Виктор Иванович, министр Фурсенко достаточно подробно говорил в Красноярске о предстоящей реформе вузовского и среднего образования. Предложения Минобрнауки вообще говоря, могут вызвать не совсем позитивную реакцию, поскольку они, в случае их ускоренного внедрения, заденут интересы многих, и что самое важное - ни в чем не повинных граждан. С Вашей точки зрения, как обстоит ситуация в этой области?
С моей точки зрения, Минобразования не делает необходимого, а занимается вещами, пусть даже нужными и правильными, типа привилегий для инвалидов, но, все же второстепенными. А главного не делает, не понимает и не видит проблемы или делает вид, что не видит. Это и в науке, и в образовании, везде. Фурсенко абсолютно ничего не говорит о том, каким образом он собирается повышать качество образования. Каким образом он собирается от института образования отсечь мертвые части. А студенты прекрасно понимают, что дипломы, которые сейчас им дают, скоро не будут стоить ломаного гроша. Хотя им они стоят дорого, многим, во всяком случае.
Не получится решить эти проблемы только с помощью экономического подхода. Потому что, для того, чтобы их решать с помощью экономического подхода надо 100 лет, а не 3 года. За 3 года эти методы, которые предлагает Фурсенко, только окончательно оскандалятся, и укокошат и образование, и науку в России.
А что нужно делать?
Первое, - это отобрать у частных ВУЗов право выдачи дипломов государственного образца. Но! Второе - предложить им способ выживания, поскольку это страшный удар. Способ выживания состоит в том, что они, те, кто хочет, сдаются на милость государственных ВУЗов, и превращаются в их подразделения со всеми вытекающими отсюда последствиями. Потому, устроив такую систему, при которой образовательные учреждения не могут давать больших взяток, а это - первый шаг к такой системе, надо ужесточить требования к качеству образования через аттестацию и так далее, которой будут подлежать государственные ВУЗы, а вовсе даже не частные. Частные ВУЗы пусть дают свои дипломы и живут, как хотят. Если кто из них заработает такой авторитет, что его диплом будет цениться выше Кембриджского - ради бога! После того его ректору можно будет дать орден Андрея Первозванного.
Но ведь аттестация государственных ВУЗов тоже упрется в проблему коррупции?
А откуда эта проблема возьмется? Да, сейчас она есть, но если устроить нормальную систему, при которой в системе образования не будут крутиться эти идиотские шальные деньги, то нечем будет и платить взятки.
Конечно, никому не хочется терять работу. Но если эта работа не так уж много стоит, то можно и потерять, и поменять на другую. А то, что творится сейчас - это просто беспредел. Я не говорю, что таким способом можно мгновенно решить все проблемы, но это шаг в нужном направлении.
А с невузовским образованием как поступать - со школами, лицеями, гимназиями, обучением детей-инвалидов?
Обучением детей-инвалидов должно заниматься государство, оно должно не жалеть на это денег. На каком уровне власти это будет делаться неважно. Государство - это необязательно федеральный уровень, регионы - тоже государство. У нас же два уровня государственности - федеральный и субъектный.
И со школами надо бы поступить так же как с ВУЗами. Отчего бы и нет? Вот, человек получает аттестат, что он окончил Поливановскую гимназию. Если выясняется, что ¾; окончивших эту гимназию поступают в лучшие ВУЗы, то аттестат этой гимназии будет цениться выше, чем обычный государственный аттестат зрелости.
16 марта 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=55785