27 ноября 2004
2376

Валерий Рязанский: Стране необходим `котёл для переплавки`

В минувший четверг депутаты фракции "Единая Россия" встретились в пансионате "Лесные дали" с Президентом России Владимиром Путиным. Для "единороссов" это была первая коллективная встреча с главой государства за время, прошедшее с момента начала работы нынешнего созыва Госдумы. Какими проблемами сейчас озабочен глава государства? Что он хотел объяснить депутатам ведущей думской фракции?.. С этих вопросов и началась беседа корреспондента "ПГ" с заместителем руководителя фракции "Единая Россия" Валерием Рязанским.

Визитная карточка

Валерий Владимирович Рязанский - депутат Госдумы двух последних созывов по одномандатному Перовскому избирательному округу No198 г. Москвы. Работал в Комитете по труду и социальной политике и в Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. В настоящее время - зампредседателя Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Одновременно - заместитель руководителя фракции "Единая Россия". Член Центрального политического совета партии "Единая Россия", координатор центрального межрегионального координационного совета партии. До избрания в Госдуму десять лет был генеральным директором туристическо-гостиничного комплекса "Измайлово". Соавтор 44 законопроектов. Награжден орденом Почета, медалью "За трудовую доблесть", Почетной грамотой Госдумы.

- Прежде всего стоит обратить внимание на то, что встреча состоялась в канун обсуждения Госдумой важнейших законопроектов, которые надолго должны определить направление не только политического, но и экономического развития страны. Потому, по моему впечатлению, глава государства хотел еще раз объяснить свою позицию. И не столько для депутатов, как думается, сколько для тех, кто либо сомневается, либо еще не сформировал свою точку зрения по этим актуальнейшим для жизни страны проблемам. Не зря же он в своем выступлении перед депутатами особое внимание уделил разъяснительной работе в регионах по идущим в стране реформам. К слову, и его интервью трем ведущим российским телеканалам свидетельствует о том же.

- Но многие оппоненты утверждают, что даже внешне отказ от существующей системы выборов руководителей регионов выглядит как отклонение от демократических принципов народовластия, закрепленных в Конституции страны. Она утверждает, что единственным носителем власти в стране является народ...

- Полагаю, что этой правильной и обобщенной формулировке нисколько не противоречит предложенный Владимиром Путиным порядок избрания глав регионов их законодательными органами. Надо учесть и еще один важный момент. Демократические процессы, которые идут в молодых странах, строящих рыночную экономику, нередко обгоняют формирование гражданского общества, и прежде всего их политических систем, в частности партийного строительства. Мы забываем, что процесс становления политической культуры общества, да и вообще культуры в целом, всегда идет вслед за экономическими, производственными изменениями. Грубо говоря, сначала надо дать человеку возможность хорошо зарабатывать и сносно жить, а уже потом он сам сумеет распорядиться демократическими правами, дарованными ему Конституцией.

- А вы уверены, что сумеет? Не предпочтет ли сытый гражданин членству в той же "Единой России" диван у телевизора и шесть соток за городом?

- Ну, подобные гражданские "предпочтения" - тоже признак того, что процесс формирования демократического общества идет в правильном направлении. А иначе человека потянуло бы на митинги и баррикады. Впрочем, это шутка, в которой есть некая доля истины. Если серьезно, то, наверное, я поторопился с утверждением "сумеет сам распорядиться". Оно сродни наивному либеральному убеждению, что невидимая рука рынка сама все решит и все расставит по своим местам. Слава богу, как мне представляется, нынешний состав Правительства если и страдает этим грехом, то в незначительной степени. Почему я вспомнил о Правительстве? Именно оно должно на научной основе создавать и регулировать условия для поэтапного, последовательного формирования рынка - таможенной, налоговой политикой, разработкой необходимых для этого законов.

- То есть ответственность за экономическое развитие страны вы возлагаете прежде всего на Правительство. Но кого назначить ответственным за воспитание рыночного "хомо сапиенса", раз уж вы пришли к выводу, что этот процесс нельзя пускать на самотек?

- Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте вернемся к встрече в "Лесных далях". Слушая Владимира Путина, я пришел к выводу, что одна из самых главных нынешних его забот - политическая неразвитость российского общества. Избавиться от этого порока быстро не удастся, но меры к его устранению надо принимать. И первая из них - партийная реформа. Здесь вспоминаются слова Президента о том, что партийно-политическая система представляется неким "котлом", в котором все интересы должны перемешиваться и переплавляться. Главным же ингредиентом этого общественного "котла", разумеется, являются партии. А партии - это люди, выбравшие определенную идеологию в качестве платформы для своих убеждений и жизненных принципов. Идеология может быть разной. Важно, чтобы она базировалась на созидательных для общества идеях, целях. И вот такой "котел" - лучшая среда перевоспитания "диванного" человека.

