления! Но я искренне хочу домой и улетаю, как только сделаю все запланированные дела".

Четыре года назад директор Всероссийского научно-исследовательского института коневодства, академик Валерий Васильевич Калашников стал действительным членом Российской академии сельскохозяйственных наук, единственным академиком - специалистом по коневодству за всю ее историю. Сегодня этот ученый и общественный деятель - наш собеседник.

Когда деревья были большие

- Валерий Васильевич, ваша родина - Алтайский край, там ваши корни. А кем были ваши предки?
- Город Рубцовск Алтайского края - это единственное место, где остались мои ныне здравствующие родственники: двоюродные братья и сестры, моя тетя Зинаида Яковлевна. Она всю жизнь работала секретарем райисполкома, и все, кто сейчас живет в новых домах, получали ордера на квартиры из ее рук.
Мои родители тоже родом из Рубцовска (там, кстати, родилась и Раиса Максимовна Горбачева). Отец - из семьи беднейшего крестьянина Родиона Калашникова и дочери зажиточного крестьянина Афанасия Кудрявцева. Бабушка у меня была женщина очень основательная. Мне кажется, что характером я в нее.
Дедушка со стороны мамы, Яков Григорьевич Шоков, служил помощником машиниста паровоза. Настолько ловкий был человек, что на должности дослужился до пенсии, и никто так и не догадался, что он был неграмотным, не мог ни читать, ни писать Отец тоже был машинистом на железной дороге.
- А свой родной дом помните?
- В прошлом году, спустя много лет, мне удалось даже в нем побывать. Мы специально искали наш родной дом. Это частный дом, где я прожил десять лет, до того момента, когда отца в 1960 году перевели в Киргизию. В детстве дом казался таким большим, капитальным. Уже в то время у отца была машина "Победа" - одна из трех "Побед" во всем городе. Помню, как он, вернувшись с охоты, привозил связки уток, и в большой кухне собирались соседки - ощипывать дичь.
Через много лет я едва нашел этот дом. И таким маленьким он мне показался! А типовая городская двухэтажная школа, где я начинал учиться и где сейчас учатся более тысячи человек, напомнила мне сельскую малокомплектную школу. Как в фильме "Когда деревья были большие". Ощущение такое, что все это твое, и в то же время какое-то все маленькое, убогое, нескладное

Три сыночка и лапочка-дочка

- Валерий Васильевич, а сейчас семья у Вас большая?
- У меня четверо детей: дочь и трое сыновей. Софья работает в Верховном Суде России в городе Москве, старший сын Родион - мой заместитель по экономике, кандидат экономических наук, сейчас находится в экспедиции в Калмыкии; средний сын Георгий заведует гаражом в институте коневодства; младший, Данил, закончил Академию права и управления и работает в Управлении исполнения наказаний в городе Рязани.
Мы всегда хотели, чтобы Калашниковых на этой земле было как можно больше. Кстати, дочка несколько лет назад вышла замуж и категорически отказалась менять фамилию. Ее муж - полковник МЧС, дальний родственник диктора телевидения Ангелины Вовк - Алексей Вовк. Вот так и живут с разными фамилиями: она - Калашникова, он - Вовк. Жена Нина Даниловна - заслуженный учитель России, много лет работала заведующей детским садом института коневодства, а сейчас - мой заместитель по производственной части.
- А Вам институт семейный клан, случайно, не напоминает?..
- Если даже и клан, то очень надежный и работоспособный, где каждый занимается своей работой. К сожалению, я не могу быть в институте каждый день. Пять лет назад на общем годичном собрании меня избрали академиком-секретарем отделения зоотехнии Российской академии сельскохозяйственных наук. Таким образом, в подчинении у меня сейчас все российские и зональные институты животноводства от Калининграда до Сахалина.

Председатель "пожизненно"

- Валерий Васильевич, как и когда Вы приехали в Рязань?
- Школу я закончил во Фрунзе и поступил в Рязанский сельскохозяйственный институт. В 1972 году стал работать в колхозе и тогда же начал учиться в аспирантуре. Защитил кандидатскую диссертацию, работал главным зоотехником и директором на конезаводе, первым секретарем Рыбновского райкома партии, секретарем Рязанского обкома партии, полтора года - председателем Рязанского облисполкома
- От последней должности Вас так официально и не освободили
- Для меня эта эпопея закончилась указом Ельцина 1991 года, когда всех председателей облисполкомов центральной России отстранили - якобы за поддержку ГКЧП. Этот указ до сих пор хранится у меня дома. Понятно, что это был фарс. Так что я до сих пор уже 15 лет являюсь неосвобожденным председателем облисполкома Был я и депутатом Верховного Совета. А потом решил: хватит политики, пойду снова в институт коневодства директором.
- После активной политической жизни было трудно привыкать к патриархальному сельскому укладу?
- Конечно, трудно. Поэтому я и начал писать диссертацию. За полгода написал докторскую по зоотехнии и стал доктором наук, а потом и академиком.
- Как становятся академиками?
- Академик - это ученое звание, которое дается за научные труды. У меня свыше 200 опубликованных научных работ, 14 специальных книг по коневодству. Своего часа ждет большая, богато иллюстрированная книга-альбом "Коневодство на рубеже веков". В следующем году планирую завершить ее написание и издать.
- Сейчас Вас приглашают в Тимирязевскую академию заведовать кафедрой?
- Я пока не могу себе этого позволить. Помимо работы в Москве, в институте коневодства, я преподаю в Рязанской сельхозакадемии, работаю с аспирантами, являюсь депутатом областной Думы
- Зачем Вам, успешному ученому и руководителю производства, политика?
- Это очень интересный вопрос. Дефицит практических ощущений у меня был, когда я занимался чистой наукой, и тогда меня потянуло на производство. Там я добился заметных результатов и автоматически продвинулся в областные структуры (в те годы это, как правило, совпадало: если хорошо работаешь, то тебя обязательно заметят и продвинут наверх). В этой связи я, вольно или невольно, приобрел ощущение общественной значимости, которое, кстати, считаю немаловажным для формирования любой личности. Кроме всего прочего, в те годы я почувствовал не просто власть в тривиальном понимании этого слова; я увидел для себя возможности для созидания: я знал, что можно сделать на уровне района, и у меня это получалось; я знал, как можно повлиять на ситуацию в области, и у меня это тоже получалось. Вот поэтому я и сейчас не могу полностью отойти от участия во внутриполитической жизни области.
- То есть участие в жизни региона стало для Вас "второй натурой"?
- Вторая натура? Да, это совершенно очевидно. Но не в той редакции, как это понимает большинство - деньги и власть. В моем случае это в большей степени чувство ответственности, чем потребность просто поруководить. И мне этого не хватает, несмотря на то что от прямой активной политической деятельности я уже отошел.
- Валерий Васильевич, что Вы почувствовали, когда нежданно-негаданно на подъеме карьеры оказались вне власти и - на тот момент - даже вне востребованности?
- Сначала я затаился: очень тяжело было переживать все происшедшее. Ничего не хотелось делать, только работать.
Потом мне предложили выдвинуть свою кандидатуру и посоревноваться с Любимовым на выборах на пост губернатора области. Я заведомо знал, что проиграю, потому что не был уверен, что именно это мне нужно. А когда человек не уверен в своем успехе, это же сразу видно
- Так зачем же Вы согласились? Неужели из куража?
- Это я сейчас могу себе позволить что-то сделать из куража, потому что сейчас я абсолютно самодостаточный человек. А тогда сильны были впечатления от прошлой жизни, и эти воспоминания прошлой жизни вольно или невольно рождали надежды на будущее
Хотя, как это ни странно, некий кураж и в самом деле появился, и под занавес избирательной компании родилась уверенность, что я нисколько не хуже моих оппонентов. Но тут началась игра политтехнологий

Чечня? Отменяется!

