24 ноября 2006
3405

Виктор Добросоцкий: `Я не лучше, я - полезнее`

Интервью нового представителя Законодательного собрания Пермской области в Совете Федерации


- Виктор Иванович, от кого вам поступило предложение стать сенатором - представлять в СФ интересы Законодательного собрания Пермской области?


- Первым с этим предложением ко мне обратился Николай Андреевич Девяткин. Мы к этому времени были знакомы, не первый день, вели несколько совместных проектов и, видимо, полагаясь на этот опыт наших контактов, председатель ЗС Пермской области сделал вывод о том, что я могу эффективно работать в качестве представителя Прикамья в Совете Федерации. Мне было сделано предложение, но принял я его только после серии встреч с губернатором Пермской области и депутатами ЗС.


- Встречались ли вы с губернатором Юрием Трутневым до того, как поступило предложение от Девяткина?


- Да, мы были знакомы, но не ни коротке...


- Говорят, что вас и председателя совета директоров АО "Уралкалий" Дмитрия Рыболовлева связывают не только деловые, но и дружеские отношения. То есть, с известной долей вероятности можно сказать о том, что вы являетесь человеком Рыболовлева, его креатурой и ставленником...


- Ну вот, как я понимаю, мы и дошли до "вкусненького"... Со всей ответственностью вам заявляю, что последние 40 лет своей жизни я, безусловно и исключительно, являюсь креатурой и ставленником своих папы и мамы. Только они меня сотворили и они же поставили меня на ноги. Далее - я никогда не был ничьим человеком, в том смысле, что кому-то заглядывал в рот, кого-то обслуживал, изменяя себе и своим принципам. Это, кстати, может подтвердить вам и Дмитрий Евгеньевич Рыболовлев, с которым мы знакомы вот уже полтора года. Это, думаю, подтвердит и "главный конкурент" Рыболовлева генеральный директор "Сильвинита" Петр Иванович Кондрашев, с которым мы сотрудничали без малого год, то есть с того момента, как я пришел в калийный торговый дом "Минерал Трейдинг"...


- Если уж вы сами упомянули конкурентные отношения "Уралкалия" и "Сильвинита", то, может, вы прокомментируете и судебные тяжбы между ними?


- До недавнего времени я работал в коммерческой структуре, которая соединила эти два предприятия для торговли удобрениями на внутреннем рынке. Что же касается судебных разбирательств между ними, то это дело обычное, таких разбирательств по России сегодня тысячи... Кто там прав, кто виноват - я не знаю. Говорю откровенно: я не собираюсь вмешиваться ни в какие конфликты, связанные с интересами предприятий и их собственна ков. Я не собираюсь участвовать в конкурентных разборках: "Сильвиниту" и "Уралкалию" я в равной мере обязан своим, знакомством с Прикамьем и, следовательно, своей карьерой...


- Значит, вы - ставленник калийщиков... А как насчет нефтяников? Удалось ли вам найти общий язык с депутатом ЗС, президентом компании "ЛУКойл-Оверсиз" Андреем Кузяевым? По слухам, он даже не пытался скрыть свое неудовольствие вашим избранием... - С Андреем Равелевичем Кузяевым у нас состоялся долгий полуторачасовой разговор. Безусловно, его волновал вопрос о том, насколько я, как сенатор, буду лоялен по отношению к "ЛУКОИЛу". Могу резюмировать состоявшуюся встречу так: Андрей Кузяев поддержал мое выдвижение...


- Означает ли это, что А. Кузяев согласился поддерживать вас и на переизбрании, которое состоится в начале следующего года?


- Извините, но я еще не ответил не предыдущий вопрос. Можно было бы, конечно, и точку поста вить, но поскольку своими вопросами о том, чей же я все-таки ставленник, вы упорно "нарываетесь" на адекватный ответ, то я вам скажу следующее.


Первое - конструкция Совета Федерации сегодня такова, что разного рода ставленники разного рода олигархов там не приживутся и долго не проживут, тем более не проживут те "ставленники", которых, как меня, выдвинули местные законодательные собрания.


Второе - сегодняшний сенатор может быть эффективен только тогда, когда за ним стоит не "мешок с деньгами", а согласованные интересы широкого круга лиц, предоставляющих интересы еще более широкого круга избирателей.


Другими словами, я полагаю, что современный член Совета Федерации должен быть, говоря словами Тютчева, "для всех равно чужим" и именно поэтому - близким каждому... Это же, кстати, имел в виду и президент Путин, когда говорил о своей политике "равно удаленности олигархов" от Кремля, то есть "равно удаленность" - это та же самая "равно приближенность". Так вот "быть для всех равно чужим", это значит "быть для всех равно близким" и, следовательно, быть устойчивым и эффективным политиком, имеющим широкую базу поддержки.


Резюмирую. В роли сенатора я являюсь "ставленником", если уж вам так нравится это слово, и буду защищать интересы как "Уралкалия", так и "Сильвинита", как "Мотовилихинских заводов", так и "Пермского фанерного комбината", как "Пермских моторов", так и самого малого фермерского хозяйства - при одном только условии, что все эти предприятия исправно платят налоги в местный бюджет и работают не только "на карман" своих собственников, но и на "карман" всего Прикамья.


А теперь вернемся к вопросу о "ЛУКойле" и поддержке Андрея Кузяева. Естественно, я буду отстаивать в СФ и интересы пермского "ЛУКОЙЛа". При этом я понимаю, что 3 месяца, которые мне даны до моего переизбрания новым составом ЗС - это не тот срок, по которому можно делать те или иные замеры. Но я постараюсь и за это время показать все то, что умею и могу. А там посмотрим. - Кажется, теперь я понимаю, почему областное Законодательное собрание поддержало вашу кандидатуру абсолютным большинством голосов всего при двух "черных шарах". Своей философией "всем равноблизости" вы всем угодили...


Угождают в заведениях под красным фонарем, а в политике ищут общий язык...


- Извините..


.

- Ничего, я не обидчив. А что касается поддержки моей кандидатуры депутатами ЗС, то все очень просто, нужно только понять, что депутаты. ЗС не вознесли меня в московское поднебесье, а наняли на работу и если я плохо буду с ней справляться, то они же меня и уволят. То есть, я теперь наемный работник ЗС, и в ходе предварительных консультаций с депутатами я, во-первых, убедился, что мои взгляды и мои ценности совпадают с мировоззрением моих работодателей, и, во-вторых, вылепил, чего ждут депутаты от работы своего представителя в Совете Федерации и насколько я могу эти ожидания оправдать. Все было по честному: я никому не говорил: поддержите мою кандидатуру, и я за это из Москвы, вам привезу сладкую конфетку. Наоборот, я говорил депутатам, что мне не нужно кресло в Совете Федерации, если Вы уважаемый "Иван Иваныч", не видите во мне человека, способного решать ваши задачи. Когда я убедился, что большую часть пермских парламентариев такой подход к делу устраивает, я дал свое согласие па выдвижение и вышел на голосование, которое состоялось две недели назад.


Разумеется, предварительно я беседовал и с Юрием Петровичем Трутневым. У нас сошлись точки зрения по целому кругу задач, решение которых наиболее остро стоит перед руководством области. Наверное, именно поэтому и администрация Прикамья поддержала мою кандидатуру.


- Почему обсуждение вашей кандидатуры в ходе внеочередной сессии областного Законодательного собрания проходило в закрытом режиме?


- Об этом коллег попросил Борис Борисович Протасов, опасаясь, что СМИ могут неправильно истолковать ход прений. Хотя, оговорюсь, что там прозвучали только положительные высказывания, кроме, пожалуй, выступления самого Протасова. Борис Борисович критиковал моих родителей, которые "ошиблись на 200 километров", родив меня не в Пермской области, а в Башкирии...


- Каких политических взглядов вы придерживаетесь?


- Сложный вопрос. Не потому сложный, что нет ответа, а потому сложный, что ответ мой будет очень уж банален и для приличного человека трудно произносим. Отвечаю - я отношу себя к сторонникам политики нашего президента Владимира Путина, но при этом меня очень смущает, тот хор "одобрям-с", которым встречается каждое слово президента и не хотел бы к этому хору присоединяться. Я искренне считаю, что с приходом в Кремль Путина у России появился исторический шанс вернуть себе статус уважаемой всеми сверхдержавы, который был утрачен в последние 10-15 лет оголтелого либерализма. Я не просто верю, но и достоверно знаю, что сегодня в Кремле работают люди, для которых слова "государство", "законность", "национальные интересы" - не пустой звук, а осознанная позиция. Поэтому оппонировать власти ради собственною паблисити я не намерен. Я намерен работать на укрепление государственной власти и поэтому уже в ходе первого заседания СФ, в котором я принял участие, я вошел в группу "Федерация".


