Автомобили заполнили город. Кажется, нет такого места, где не увидишь припаркованную машину. На дорогах образуются пробки, потому что оставленные на обочине автомобили сужают проезжую часть. А пешеходы нередко вынуждены буквально пробираться между фасадами домов и припаркованными на тротуарах машинами. Во многих московских дворах не увидишь ни детских, ни спортивных площадок: все занято автомобилями, да так, что иногда пожарные и "скорая помощь" не могут вовремя подъехать к нужному дому и подъезду. Где же выход из создавшейся ситуации? Проблему призван решить законопроект "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы", принятый во втором чтении Московской городской Думой. Об этом рассказал депутат Валерий Скобинов.
- Валерий Петрович, что послужило предпосылкой для разработки данного законопроекта?
- Предпосылкой для разработки законопроекта послужила ситуация, которая сложилась на сегодняшний день в городе. Сегодня любой москвич, даже не автомобилист, видит, насколько сложна ситуация с парковкой транспорта, особенно в центральной части города. Пешеходы это чувствуют на себе, когда пытаются перейти улицу, которая забита машинами, стоящими даже на тротуарах. Автовладельцы также испытывают трудности при парковке машин. Помимо этого, неправильно припаркованный автомобиль - это сужение дороги и затруднение движения транспорта и, как следствие, возникновение пробок. Когда образуется пробка, не может проехать ни общественный, ни спецтранспорт, а у водителей, стоящих в пробке, сдают нервы. Таких ситуаций не должно быть. Сейчас часто стоянки и притротуарные парковки создаются совсем в неподходящем для этого месте, поэтому иногда диву даешься, как можно было разрешать их там устраивать.
Будущий закон призван навести порядок в этой части городского хозяйства, а также изменить систему проектирования объектов. Зачастую при проектировании, например, торгового центра предусматривается недостаточное количество парковочных мест, а все пространство занимается торговыми площадями. Конечно, хозяевам торгового комплекса это выгодно, потому что любая торговая площадь - это деньги.
Но город должен стоять на защите своих интересов и на защите интересов москвичей. Вот этим и была вызвана необходимость разработки данного проекта закона, который должен стать первым в череде достаточно большого количества нормативно-правовых актов, которые готовятся и будут рассматриваться вслед за этим проектом закона.
- Документом запрещается размещение автотранспортных средств вне стоянок. А будет ли обеспечено нужное количество мест на стоянках к моменту введения закона в действие?
- Хотя эта норма и вызвала большие споры, она правильная, но выполняться она будет только при условии разработки схемы размещения стоянок и парковок на территории города. Причем, сделать это необходимо в срочном порядке, потому что город развивается и свободных участков становится все меньше и меньше. Когда такая схема будет разработана, станет ясно, какую территорию нельзя застраивать, потому что она предназначена для организации стоянок и парковок. В противном же случае мы потеряем все свободные участки городской территории. Конечно, сегодня технология строительства позволяет сделать парковки и под землей даже в условиях сложившейся застройки, но затраты на строительство этих (стоянок и паркингов будут таки большими, что стоимость парковки автомобиля там будет очень высокой, а это по карману далеко не многим. Причем, дорого будет стоить не только постоянная парковка, но и стоимость аренды за гостевое место. А мы должны помнить, что у нас в городе ездят не только на "роллс-ройсах" и "мерседесах", а еще на "москвичах", "жигулях" и "запорожцах", поэтому нужно думать о тех, у кого достаток незначителен, а использовать свое транспортное средство им тоже надо.
Еще раз хочу повторить, что, если схема размещения парковок будет разработана, тогда норма, прописанная в законопроекте, будет работать. При составлении схемы должно учитываться и наличие городских инженерных коммуникаций, и особенности транспортного движения на той или иной улице.
- Предполагается, что стоянки будут платными и бесплатными. На каких стоянках автовладельцам придется платить, и от чего будет зависеть размер оплаты?
- По-моему, правильно в законопроекте прописано, что стоянки могут быть платными и бесплатными. Бесплатными станут те стоянки, которые будут организованы на проезжей части дороги, при органах государственной власти и объектах социального значения: больницах, поликлиниках, управлениях социальной защиты, центрах социального обеспечения населения и других, то есть там, куда приезжают либо социально незащищенные граждане, либо за оказанием помощи. Остальные стоянки будут платными. Цена будет зависеть от того количества услуг, которое на данной стоянке или парковке будет оказываться, например, охраняется она или нет. Удаленность от центра города тоже будет иметь значение. Практика дифференцированной платы за стоянки существует во всех столицах мира: чем ближе к центру, тем выше цена, и это вполне логично.
- Кто вправе создавать стоянки на территории города?
- Законопроектом предусмотрено, что такое право будут иметь органы государственной власти города, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица. Причем, органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут создавать стоянки, которые будут предназначаться как для размещения собственных автотранспортных средств, так и для размещения машин других лиц.
Самое главное при разработке схемы размещения парковок и стоянок определить, где какие стоянки будут находиться: где городские, находящиеся в собственности Москвы, и где другие. На стоянках, которые будут организованы юридическими лицами, правила и размер оплаты будет устанавливать само юридическое лицо, а на стоянках, находящихся в собственности города, - городские власти.
- А не получится так, что стоянки, созданные юридическими лицами, перейдут в их собственность?
- В определенных случаях это можно будет оформить и в собственность. Единственное, что нельзя будет сделать со стоянками и парковками, - это их перепрофилировать.
- Стоянки можно будет строить в любом месте или будут какие-то ограничения?
- Во-первых, всегда работают нормы, которые используются при проектировании того или иного объекта, а во-вторых, в данном проекте закона разработчики намереваются запретить организацию парковок на территории зон зеленых насаждений, детских площадок, на тротуарах, на проезжей части дорог при условии, что это сузит проезжую часть и затруднит движение транспорта.
- Предусматривается ли законопроектом административная ответственность за нарушение правил, связанных с размещением автотранспорта?
- Штрафы будут взиматься как за нарушение правил парковки, так и за нарушение правил содержания и организации стоянок, то есть ответственность будут нести и автовладельцы, нарушавшие правила парковки, и должностные и юридические лица, которые отвечают за работу стоянок.
Хочу отметить, что в законопроекте содержится норма, которой запрещается стоянка автотранспорта на проезжей части дворовой территории. Это очень важный момент, который вызвал много нареканий со стороны москвичей, а также волнений в средствах массовой информации. Безусловно, депутаты Московской городской Думы не согласились с этой нормой законопроекта. Как можно сегодня запретить стоянку машин во дворах? И мы обратились к разработчикам даже не с просьбой, а с настоятельным требованием эту норму убрать. Я и депутат Степан Орлов уже подали поправки с тем, чтобы эту норму законопроекта исключить. Мы считаем, что когда город обеспечит москвичей достаточным количеством мест на парковках, стоянках и в гаражах, вот тогда можно рассматривать введение этой нормы. А в настоящее время эту норму прописывать нельзя. Мы уже обсудили этот вопрос с разработчиками документа, и они поблагодарили нас за подсказку. Ни правительство Москвы, ни Московская городская Дума никогда не предпринимали действий, которые могли бы существенно ухудшить жизнь москвичей, поэтому эту норму мы убираем из законопроекта, чтобы москвичи не волновались и не сомневались в том, что о них есть кому позаботиться.
Московское собрание, 22 февраля 2005 г.