Для того, чтобы преуспеть в современном мире, недостаточно просто владеть информацией. По-настоящему управляет ситуацией тот, кто умеет ее использовать. СМИ сейчас - это не просто источник данных о событиях, происходящих в стране и в мире. Это реальная четвертая власть, "властители дум и душ" нашего политизированного общества. По мнению депутата Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области, президента финансово-промышленного холдинга "AVS Group" ВАЛЕРИЯ САВЕЛЬЕВА, средства массовой информации - мощный канал влияния, с которым и бизнесу, и власти необходимо выстраивать эффективное взаимодействие.
-- Валерий Борисович, на Ваш взгляд, какие основные функции выполняют СМИ в общественно-политической жизни России?
Роль СМИ огромна. Это - часть общественно-политической системы России. Какая система - такие и СМИ. С одной стороны, они способствуют развитию общества. С другой стороны, могут и тормозить его. Главная особенность СМИ в том, что они не просто информируют, они создают общественное мнение, пропагандируя определенные ценности и идеи.
- Насколько важна свобода слова для СМИ?
Я считаю, что это ключевой фактор и для СМИ, и в целом для общественной жизни. Согласен с Президентом РФ Владимиром Путиным, который назвал свободу СМИ одним из базовых условий развития демократии в стране, без которого нельзя ни коррупцию победить, ни общество свободным сделать. Любая власть нуждается в "обратной связи" с населением- необходимо знать оценку своим действиями, которую дают граждане страны: для них эти действия, собственно говоря, и предпринимаются. И СМИ - это как раз тот самый канал, через который власть узнает о реакции общества на проводимые ею реформы и законы и может понять, какие последствия наступят в результате тех или иных мероприятий.
Да, конечно, неприятно сталкиваться с критикой в свой адрес. Но ведь как раз реакция на критику - один из показателей и уровня развития государственной системы управления, и уровня развития человека, если речь идет о конкретной личности. В случае, когда он достаточно высок, критика - это дополнительный фактор, мотивирующий измениться к лучшему.
-- Какие недостатки Вы видите в современных СМИ?
На мой взгляд, одна из существенных особенностей работы средств массовой информации, оказывающая негативное влияние на развитие общества, особенно, воспитание подрастающего поколения - это антипатриотические настроения, господствующие в ряде изданий. Любовь к своей стране нужно в буквальном смысле слова "взращивать с пеленок", и СМИ должны сыграть в этом процессе не последнюю роль. О пристрастии к теме насилия, всякого рода слухов, сплетен, скандалов я даже говорить не буду. К сожалению, такая информация востребована населением, и СМИ в данном случае всего лишь отвечают на запросы рынка. Главное, чтобы превалирование негатива над позитивом не стало носить глобальный характер. Думаю, постепенно, пусть даже и медленными темпами, этот процесс сведется к минимуму.
- Существует мнение, что СМИ необходимо обеспечить экономическую независимость, тогда они будут более свободны и объективны в своих оценках. Ведь не секрет, что многие издания подконтрольны либо олигархическим группам, либо органам власти, особенно в регионах, и, так или иначе, представляют их интересы
Да, такая проблема существует. Но взгляните с другой стороны. В тех же регионах для газет и телеканалов иной раз просто нет другого выхода, кроме как работать на местную власть. Иначе им просто не выжить. В городке с 10-20 тысячами жителей мало богатых рекламодателей, а подписчики не в силах платить большие деньги, поэтому издание без финансовой поддержки муниципальной администрации может быть заведомо убыточно. Один из выходов, возможных в данной ситуации, это участие в конкурсах на федеральные и министерские гранты. Грамотный менеджмент тоже способствует решению вопроса. Например, в одном из городов нашей Свердловской области совместили издание газеты с полиграфическим бизнесом. В результате СМИ стало вполне независимым и конкурентоспособным.
Что касается федеральных изданий, то, на мой взгляд, в последние годы тенденциозность в их оценках стала менее выражена, чем раньше. Владельцы СМИ стали все чаще рассматривать собственные газеты, телеканалы и информагентства не как канал пропаганды, а как бизнес-единицы, способные приносить прибыль. То есть если раньше основополагающим фактором для инвестора при покупке СМИ был эффект влияния на общественное мнение, то теперь он отошел на второй план и главной стала финансовая сторона.
-- Как решать проблему ложной информации, которую несут в общество СМИ?
Думаю, на это явление нужно взглянуть несколько шире. Одно дело, если ложь есть результат информационной политики, цель которой - дискредитировать того или иного политического деятеля, бизнесмена. Другое - если искажение фактов возникает как следствие недостаточной осведомленности о реальных событиях, что приводит к домыслам и слухам. Органам власти необходимо быть открытыми для СМИ, самим проявлять высокую информационную активность, оповещать о своих действиях и инициативах, не дожидаясь, пока за них "додумают" журналисты.
"Регионы России"
1 Июля 2007