09 июля 2008
3252

Валерий Петросян: воду из-под крана можно пить безбоязненно

Химический состав водопроводной воды в столице благоприятен, чего не скажешь о воде в бутылках. Об этом заявила председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко. О том, какую воду пьют сегодня люди и что нас ждет завтра, в интервью программе "Вести" рассказал заслуженный профессор МГУ, председатель факультета химии Российской академии естественных наук, эксперт ООН по химической безопасности Валерий Петросян.

- Валерий Самсонович, что же мы все-таки пьем из бутылок?

- Из бутылок мы пьем, конечно, разную воду. И качество этой воды зависит, прежде всего, от производителя. Сертификата этой воды в плане относительного качества, какая вода лучше, а какая хуже, нет в стране. И, может быть, это было бы и неправильно делать - расставлять по рангу, скажем, те сто видов бутилированной воды, которые продаются в России или в столице. Но, конечно же, люди с тем уровнем зарплат государственных служащих, которые существуют, хотят пить надежную воду из-под крана. Нужно сказать, что в больших городах, прежде всего, в Москве и в Санкт-Петербурге, качество воды, текущей из-под крана, гарантируется. И люди могут пить эту воду безбоязненно.

- А что касается очистки? Говорят, что применяется хлор? Или это давно устаревшая технология?

- Что касается обеззараживания природной воды молекулярным хлором, который в Первую мировую войну, примерно со лет назад, использовалось как боевое химическое оружие, то эта технология сегодня уже не выдерживает критики. Известно, что хлорирование природной воды, содержащей как живые органические вещества - имеются в виду патогенные бактерии и вирусы - так и неживое органическое вещество - это так называемые гуминовые вещества - дает целый спектр хлорорганических соединений, многие из которых весьма токсичны. Следовательно, требуются длительные и дорогостоящие процедуры на городских станциях водоподготовки, чтобы от этих токсичных хлорорганических веществ освобождаться. Значит, речь идет не о хлоре как таковом, а продуктах его взаимодействия с этими самыми органическими веществами.

- Значит, в Москве и Санкт-Петербурге можно спокойно пить воду из-под крана. А как обстоят дела в других городах-миллионниках?

- Я думаю, что жесткие стандарты, которые существуют сегодня в России, гарантируют качество питьевой воды из-под крана и в других городах. Иначе просто быть не может. Другое дело, что есть так называемый эффект малых доз. И речь идет о том, что если те сорбенты, которые используются на станциях водоподготовки, не обновляются своевременно, то могут проходить какие-то количества хлорорганических практикантов в питьевой воде и попадать в организмы людей, накапливаться в течение жизни и в конце концов оказывать негативные эффекты на здоровье. Но для того и существует контроль, чтобы следить за тем, что сорбенты, удаляющие токсичные вещества из питьевой воды, используются адекватно.

- Очень часто приходят сообщения из информагентств о том, что в регионах происходят массовые отравления. Зачастую не плохие продукты, а именно плохая вода является причиной отравлений. Что касается непосредственно оборудования очистительных сооружений - в каком они состоянии? Водопроводы, которые ведут, доставляют воду до нас, потребителей, - что здесь можно сказать?

- На самом деле проблемы в регионах есть. И они могут быть даже значительными. Иначе бы не была инициирована партией "Единая Россия" федерально-целевая программа "Чистая вода России", которая предусматривает в течение ближайших лет замену технологического оборудования по очистке природной воды для подготовки ее в качестве питьевой, замену городских труб, по которым идет вода от водопроводной станции к потребителю, и труб в домах. Потому что эти две проблемы - городские трубы и домовые - нераздельны.

- Да, еще, кстати, предлагают сделать такую вещь: чтобы в домах была техническая вода и питьевая.

- Зарубежный опыт показывает, что это совершенно нереально, потому что менталитет у людей сегодня такой, что если у вас из-под крана будет идти питьевая вода и техническая, никто не будет принимать душ, скажем, технической водой. Естественно, никто не будет купать детей в технической воде. Никто не будет мыть посуду технической водой. А что тогда остается? Стало быть, люди будут пользоваться питьевой водой все равно. Поэтому такой опыт не проходил нигде. Я думаю, что он не пройдет и в России.

- А вам не кажется, что в последнее время спекуляции по поводу чистой воды очень сильно слышатся в мире. Говорят, что чистая вода будет очень дорого стоить, что ее не хватает и что скоро наступит жуткое время, когда мы за бешеные деньги будем покупать чистую воду?

- Данную проблему нужно четко себе представлять. Все упирается в природную воду. Природная вода такая, какой она была создана много миллионов лет назад, содержащая кальций, магний, некоторые анионы, бикарбонат, хлорид. Именно на этом составе воды человек был построен природой. И сегодня, когда мы говорим, что человеческий организм на 75-80% состоит из воды, мы действительно понимаем, что такие элементы, как кальций, магний, составляют основу нашего организма. Но по мере того как росло число людей на планете Земля, как развивались промышленность и энергетика, транспорт и сельское хозяйство, коммунальное хозяйство, природные водоемы все более и более загрязнялись. И помимо необходимых живым организмам элементов в природных водоемах появились так называемые ксенобиотики. Что это такое? Это чужеродные организмам, людям, в частности, вещества. И встал вопрос о том, что от этих веществ при потреблении воды нужно избавляться. Кроме того, как я уже сказал, стали появляться патогенные микроорганизмы, бактерии вируса, которые наносят серьезный ущерб здоровью человека. Поэтому задача сегодня стоит двойная. Первое: освобождаться от патогенных микробов и вирусов. И второе: освобождаться от токсичных веществ. С токсичными веществами ситуация особенно сложная, потому что они не только попадают в природные воды со сточными водами промышленных предприятий - энергетических, сельскохозяйственных , коммунальных, транспортных. Дело в том - и в этом большая беда сегодня - что эти вещества падают в природные водоемы, с неба - с дождем и снегом. Откуда они появляются там? Это токсичные вещества, которые предприятия и автомобили выбрасывают в атмосферу. Их подхватывает ветер и несет эти молекулы вокруг Земли в том направлении, в каком он дует. Концепция, которую я разрабатываю в последние годы, называется "Химические спутники Земли и глобальное загрязнение биосферы". Речь идет о том, что если где-то на свалке в Аргентине выбросили в атмосферу токсичные вещества или если 12 миллионов автомобилей из Лос-Анджелеса выбрасывают в атмосферу токсичные вещества, а дождя, уж тем более снега, там нет, их подхватывает ветер и, например, переносит через весь Тихий океан в Россию. И первое дождевое или снежное облако, которое встретят эти вещества, будет, например, над московским регионом или над Байкалом. И вредные вещества благополучно выпадут в озера Подмосковья или в Байкал.

- Сколько еще лет мы просуществуем в нормальной ситуации, когда у нас будет чистая вода, когда не возникнет ее дефицита?

- Думаю, что в России, если приложить относительно минимальные усилия - программа "Чистая вода России" предполагает расходование около 5 триллионов рублей в несколько лет для замены устаревшего оборудования на станциях, для замены проржавевших труб в городах и домах - то можно рассчитывать на бесконечно долгую нормальную жизнь россиян, потому что водные ресурсы России действительно самые богатые в мире. Речь идет о том, чтобы не сбрасывать в водоемы и атмосферу токсичные вещества. Тогда не будет происходит загрязнение водоемов. И тогда питьевую воду, которую берут из этих водоемов, будет достаточно легко и дешево готовить для всех россиян.



Автор: Ирина Россиус
http://www.vesti.ru/doc.html?id=193473
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован