Виктор Иванович, вчера решением бюро РСПП Александр Шохин был рекомендован на пост президента РСПП. Аркадий Вольский станет почетным президентом Союза. Шохин свою роль на этом посту видит в создании нормальной предпринимательской среды для малого и среднего бизнеса, поскольку крупный бизнес, по его словам, и так умеет себя защитить. Кроме того, одной из приоритетных задач Шохин считает создание в рамках РСПП структуры по регулированию корпоративных споров. С Вашей точки зрения, чем был РСПП в последние годы, когда им руководил Вольский, и чем он может стать при новом президенте? Шохин известен как политик, экономист, один из лучших аналитиков. Удастся ли ему сделать союз организацией для цивилизованного решения конфликтов внутри бизнес-сообщества?
Я думаю, что программа эта весьма разумная, что это действительно нужные вещи, и думаю, что у Александра Николаевича есть шансы продвинуться во всех этих направлениях. Создать внутри РСПП структуру, которая занималась бы урегулированием споров - это задача, которую давно надо было решать. Я даже думаю, что некое невнимание к этому аспекту породило целый ряд негативных последствий в нашем бизнесе. Может быть, и акценты были расставлены не совсем верно. Это было - правильно говорят - профсоюзом наших промышленников, но советским профсоюзом, то есть, таким профсоюзом, который не столько занимался делами самих промышленников, сколько занимался выстраиванием неких отношений с властью. Но после дела Ходорковского стало ясно, что РСПП никак не смог повлиять на этот процесс. Я думаю, что некие элементы кризиса, которые сейчас наблюдаются, и которые привели к возможной смене руководства, были осознаны именно в связи с делом Ходорковского. Так что, акцент на урегулирование споров с одной стороны, и на малый и средний бизнес с другой стороны - это правильное направление.
А что касается того, что крупный бизнес сможет сам себя защитить, я думаю, что Александр Николаевич тут чуть-чуть слукавил. Как раз этот прецедент показывает, что и крупный бизнес себя защитить не может. Наверное, правильнее было бы сказать так - в ситуации, когда крупный бизнес не может себя защитить, ему и РСПП не поможет.
А насколько велика проблема корпоративных конфликтов в нынешней российской ситуации?
Мне трудно сказать, что-то вполне определенное, поскольку статистикой я не располагаю, я даже не уверен, что она вообще существует. Но в принципе, такие серьезные хозяйственные споры, как я понимаю, возникают достаточно часто. И отношения конкуренции между нашими компаниями далеко не всегда принимают цивилизованную, здоровую форму. Примеров тому уйма, достаточно вспомнить, что происходит в целлюлозно-бумажной промышленности. Примеров очень много, и конечно, РСПП здесь мог бы оказаться действительно конструктивной организацией для решения подобных вопросов. Кроме того, сейчас все больше и больше говорят о том, что слишком много у нас олигополистических сговоров, в частности, в связи с ценами на бензин, дизельное топливо, но далеко не только в этих случаях. И здесь уже возникает своеобразная ситуация, которая, в принципе, тоже подпадает под такие арбитражно-третейские функции, которые, видимо, хочет развивать Шохин в РСПП. Здесь это тоже могло бы иметь очень существенное влияние.
А должен ли, с вашей точки зрения, РСПП сохранять и функции политической организации или же от этих функций он должен отказаться?
Я не думаю, что нужно провозглашать политические функции, потому что времена меняются и они неизбежно будут меняться. И вполне может сложиться такая ситуация, когда у РСПП появится возможность влиять на политические процессы. Сейчас этой возможности практически нет, поэтому пытаться это делать без каких-либо серьезных шансов на успех - это, конечно, ошибка. Сейчас, видимо, нужно выждать какое-то время, но в перспективе, вполне вероятно, возникнут новые возможности.
29 сентября 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=57937