- И Вы решили уехать из Рязани?
- Секретарь Совета безопасности России Иван Петрович Рыбкин предложил мне должность заместителя полномочного представителя Президента по Чечне. По должности мне сразу полагалось военное звание генерал-лейтенанта и очень большая зарплата. Уже подготовили указ о моем назначении. Дело было накануне Нового года. Нужно было поехать в Чечню, устроить прием для руководства республики и сразу вернуться в Администрацию Президента с докладом. Я решил подумать За сорок минут выкурил пачку сигарет (тогда я еще курил). Думал: как я полечу в Чечню, если я никогда в жизни, независимо от обстоятельств, нигде, кроме как дома, с семьей, не встречал Новый год? Я буду в Чечне, а дома жена будет меня ждать и гадать - прилечу или нет?
- Отказались от "игры"?
- Отказался и занялся наукой. Самым главным в жизни для меня всегда были любимая работа и хорошее отношение к людям. Сейчас я являюсь простым членом "Единой России" и доволен, что могу повлиять на принятие взвешенных решений с точки зрения разума и имеющегося у меня практического опыта.

Дом важней медведя

- Валерий Васильевич, кто помогает Вам, и что служит для Вас ориентиром в жизни?
- Помогает однозначно супруга. Помогает также интуиция, опыт. Я довольно сильный, требовательный человек. И еще: сейчас я не делаю лишних шагов. Это очень важно. Два дня каждую неделю я обязательно езжу в Москву. Я понимаю, что ограничен во времени, знаю, что конкретно надо сделать, и не могу позволить себе никаких пустых разговоров. Так что я уже давно время впустую не провожу.
- Что может Вас очаровать в человеке, а что оттолкнуть?
- Верность и преданность; и, соответственно, бездарность, корысть и все те грехи, которые прописаны в Библии.
- А на чем душа отдыхает?
- Я регулярно ловлю себя на мысли, что мне постоянно хочется домой - в деревню. Я живу на земле, и мне здесь комфортно. Бывает, прилетишь в командировку в Якутию, например. Там просят хотя бы на день задержаться - обещают фантастическую охоту на медведя, а это на самом деле незабываемые впечатления! Но я искренне хочу домой и улетаю, как только сделаю все запланированные дела. Атмосфера покоя для меня - самое главное. Это то, что мне необходимо: баланс, внутреннее равновесие. Если их нет, у меня ничего не получается. Я верю, что есть сила, которая как бы управляет этим процессом. Она негласно, незаметно присутствует во всем нашем поведении, и поступки - добрые или злые - происходят не без ее воли. А дома я нахожу гармонию, которой очень дорожу. У нас есть своя конюшня: лошади, пони.
- Чему человеку следовало бы поучиться у лошади?
- В первую очередь преданности, а также фантастическому трудолюбию и азарту. Лошадь - животное открытого пространства. Она если видит перед собой свободное пространство и чувствует, что кто-то сбоку пытается ее обогнать, она делает неимоверные усилия, чтобы любой ценой оказаться первой.
- Валерий Васильевич, а Вы сами человек азартный?
- Мы такими должны быть. Есть две формы существования материи: гниение и горение. Третьего не дано.
- Лошади - это не только Ваша работа, но и хобби?
- У меня вообще хобби нет. Мне нравится ездить на лошадях, общаться с ними и даже дышать воздухом конюшни. Это для меня как лекарство.
Еще люблю рыбачить, охотиться, собирать грибы. Но на все, что я люблю, удается выкроить время раз в год или раз в два-три года. Утешает лишь то, что все это еще впереди. А если честно, то мне сейчас уже 56 лет, а мне кажется, что я прожил такую долгую жизнь! У нас ученые не уходят на пенсию. Можно, конечно, уйти на работу в Думу и, при моем большом опыте работы, относительно спокойно жить. Но я так не могу!
- Что мешает?
- У меня есть одна не очень хорошая черта: все, что касается себя, я всегда откладываю на завтра. Мне жена не раз говорила, что это неправильно - жить только для людей. Наверное, она права: нельзя сделать всех людей счастливыми.


Беседовала Татьяна ВЕСЕЛКИНА

www.domostroymedia.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован