Выступление Министра промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко на встрече с журналистами 27 мая 2004 г.
"Перед нами стоит задача и расширения и обновления трубопроводных систем - на сегодняшний день трубопроводная система страны загружена почти на 100% мощности.
Балтийское, северное и восточное направления транспортировки нефти являются в одинаковой степени актуальными, если брать долгосрочную перспективу. Эти проекты находятся в разной степени проработки.
БТС - активно развивающийся проект, который вобрал в себя огромные людские и инвестиционные ресурсы, давно не было строек такого масштаба. Мощность Балтийской трубопроводной системы перевалила пик и вышла на отметку более 40 млн. тонн в год, при предельной мощности 62 млн. тонн. Запуск БТС заставил очень сильно мобилизоваться наших строителей, там были собраны лучшие на сегодняшний день силы. Мы не оставим наших строителей без работы - они перейдут на следующее направление.
Следующее по степени готовности направление - восточное. Уже в июле должна быть закончена работа по обоснованию инвестиций на восточном направлении, что позволит нам принять решение по маршрутам, этапам и схеме реализации данного проекта. Обоснование делается на финальную фазу выхода на объемы 80 млн. тонн на Находку.
Следующий на очереди - северный маршрут.
Специально не называю конечную точку, поскольку устоявшееся мнение о Мурманске на сегодняшний день не является окончательным. Специалистами ОАО "АК "Транснефть" и Министерства транспорта были произведена оценка иных точек на северном побережье, которые позволили бы, чтобы осуществить этот проект с наименьшими затратами, учесть два фактора - обеспечить выход к морю и максимально сократить линейную часть - трубопровод. Необходимо учитывать непростое, в том числе географическое, положение этого направления - там вечная мерзлота на части маршрута, а ведь даже лед на море пройти легче, чем вечную мерзлоту,- строить надо будет на сваях. Поэтому достаточно активно сейчас идет сужение спектра возможных маршрутов с тем, чтобы потом приступить к этапу обоснования инвестиций и подготовки расчетов. Естественно этот фактор достаточно существенно будет влиять на выбор конечной точки.
В качестве ресурсов для заполнения северного маршрута могут служить те объемы, которые сегодня поставляются другими видами транспорта. Это, в первую очередь, железнодорожный транспорт - в прошлом году уже более 30 млн. тонн было поставлено этим видом транспорта, в этом году объем нарастает. Кроме того - это объемы, которые будут поставляться нашими партнерами из Казахстана, а также те объемы, которые на сегодняшний день поставляются сухопутными маршрутами. От всего комплекса этих факторов будет зависеть объем северного направления".
28 мая 2004 г.
http://www.minprom.gov.ru/appearance/showAppearanceIssue?url=activity/energy/appearance/1