- На чьей стороне вы как приверженец курса президента выступите в споре между Пермской областью и федеральным центром относительно распределения бюджетных средств?


- Вы как Фурманов, который спрашивал Чапаева: "А за какой ты, Интернационал, Василий Иванович, - за Первый или за Третий"... Послушайте, ну не решаются в серьезной и ответственной политике проблемы, по принципу "погнали наши деревенских". И вопрос о распределении бюджетных потоков - это не бытовой спор, а профессиональный диалог, в котором идет согласование интересов. Моя позиция в этом диалоге - как говорится, "по определению", это поддержка интересов Прикамья, но это не означает "против президента", поскольку речь идет не о какой-нибудь Долине Спокойствия на Луне, а о частице России.


- В каком комитете Совета Федерации вы хотите работать?


- Пока я вышел только в комиссию по регламенту. В течение ближайшего месяца буду присматриваться к комитетам и тем вопросам, которые находятся в их ведении. Потом, вопрос о моем месте в СФ я считал бы правильным обсудить с Законодательным Собранием, поскольку это очень важный вопрос и его решение не может зависеть только лишь от моего хотения... Однако, думаю, что это будет все таки экономический, профильный для меня блок.


- Кстати, о "профильности". Вы - доктор экономических наук, какова тема вашей диссертации? Говорят, что она стала неким революционным прорывом в области обеспечения населения продовольствием...


- Тема докторской: "Государственное регулирование продовольственных рынков". Основная идея работы, создание некоторой экономической модели, которая, с одной стороны, позволила бы создать платежеспособный спрос на продукты питания со стороны малообеспеченных слоев населения, и с другой стороны, ввести в оборот дополнительные мощности пищевой промышленности, создавая тем самым дополнительную налоговую базу... Это, если вкратце. А подробнее об этой модели, которую я назвал "Социальное кольцо", я думаю, у нас еще будет повод поговорить.


- Вы хотите сказать, что намерены внедрить эту модель в Пермской области? Сам по себе я не могу ее внедрить, я могу только лишь предложить ее к внедрению. И я это сделал.


- Каковы ваши первые впечатления от Совета Федерации?


- Сегодня это пока еще формирующийся законодательный орган, который пока еще не стал тем цельным механизмом, который бы заработал как часы. Однако настройка идет полным ходом. В Москве собираются совсем не "карманные" люди, а состоявшиеся личности, представляющие самые разные сферы жизни, весь спектр общества.


- А что вы скажете об Олеге Чиркунове, представителе губернатора в Совете Федерации?


- Скажу так: не знаю, как Олегу Анатольевичу, но мне с коллегой повезло. Он - человек, который имеет хорошие мозги, очень инициативен, а, главное, за ним стоит опыт законодательной работы.


- Виктор Иванович, и все-таки вы москвич. Поэтому я не могу не спросить вас: неужели у нас в Пермской области нет толковых людей, которые смогли бы достойно представлять интересы региона в Москве?


- Москвичом меня назвать сложно, по крайней мере для коренных москвичей я - провинциал, хотя и живу в столице уже 5 лет, там моя семья и друзья. Большая часть моей жизни прошла на периферии: Башкирия, Молдавия, Волгоград... Я понимаю ваше раздражение по отношению к столице и мне самому не нравится в москвичах их леность, самодовольство и абсолютная глухота к проблемам, которыми живут люди за пределами Садового кольца. Однако, согласитесь, что оценивать эффективность людей но их прописке в паспорте - это опасное занятие.


Необходимо понять, что я не умнее и не лучше пермяков, я полезнее. В роли сенатора я вижу себя инструментом, лопатой, если хоти те, которая должна копать. И если я, как инструмент, окажусь не нужным на каком-то из этапов, то в Пермской области быстро изберут другого сенатора, с другими способностями, с другими возможностями, и возможно, с другой пропиской. Но и в этом случае прикамские законодатели на прописку, как мне думается, будут смотреть в последнюю очередь. Они - прагматичные люди.


- Депутаты законодательного собрания Пермской области, выступавшие в поддержку Виктора Добросоцкого, подчеркивали у него наличие лоббистских качеств. Однако, судя по вашей биографии, высоких чиновничьих постов вы не занимали, ситуацией "не рулили". Возможно, вы переоцениваете свои силы?


- Поживем - увидим.


Ринат Гизатулин

http://www.alpha.perm.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован