24 ноября 2003
3883

Вид из женевского окна

Сергей Орджоникидзе: переход от "холодной войны" к новому миропорядку непозволительно затянулся
из первых уст

В Нью-Йорке продолжает работу 58-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Как заявил недавно Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, "еще никогда прогнозы по поводу будущего организации не были столь мрачными". Что думают по этому поводу в Женевском отделении ООН - колыбели, где зарождалась Лига Наций? Об этом в эксклюзивном интервью нашей газете рассказывает заместитель Генерального секретаря ООН, генеральный директор Европейского отделения ООН Сергей Орджоникидзе.

- Мир становится все более нестабильным и опасным. Значит ли это, что ООН больше не справляется с ситуацией?

- Действительно, такие события, как, например, иракский кризис, показали: переход от "холодной войны" к новому миропорядку непозволительно затянулся. Это привело к напряженности и росту нестабильности в различных регионах мира. Сегодня мировому сообществу приходится одновременно решать целый ряд региональных проблем, представляющих угрозу международной безопасности.

Страны сами наделяют ООН все новыми функциями - от операций по поддержанию мира и безопасности до решения гуманитарных кризисов и постконфликтного восстановления экономики.

Совершенно очевидно, что больше нельзя просто реагировать на возникающие кризисы, пора учиться их предупреждать, пора строить международный порядок, который гарантировал бы глобальную стабильность на больших пространствах и на длительных отрезках времени. Глубоко уверен, что сделать это может только единственная в мире универсальная организация - ООН.

- Многие считают, что для этого ООН должна реформироваться.

- Проходящая сейчас в Нью-Йорке 58-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН активно ищет пути реформирования Организации. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан объявил о создании "совета мудрецов", который должен подготовить глобальные предложения о том, как ООН должна эффективно бороться с новыми вызовами и угрозами. На мой взгляд, важно, чтобы реформа не проводилась ради реформы, а тем более - проформы. Цель у реформы может быть только одна - повысить эффективность работы ООН.

Другая важная задача - ликвидировать разрыв между политическими решениями ООН и тем, как они выполняются. Такие решения принимаются государствами-членами ООН, и на них лежит главная обязанность их выполнять.

- И все-таки ООН уходит из "слишком сложных" регионов, от "слишком тяжелых" ситуаций или старается держать позиции?

- ООН не только не уходит из "слишком сложных регионов", но постоянно наращивает свою вовлеченность в урегулирование "тяжелых ситуаций". Только один пример. Еще лет 10 назад ООН не участвовала ни в одной миссии, опасной для ее персонала. Сегодня таких миссий в различных уголках планеты - 91, в них занято более 40 тысяч сотрудников ООН. Зачем же ООН так рискует? Ответ простой: сейчас ООН работает практически везде, и без ее участия не решается ни одна серьезная проблема в мире. Это происходит потому, что страны сами наделяют ООН все новыми функциями - от операций по поддержанию международного мира и безопасности до решения гуманитарных кризисов и постконфликтного восстановления экономики.

- Усиление роли ООН - одно из следствий глобализации, так получается?

- Глобализация, безусловно, способствует мировому прогрессу. Однако есть и негатив. Задача ООН видится в том, чтобы максимально использовать позитивные стороны глобализации и минимизировать ее негативные последствия.

- Ситуация в Ираке - это ваша победа или неудача?

- Я бы не стал окрашивать сложные проблемы в черно-белые цвета. В Ираке ООН выдержала очередное испытание на прочность, хотя и дорого заплатила за это. Я имею в виду, к примеру, террористический акт в Багдаде 19 августа, который унес жизни десятков наших коллег, в том числе жизнь моего близкого друга и коллеги Верховного комиссара по правам человека Сержиу Виейра ди Мело. Сегодня необходимо найти такое решение иракской проблемы, которое отвечало бы интересам прежде всего самого Ирака, а также интересам стабильности в регионе в целом. Иракский народ должен увидеть ясную и четкую перспективу в восстановлении суверенитета своей страны, понять, что на повестке дня - передача власти его законным представителям. Без этого невозможно ни обеспечить безопасность, ни восстановить экономику.

- В заключение хотелось бы расспросить вас о Европейском отделении ООН в Женеве. Сказывается ли на вас усиление роли Европы в мировой политике? Чувствуете ли вы себя в авангарде борьбы за "многополярный мир"?

- Отделение ООН в Женеве по числу сотрудников стоит на втором месте после штаб-квартиры в Нью-Йорке, а по количеству мероприятий лишь немного уступает. Мы занимаемся всем спектром ооновских проблем - тут и политика, и экономика, и разоружение, и права человека, и проблемы беженцев, и экологические проблемы, и масса других. В последние годы роль Женевы в решении этих проблем неуклонно возрастает. Вспомним хотя бы, что в сентябре по инициативе Генерального секретаря ООН К. Аннана в этих стенах встретились министры иностранных дел стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН для обсуждения проблем Ирака. Эта встреча оказалась не просто "очередным этапом" - она придала столь необходимый импульс всему процессу урегулирования. В итоге, как вы знаете, Совету Безопасности удалось единогласно принять новую резолюцию по Ираку. Это не только продвинуло иракское урегулирование, но и улучшило отношения между государствами - членами Совета, а также способствовало повышению эффективности его работы.

Далее, Женева - место, где работает форум "три плюс". На этом форуме обсуждаются самые острые проблемы (предотвращение конфликтов, обустройство стран после конфликтов, борьба с терроризмом, наркотрафиком, торговлей людьми и другие), причем обсуждаются в сугубо практическом ключе. Он называется "три плюс", потому что начинался когда-то с участия ООН, ОБСЕ и Совета Европы, а теперь к нему присоединяются Евросоюз, Международный Комитет Красного Креста, Международная организация по миграции и ряд других организаций.

Особо хотел бы отметить, что сегодняшняя Женева реально занимается решением насущных проблем, которые волнуют и государства, и частный сектор, и простых граждан. Это разработка и контроль за выполнением международных стандартов в промышленности и сельском хозяйстве, в области трудовых отношений, интеллектуальной собственности, метеорологии, распределении теле- и радиочастот и многих других. Я уже не говорю о незаменимой роли таких широко известных организаций, как Управление Верховного комиссара по правам человека и Управление Верховного комиссара по делам беженцев. На решение насущных проблем здоровья людей направлена деятельность Всемирной организации здравоохранения.

А вообще Европейское отделение ООН исторически "обречено" играть особую роль: именно здесь, в Женеве, в этом самом здании зарождался прообраз всемирной универсальной организации. Именно здесь была предпринята первая, пускай неудачная, попытка объединить государства в Лигу Наций, которая исчезла в пучине Второй мировой войны.

Помогают нам не только стены Дворца наций: правительство Швейцарии, безусловно, много делает для поддержки ООН и других международных организаций. Уверен, что роль и место "европейской ООН" будут только возрастать вместе с новой ролью Европы.

Евгений Арсюхин

Опубликовано в РГ (Столичный выпуск) N3352 от 24 ноября 2003 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован