Разговоры о том, в какой стране проснутся 6 января жители Грузии, продолжались недолго. Скоро стало понятно, что - в той же: назначенные на 5-е досрочные президентские выборы, вероятнее всего, завершатся победой Михаила Саакашвили. По правде сказать, эти досрочные выборы оппозиция проиграла досрочно же, еще в начале ноября. Потому что в митинговой эйфории приняла продиктованные президентом условия, заблуждаясь в понимании, кому они более выгодны. Дело усугубляется еще и тем, что в грузинскую оппозицию рекрутированы преимущественно бывшие представители власти, разделяющие с Саакашвили ответственность за все, что теперь сами же подвергают яростной критике и стремятся низвергнуть. Кроме того, из команды революционеров по разным причинам выпали харизматичные фигуры, способные составить реальную конкуренцию экс-президенту.
Единственный кандидат, в глазах грузинского обывателя обладающий демонической притягательностью, - Бадри Патаркацишвили. На днях демонизма ему добавила британская пресса, распространив сообщения о якобы готовящемся по заказу грузинских властей убийстве опального олигарха. Слава богу, тот пока жив и, придя к власти, обязуется помогать соотечественникам не только посредством государственной казны, но и личными капиталами. Он, например, готов облегчить населению бремя коммунальных расходов: "Из своих средств я буду ежемесячно оплачивать каждой семье стоимость 100 киловатт-часов электроэнергии, покрою основную часть расходов на природный газ и полностью - на воду". Не останутся внакладе и сельские жители: весь будущий урожай винограда и цитрусовых Патаркацишвили, если верить его обещаниям, сам скупит. И крестьяне, таким образом, не будут страдать от низких закупочных цен, установленных государством, и вообще освободятся от забот, связанных с реализацией произведенной ими продукции. Но чтобы принять полноценное участие в избирательной кампании, Патаркацишвили должен как минимум вернуться в Грузию. Политический эмигрант, из Лондона транслирующий свои президентские амбиции, не имеет ни малейшего шанса на победу.
Предыдущие президентские выборы, тоже досрочные, проходили 4 января 2004-го. Полное, не считая одного дня, совпадение дат. Тем интереснее обнаруживать в той и этой кампаниях сходства и различия сущностного, не календарного свойства. Декабрь-2003 и декабрь-2007 во многом не отличимы. Как и тогда, грузинское общество взбудоражено. Как и тогда, оппозиция требует смены режима. Как и тогда, досрочные президентские выборы - способ выхода из политического кризиса. Как и тогда, главный претендент на власть - Михаил Саакашвили. Принципиальная разница только в том, что в декабре 2003-го он был лидером оппозиции, а ныне - объект ее атаки.
Главные грузинские оппозиционеры - бывший министр обороны Ираклий Окруашвили и уже упомянутый Бадри Патаркацишвили. Оба они обвиняются в попытке государственного переворота. Оба, естественно, стали живыми символами грузинской оппозиции, объединили ее в походе против власти. И теперь в их лице Саакашвили пытается скомпрометировать все политические силы, выступающие за смену режима. Парад этих сил явлен в списке зарегистрированных кандидатов. Там и Леван Гачечиладзе (кандидат от объединенной оппозиции), и Давид Гамкрелидзе (блок "Новых правых", движения "Промышленность спасет Грузию" и Национал-демократической партии Грузии), и Георгий Маисашвили (Партия будущего), и Шалва Нателашвили (Лейбористская партия Грузии)... Эти участники президентской гонки совершенно уверены если не в собственной победе, то в поражении Михаила Саакашвили уж точно. Как сказал лидер движения "Грузия без президента" Георгий Хаиндрава: "Я думаю, что даже если оппозиция поставит соперником Саакашвили будку для газет, все равно выиграет оппозиция". Так боксеры перед выходом на ринг демонстрируют публике свою боевую свирепость: "Я порву его, как кусок сыра!" На исход поединка эта риторика не влияет ничуть. Как ему и положено, побеждает сильнейший, а не самый речистый. В этом смысле шансы Саакашвили не стоит приуменьшать. Прямо скажем, они высоки.
Экс-глава Грузии ездит сейчас по стране, обещает повысить пенсии, увеличить размер социальных пособий: "Я уверен, что к концу второго президентского срока достигну того, что в Грузии не будет крайней бедности. Бедность будет, но это должна быть такая же бедность, как в Чехии и Литве". Ушедшему, чтобы вернуться, президенту может добавить голосов и возобновившийся заочный процесс над задержанным в Берлине Ираклием Окруашвили. На стороне Саакашвили, и это гораздо важнее, силовые министры (сейчас они формально подчиняются спикеру парламента, исполняющему обязанности президента). За него - большая часть армии и полиции, что вполне объяснимо: жалованье военных и стражей порядка заметно превосходит доходы гражданского населения; оборонный бюджет Грузии вырос за последние три года почти в четыре раза. Наконец, вот что. Саакашвили сообщил избирателям, что у Грузии есть реальный шанс стать членом НАТО, если президентские выборы пройдут демократично. Сторонников главного кандидата такое заявление, несомненно, воодушевит.
Скорее всего, Саакашвили вернется к власти. Но той Грузии, которая четыре года назад чуть ли не на руках вознесла его на высший государственный пост, больше нет. От "революции роз", обещавшей торжество демократии и завершившейся силовым подавлением митингов, разгромом независимых СМИ, преследованием политических оппонентов, у народа осталось тяжелое послевкусие. После 5 января начнется перезагрузка этой революции.
26.12.2007
http://www.newizv.ru/news/2007-12-26/82294/