- Но согласитесь, что такие партии в стране наперечет. Даже говоря о роли "Единой России", ставшей опорой политической системы страны, Президент отметил, что он пока еще не видит четкой идеологической, политической платформы.

- Это еще раз подчеркивает значимость задачи. Пока еще "единороссы" больше озабочены организационными и внутрипартийными проблемами. Но параллельно идет и процесс кристаллизации идеологии. Мы стараемся не отставать от жизни. Что, к примеру, означают предстоящие изменения в выстраивании вертикали власти, новый порядок выборов глав регионов? То, что центр политических интересов партий (всех, а не только "Единой России") все больше смещается в регионы. Вы посмотрите, в какой острой политической борьбе прошли последние выборы в региональные законодательные органы. С получением права утверждать представленные Президентом страны кандидатуры глав исполнительной власти местные депутаты получают в свои руки мощный рычаг влияния на состояние дел в своих областях, краях и республиках. Уверен, с укреплением новых принципов исчезнут рецидивы "неуправляемых" территорий, повысится ответственность, исчезнут параллельные структуры власти на местах - прежде всего многочисленные представительства федеральных министерств и ведомств в регионах.

Эти принципы благотворно скажутся и на состоянии дел в национальных республиках. За многие годы в некоторых из них сложились своеобразные системы "сдержек и противовесов" из клановых, родовых интересов. С формированием нового экономического уклада они нередко рассыпаются, приводя к конфликтам, порой с трагическим исходом, - вспомним события в Карачаево-Черкесии. Многопартийные системы, варящиеся в едином "котле", сильная исполнительная и законодательная власть могут стать надежным регулятором межклановых и межнациональных отношений, в том числе и тех, что связывают соседние национальные республики.

- Извините, вечный вопрос: откуда брать неподкупные, честные, компетентные, стойкие и преданные идее кадры, которые, как известно, решают все?

- Еще раз вспомним слова Президента о едином "котле". Уверен, что кадры должны черпаться именно из этих региональных "котлов", в которых они пройдут переплавку и кристаллизацию. При этом, убежден, будет учитываться мнение всех составляющих политических сил, крупных общественных сообществ, представителей регионального бизнеса, религиозных конфессий - то есть будет сформирован своеобразный общественный мониторинг.

- Многих, как известно, волнует проблема роспуска региональных законодательных органов в случае, если они дважды отвергнут кандидатуру, предложенную Президентом.

- На встрече в "Лесных далях" Владимир Путин эту проблему не комментировал. Но это не значит, что после второго чтения в законопроекте не появятся определенные изменения. Сейчас по инициативе депутатов нашей фракции идут многочисленные консультации по этой теме. Возможно, для выработки общей позиции будут проведены парламентские слушания... Проблема не так проста, как кажется. Предлагают, к примеру, "строптивые" законодательные собрания не распускать и дать право Президенту указом назначать "отвергнутых" исполняющими обязанности руководителей соответствующих регионов. Но насколько уютно будет ощущать себя такой и.о.? В свою очередь, если сохранить принцип роспуска, неуютно себя будет чувствовать местная политическая и деловая элита. А новые выборы, даже если не обращать внимания на их определенную скандальность и затратность, не могут гарантировать будущему губернатору нормальную легитимность и спокойную жизнь.

- На встрече с Президентом многие депутаты поднимали вопросы эффективного сотрудничества с Правительством, в частности речь шла и о законопроекте "О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в РФ". Он был доработан согласительной комиссией с учетом мнения Правительства, но им же в итоге был и отвергнут.

- Да, в последнее время со стороны депутатов все чаще звучит критика в адрес Правительства. Поводов довольно много, но суть, по моему мнению, можно свести воедино. Правительство в ряде случаев недостаточно полно представляет реальные экономические и политические процессы в регионах. Взять, к примеру, агропромышленный комплекс. Отказывая законодателям в его государственной поддержке (а именно в этом основная концепция отложенного для доработки законопроекта), Правительство ссылается на то, что там и без того идет экономический рост. Но обратите внимание - рост совершенно мизерный, менее процента за год. Зарплата же у аграриев в три раза меньше, чем в промышленности, их долги - 330 миллиардов рублей, изношенность основных фондов - под сто процентов, а социальная сфера - в полной деградации. Уверен, ни одно государство не может стать благополучным без нормально развитого села. Но доступность и дешевизна продовольствия не должны строиться на вырождении крестьянства. Работа на селе - это не только экономическая категория. Это для миллионов селян образ жизни. Вот именно это и хотят объяснить депутаты Правительству... Кстати, в этом споре посредником выступил Президент - он дал поручение Правительству вновь вернуться к данному законопроекту.





Парламентская Газета, Город: Москва
Дата: 27 Ноября 2004

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован