Эксклюзив
Кузьмина Вера Павловна
22 мая 2015
4677

Вера Кузьмина: Алюминатный цемент и его применение в сухих строительных смесях (CCC)

В России цементы глинозѐмистые и высокоглинозѐмистые производят по ГОСТ 969-91.

Преимуществами алюминатных (глинозѐмистых) цементов (ГЦ) являются способность быстро затвердевать: трехдневная прочность цементного камня соответствует и даже в ряде случаев превышает 28-дневную прочность обычного портландцемента. Повышенная химическая устойчивость против воздействия различных агрессивных сред. Высокая огнеупорность. Однако существуют причины, ограничивающие их применение. Так, цена алюминатных цементов втрое выше, чем у портландцемента. Есть дефицит высокосортного сырья для их производства.

По данным Алексея Семѐнова ( asemenov@gs-expert.ru ) в настоящее время в России выпуск глиноземистых цементов (ГЦ) осуществляют 4 предприятия: ОАО "Пашийский металлургическо-цементный завод" (Пермский край), "Консолит", (Московская обл.), ОАО "Подольск-Цемент" (Московская обл.) и ООО "Нижнетагильский завод глиноземистых цементов" (Свердловская обл.). В докризисный период выпуск этой продукции также осуществляли ЗАО "Метахим" (Ленинградская обл.) и ООО "Челябинский цементный завод" (Челябинская обл.). За период с 2007 по 2009 г. объем производства глиноземистого цемента в России сократился в 1,8 раза до 7,6 тыс. т. В 2010 г. наметился посткризисный рост производства, однако уже в 2011 г. вновь отмечена негативная динамика, что обусловлено усилением конкуренции на российском рынке с импортным глиноземистым цементом, который поставляется в ряде случаев по демпинговым ценам. По итогам года в стране было произведено всего 9 тыс. т глиноземистого цемента, в 2012 г. - 7,9 тыс.т. В 2015 темпы производства ГЦ сохранились на прежнем уровне по всем позициям. В докризисный период темпы роста потребления глиноземистого цемента в России были незначительны -по итогам 2008 г. спрос на эту продукцию увеличился всего на 2% по сравнению с предыдущим годом.

В условиях кризиса 2009 г. спрос на глиноземистый цемент снизился на 26% до 14,8 тыс. т. Однако уже в 2010 г. возобновился рост объемов потребления этой продукции в стране, и по итогам года еѐ потребление в России превысило докризисный уровень.

В 2011 г. видимое потребление глиноземистого цемента в России увеличилось еще на 19,8% по сравнению с 2010 г. и составило 29,6 тыс. т. В денежном выражении, по оценкам "ГС-Эксперт", емкость российского рынка потребления глиноземистого цемента в 2011 г. составила порядка 16 млн. долларов США, а в 2013 - 21 млн. долларов США.

На протяжении всего рассматриваемого периода времени баланс производство-потребление глиноземистого цемента в России оставался отрицательным. Ежегодный дефицит цемента составлял 5,9-21,5 тыс. т и покрывался за счет импортных поставок. Импортѐры ГЦ: Великобритания, КНР, Турция, Польша, Нидерланды - 24,5 тыс.т.

Возрастание спроса на глиноземистый цемент в 2010- 2011 гг., обусловило существенное увеличение импорта данной продукции. По итогам 2011 г. импорт глиноземистого цемента достиг 24,4 тыс. т, а доля импортной продукции в общем объеме потребления превысила 82%, хотя докризисные годы на долю импортной продукции приходилось не более 63% от объема потребления глиноземистого цемента в стране.

Полный текст во Вложении

Доля экспорта российской продукции также имеет тенденцию к росту. По мнению аналитиков "ГС-Эксперт", российским производителям все труднее конкурировать с зарубежными поставщиками глиноземистого цемента на отечественном рынке, что ведет к снижению спроса на российскую продукцию и сокращению объемов производства. А за счет наращивания объемов экспорта отечественные заводы пытаются увеличить загрузку своих мощностей и увеличить объем реализации.

Основной объем импортируемого глиноземистого цемента в рассматриваемый период ввозился в страну через 4 основных региона страны: Санкт-Петербург и Ленинградская обл. (поставки из европейских стран) - около 50% от объема импорта в 2011 г.; Кемеровская обл. (поставки из Китая) - около 20%; Краснодарский край (поставки из Турции) - около 15%; Москва и Московская обл. (поставки из европейских стран и Китая) - около 10%. Следует отметить, что наряду с этим, наблюдается активное продвижение на российский рынок продукции компании Kerneos (Франция, Германия, Нидерланды),

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован