01.06.2002, "Тюменские известия"
КРАТКАЯ СПРАВКА:
КЛЕПИКОВ Александр Валентинович. Родился в 1948 году в деревне Сычево Абатского района Тюменской области. В 1966 году закончил Тюменский сельскохозяйственный институт по специальности Ученый- зоотехник. Армейскую службу проходил на космодроме Байконур. После демобилизации работал в Тюменском райкоме ВЛКСМ. По комсомольской путевке был направлен зоотехником в совхоз Каменский. На Север, в Нефтеюганский район, приехал в 1973 году. С тех пор считает эти края своей второй родиной. В послужном списке - работа в совхозе Чеускинский, затем - в Ханты-Мансийске, в окружном комитете КПСС. С 1985 по 1991 годы занимал должность начальника управления сельского хозяйства Нефтеюганского района, первого заместителя, а позднее - и председателя райисполкома. 27 декабря 1991 года был назначен главой администрации Нефтеюганского района. В 1996 году уверенно победил на выборах главы районной администрации, в 2000 году жители территории вновь выдали Клепикову мандат доверия.
Александр Клепиков окончил Академию кадрового резерва при Президенте РФ. Женат. Имеет дочь, сына и внучку.
Горькая память
1983 год. Юг Тюменской области. Зеленый микроавтобус скорой помощи, выбиваясь из сил, ползет по расквашенной сезонной распутицей дороге. Машина часто встает, не в силах выбраться из колеи, и тогда шофер берется за лопату. У больного, прикованного к носилкам, обширный инфаркт. Ему бы надо поставить укол, но не во всяком деревенском медпункте есть шприц. До райцентра, где больница, еще далеко. А дорога - дрянь. Больного, а прихватило Валентина Клепикова, того, у которого сын в начальниках на Севере, везли из дальней деревни до больницы восемь часов. Не довезли...
Декабрь 1991 года. Александр Клепиков назначен главой администрации Нефтеюганского района. А по вверенной ему территории, как и во всей стране, свирепствует послепутчевый кризис. Лихорадит и строителей, и нефтяников, и аграриев.
К дверям каждого магазина в районе прилепился озлобленный хвост очереди. У любого покупателя с собой - пачка талонов. На прилавках - художественные горки из банок с фрикадельками да пакеты лаврового листа. Продавщицы стоят за прилавками, как обреченные защитницы баррикад перед превосходящими силами противника. Очереди пропали сами собой, когда в подсобках закончились запасы консервов... 2002 год. По оценкам специалистов, Нефтеюганский район стал одной из самых динамично развивающихся территорий Ханты-Мансийского автономного округа. По объемам дорожного и жилищного строительства, числу возведенных за последние годы объектов соцкультбыта он уступает разве что Сургутскому и Нижневартовскому районам.
Горькая память о смерти отца долго жгла Александра Клепикова. Когда я из дому получил ту весточку, то для себя понял, что дорога - жизнь. И в прямом, и в переносном смысле, - рассказывает Александр Валентинович. Вспоминая те годы, он неизменно итожит разговор полушутливым заявлением: Зато теперь я могу похвастаться, что ко всем крупным поселкам Нефтеюганского района сегодня проложен асфальт.
Репортерская привычка верить не броским фразам, а фактам заставляет прицепиться к слову:
- Ко всем... и к каждому отдельно?
- Ко всем.
- А сколько крупных населенных пунктов в Нефтеюганском районе?
- Двенадцать поселков и две компрессорные станции. Но я не могу сказать, что сегодняшняя относительно благополучная ситуация - только моя заслуга. Так встали звезды.
- ?..
- Большинство поселков расположено рядом с месторождениями. Нефтяники прокладывали к ним шоссе. Оставалось до поселка 2-3 километра, мы с ними заключали договоры, и они вносили эти дорожные отрезки в свои строительные сметы. Теперь кажется все просто, потому что есть дороги. Тогда же казалось - вряд ли что получится. Спасла одержимость и слово надо.
- Но ведь только на приятельских отношениях с нефтяниками много не настроишь. А дорожное строительство всегда обходится недешево. На Севере - тем более.
- Когда я только начинал работать главой администрации, бюджет района, если перевести на сегодняшние деньги, составлял 7 миллионов рублей. Не развернешься. Ситуация изменилась, когда президент Ельцин своим указом разрешил 10 процентов прибыли, получаемой от нефтедобычи, использовать на нужды района. Объединение Юганскнефтегаз старалось не затягивать с выплатами. Несмотря на то, что уже нарастал вал взаимных неплатежей. И жизнь начала налаживаться.
В первые годы мы строили в основном дороги. Потом осмотрелись - а ведь большинство школ пришло в негодность. Их начали возводить с 1994 года. Сначала построили две школы, а за последние два года - еще шесть. Я горжусь, что сегодня дети учатся не в каких-то там невзрачных халупах. Проекты подбирали современные, с просторными классами, бассейнами. И надо бы еще пару школ в районе построить.
Возродили национальные поселки - Лемпино, Чеускино. Отстроили в них целые улицы. По объемам жилищного строительства рекордным был 1997 год, когда сдали около 36 тысяч квадратных метров. В 2001 году построили более 43 тысяч квадратных метров жилья. Строим клубы. В прошлом году сдали в Чеускино, строим в Лемпино, в поселке Каргатеевы. То есть свой, не очень большой район мы обустраиваем сами.
- Легко быть сильным, когда есть деньги. А что будет дальше, ведь с этого года изменилась ситуация с перераспределением налогов?
- Да, мы стали дотационной территорией, как и все города и районы нашего округа. Плата за недра, налог на прибыль теперь уходят в окружной бюджет. Но в целом округ не должен получить денег меньше, чем в прошлом году. И те средства, что мы сегодня, фактически, потеряли, я думаю, нам возместит окружная казна. По крайней мере, плановые показатели в районном бюджете мы заложили не ниже прошлогодних. Конечно, многое зависит от цен на нефть. И все же я рассчитываю, что начатое строительство мы сможем довести до конца.
- Означают ли ударные темпы жилищного строительства, что Нефтеюганский район - та заповедная территория, где нет пресловутого квартирного вопроса?
- Нет, к сожалению. Мы не тешим себя иллюзиями, и людям говорим, что сами полностью решить жилищную проблему все-таки не в состоянии. Хоть и надрываемся со стройкой, залезаем в долги, берем кредиты. С этого года район уже не может себе позволить выдачу бесплатного жилья. Потребность в квартирах растет, потому что увеличивается число фенольных домов. У одних от стен, перегородок исходит эта отрава, у других формальдегид выделяет мебель. Не так давно было 39 фенольных домов, сейчас их 47. Это около 600 квартир. Начинаем переселять - возникают сложности. Например, переселяем людей, и обнаруживается, что в квартире прописана куча родственников. Чтобы большую жилплощадь получить. Но ведь и мы хитрые. Взамен двухкомнатной квартиры даем равноценную. Есть, конечно, недовольные, которые жалуются во все инстанции, но что тут поделаешь?
- Александр Валентинович, за то время, что вы руководите территорией, в ней многое изменилось к лучшему. И все-таки, если бы я попросил вас назвать ту проблему, к которой сегодня не подступиться, какую бы вы выбрали?
- Борьбу с наркоманией. Для этого мы увеличили штат сотрудников Нефтеюганского РОВД, укрепили материальную базу. Показатели работы милиционеров сразу стали лучше. Но, по большому счету, все же стреляем по воробьям. Северные территории притягивают наркоторговцев. Потому что люди здесь живут относительно обеспеченные. А мы не всегда можем привлечь к серьезной ответственности курьера, перевозящего большую партию зелья. Законы слишком мягкие. Я считаю, что мы, депутаты Тюменской областной Думы, должны обратиться в нижнюю палату Российского парламента с предложением ужесточить законы о борьбе с наркоманией. Жесткие меры, как в Средней Азии, где за такое головы рубят, Государственная Дума, конечно, не одобрит. Но и миндальничать с наркоторговцами больше нельзя.
Мы пришли, чтоб созидать
Много раз за свою управленческую жизнь Александр Клепиков проходил через выборные жернова. Первые два раза - когда боролся за пост главы администрации Нефтеюганского района - дались большой кровью. Мотался по поселкам с утра до ночи, встреч с избирателями провел больше, чем любой из своих соперников. И оба раза уверенно побеждал, по-хорошему завидуя тем, кто выигрывал выборы играючи.
В прошлом году Клепиков снова заставил говорить о себе, теперь уже как кандидат в депутаты областного парламента. Прошедшие выборы должны были стать самыми трудными. Потому что в избирательный округ кандидата вошли четыре муниципальных образования, где население знало о нем едва ли не понаслышке.
С начальством я знаком, а для простых избирателей в том же Ханты-Мансийском районе Клепиков - не пришей к кобыле хвост, - подтрунивает сам над собой Александр Валентинович.
Он победил неожиданно легко. Неожиданно в первую очередь для себя. Не упустив возможность после поиронизировать по этому поводу: Видно, Бог меня увидел и пожалел. В своем избирательном округе кандидат Клепиков набрал около 65 процентов голосов.
- Поначалу у меня не было особого желания баллотироваться в депутаты. Но у нас в округе хорошая команда глав. Когда заявили о своем решении идти в областную Думу Борис Хохряков, глава администрации Нижневартовского района, Александр Сидоров, мэр Сургута, я решил не отставать от ребят.
- Какие задачи вы, как депутат, ставите перед собой?
- Все северные депутаты помнят о том, что нам чужого не надо. Свое бы не потерять. Есть три самостоятельных субъекта Федерации, они и должны остаться. Вопреки разговорам об укрупнении, которые ходят по России.
Хотелось бы, чтобы действовало единое правовое поле на всей территории области, от Северного Ледовитого океана до казахских степей. Должна быть консолидация Юга и Севера не только в вопросах потребления и производства сельхозпродукции. Надо налаживать сотрудничество на почве науки, культуры, спорта, округам и югу Тюменской области участвовать в общероссийских программах. Мы, депутаты, избранные на Севере, будем делать для этого все, что от нас зависит. Мы пришли, чтоб созидать.
- Вы работаете в постоянной комиссии по экономической политике и природопользованию. Почему выбрали именно ее?
- Эти вопросы мне ближе. Хотя не подумайте, что хвастаюсь, для депутатов, которые возглавляют муниципальные образования, нет разницы, в какой комиссии работать. Каждый день мы сталкиваемся с самыми разными вопросами.
- Какое впечатление у вас сложилось после первых месяцев работы в областном парламенте?
- Пока мне не все нравится в областной Думе. В Думе Ханты-Мансийского автономного округа все вопросы между окружной администрацией и парламентом решались до заседания. Прокурор очень редко вмешивался в законотворческий процесс. В областной Думе пришлось увидеть, как аппаратчики предъявляют претензии друг другу, и прокурор - один из самых активных участников законотворческого процесса.
- Но ведь в споре рождается истина...
- Я не против дискуссий! Я против раздраев. Чего зря время терять, мы на комиссии все равно найдем компромиссное решение. Аппараты Думы и администрации должны утрясать все спорные вопросы до заседания. Черновую работу надо делать заранее. Думаю, со временем это наладится.
Господи, помоги...
Каждый год Александр Валентинович с нетерпением ждет открытия охотничьего сезона. И почти ежегодно этот праздник души приходится откладывать - мешают дела. Так что за все годы, прожитые на Севере, Клепиков подстрелил не больше десятка гусей.
Еще он очень любит рыбачить на блесну. Это удается чаще, чем побродить с ружьем по лесу.
В студенчестве Александр был легкоатлетом-разрядником. В зрелом возрасте он каждое утро начинает с разминки на тренажере и клянется сам себе, что скоро начнет бегать.
- Пришла пора юбилеев. Старимся... Иногда бывает, что отмечаем по пять дней рождения в неделю. Так что если на каждом юбилее пить, то спиться можно запросто. Поэтому со спиртным стараюсь держаться построже.
- Но если выпить, то что предпочитаете?
- Люблю пиво. Иногда позволяю себе водочку. Но на этом отрезке жизни мне дороже другие радости.
- Какие?
- Это очень личное.
- Есть какая-то фраза, которую вы говорите сами себе после трудного дня?
- Их несколько. Хотя что такое трудный день? Бывает, что он выдается хлопотным, но удается сделать многое. После такого, полезного, дня, я, как правило, себе ничего не говорю. А в конце тяжелого дня обращаюсь к Богу. Очень коротко. Так и говорю: Господи, помоги ... Я принял крещение пять лет назад. Мать заставила. И пока беды меня обходят. Недавно попал в сильную аварию. Отделался, можно сказать, легким испугом, хотя ехали на скорости более 200 километров в час, и когда наша ауди перевернулась, машину крутило еще метров 200.
- Правда, что вы никогда не ругаетесь матом?
- Нет, это не так. Бывают такие ситуации, когда печатные слова не действуют.
- Правда ли, что в администрации Нефтеюганского района нет приемных часов? Где вас встретят - в коридоре, на улице, утром, вечером, там и обращаются с вопросами?
- Это правда. Тем более если человек специально приехал ко мне издалека, я не имею права ему отказать.
- Ваш принцип жизни?
- Ни минуты покоя.
- Каждый человек живет ДЛЯ ЧЕГО-ТО. Вы для чего живете?
- Помню свою триединую задачу.
- Дерево, сын, дом?
- Да. Но это все уже есть. Я не хочу говорить по-писаному, про мучительную боль за бесцельно прожитые годы. Но в нашей семье все мужики - пахари. Хотелось бы, чтобы и меня считали таким же.
- Это и есть та самая, очень личная, главная радость?
- Да. С детства запомнилось, как в нашей деревне на завалинке собирались старушки и судили, у кого дети в люди вышли. Отбор у деревенских всегда был жестким. И как раз приехал мой дядя, подполковник. Потом он дослужился до генерала. Старушки подумали и решили - вон, Егор-то Клепиков в люди вышел...
Помню, я тогда прибежал домой и сказал отцу - вырасту большой и в люди выйду. Обязательно! Все тогда засмеялись.
Только я знаю, что и сейчас на той же завалинке собираются старушки. Среди них есть одна, которая мне особенно дорога. Моя мать. И когда бабушки начинают меня, Сашку Клепикова, Валентинова сына, добром вспоминать и говорить, что я в люди вышел, ей очень приятно. А я этому посвятил жизнь.
Александр Белов
http://www.duma72.ru/Print.aspx?type=ars&id=8