В минувшую субботу президент России Владимир Путин, в ходе встречи с президентом США Джорджем Бушем на саммите АТЭС в Сантьяго, лично поздравил его с переизбранием. Стороны договорились о проведении следующей российско-американской встречи на высшем уровне в начале 2005г., а также обсудили текущие вопросы - ситуацию вокруг Ирака, Ирана и Северной Кореи. С американской стороны во встрече участвовали, в последний раз в нынешнем статусе, государственный секретарь США Колин Пауэлл и заместитель помощника президента по национальной безопасности Стив Хэдли.
Как известно, 16 ноября Джордж Буш объявил, что назначил Кондолизу Райс новым Государственным секретарем, а Стивена Хэдли, заместителя Райс в Совете национальной безопасности, новым советником по национальной безопасности. Государственный секретарь - это "лицо Америки перед миром", заявил Буш, выразив надежду на то, что Райс, которая "глубоко и твердо верит в силу свободы", покажет всему миру "силу, красоту и достоинство нашей страны".
В ближайшие дни назначение Райс должно быть утверждено Сенатом, и, как уже заявил Буш, она вступит в должность в критический момент, так как "наша страна находится в состоянии войны". Соединенные Штаты возглавляют большую коалицию против решительного врага, создавая новые структуры и институты по противодействию беззаконным режимам, пресечению распространения опасных вооружений и материалов и разрушению террористических сетей, констатировал американский лидер. Соединенные Штаты также "откликнулись на великий призыв истории" содействовать реформам и свободе на Большом Ближнем Востоке и проводить "позитивное новое направление" в урегулировании арабо-израильского конфликта. Достижение всех этих целей "потребует мудрого и умелого руководства в Государственном департаменте, и Конди Райс - подходящий человек для этой задачи", заявил Буш.
Комментируя отставку Колина Пауэлла, американские эксперты отмечают значительную роль этого человека с идеальным военным и гражданским послужным списком (четырехзвездный генерал был председателем Объединенного комитета начальников штабов при Буше-старшем и при Клинтоне, а до этого - советником по национальной безопасности при президенте Рейгане) в повышении авторитета департамента с целом. VOA подчеркивает, что Пауэлл служил сдерживающим началом в администрации Буша, особенно в период подготовки вторжения в Ирак. Как заявил сотрудник Совета национальной безопасности Чарльз Купчан, Пауэлл являл собой некий противовес министру обороны Дональду Рамсфелду: "Госсекретарь не был уверен в необходимости войны в Ираке. Он придерживался центристской позиции между крайними точками зрения в администрации. Но он не сумел настоять на своем и должен был отстаивать необходимость войны в Совете Безопасности ООН". Уход Пауэлла, по словам Купчана, "может вызвать озабоченность, так как это был голос умеренности в администрации первого срока, которого не будет во второй срок президентства Буша".
Очевидно однако, что нормализация обстановки в Ираке, борьба с международным терроризмом, урегулирование конфликта на Ближнем Востоке и усмирение ядерных амбиций Северной Кореи - не единственные задачи нового внешнеполитического курcа Америки. И Россия может почувствовать это уже в ближайшее время.
Комментируя кадровые перестановки в кабинете Джорджа Буша и последующее изменение вешенеполитического курса США, заместитель директора Института США и Канады, профессор Виктор Кременюк сказал МиК:
- Я отношусь к тем немногим экспертам, которые все-таки предупреждают о возможном увеличении жесткости курса США в отношении России, и по этому поводу у меня есть несколько соображений, хотя большинство наших экспертов продолжают придерживаться официальной точки зрения - как хорошо жить с республиканцами.
Первое соображение такое. Был недавно - дней десять назад, визит британского премьер-министра Тони Блэра в США. И там была совместная пресс-конференция. На все вопросы относительно кризисных и конфликтных ситуаций Буш отвечал одинаково: "Мы должны создавать там демократии". Это Палестина, это, естественно, Ирак, это Пакистан и это Иран.
Демократия - один был ответ на все вопросы. Из чего я делаю пока предварительный вывод - что, наверное, его внешняя политика будет значительно более идеологизирована, чем она была в течение первого срока.
Ведь в течение первого срока президентства Буша доминировали все-таки прагматические задачи - терроризм и борьба с терроризмом, "ось зла", исходя из его представлений о распространении терроризма.
Здесь терроризм звучит лишь как одна из частей проблемы. Самое главное - это строительство демократии. А это заставляет предполагать, что поскольку в администрации США считают, что Россия идет по пути сворачивания демократических преобразований, значит, перед нами вырисовывается перспектива возможного ухудшения отношений с США. По идеологическим причинам.
Второе соображение. На той же пресс-конференции Буша спросили насчет Блэра. Ответ был очень твердый и уверенный: "Это надежный друг! Он тверд как скала. Я горд тем, что мне удалось с ним вместе работать. Он меня поддерживал всегда! Во всех обстоятельствах и во всех условиях".
Знаете, здесь есть такой, честно говоря, намек Путину. А вот, ты, друг мой, меня по Ираку предал, ударил в спину! И я поэтому тебя уже буду рассматривать иначе. И вот такая теплота личных отношений, которая намечалась и была в течение первых двух-трех лет их взаимоотношений, она уже исчезла. И остался довольно холодный такой тон, в чем-то даже поучающий, как он сам сказал во время предвыборных дебатов: "Ну, я звоню Владимиру и говорю ему, что мне не нравится то, что он делает...".
Следовательно, можно сделать вывод, что претерпит изменения тон их личных отношений, который во многом скреплял наши две страны, несмотря на какие-то разногласия и, несмотря на то, что были какие-то противоречия по Договору ПРО, противоречия по расширению НАТО, противоречия по Грузии. А вот личные отношения компенсировали все это. Сейчас этот элемент, как мне кажется, тоже исчезает.
Третье соображение - это уход Колина Пауэлла. Вот Колин Пауэлл рассматривался в администрации США, справедливо или нет, но как какая-то антитеза Рамсфелду. Рамсфелд - это сторонник жесткой политики, Колин Пауэлл был сторонником более гибкой политики.
Но если уходит Пауэлл, и пока ничего не говорят о возможном уходе Рамсфелда, следовательно, можно говорить, что политика меняется в сторону большей жесткости.
Сюда же вписывается предстоящее назначение на пост Госсекретаря Кондолизы Райс. Кондолиза Райс - тоже сторонник жесткой политики. И мало того, она - специалист по России, она хорошо Россию знает. И ее позиция еще в период пребывания в Совете национальной безопасности соответствовала следующему пониманию: Россия нуждается в руководстве, Россия сама реформы не способна вытянуть. Ей нужна все время спонсорская помощь.
Это означает, что все время во внешнеполитическом курсе США будут преобладать жесткость плюс внимательное наблюдение за всем происходящим в России, а это уже значит, что будут обсуждаться не просто вопросы Ирана, или Каспийского региона, или Закавказья - то, что до сих пор было, составляя сумму внешнеполитических проблем.
Теперь наверняка, конечно же, в спектр внимания попадут наши внутренние проблемы - права человека, положение независимых СМИ, бизнес, на который идет активное наступление и нажим, а также многие другие вещи, которые мы рассматриваем как внутренние дела, а американцы больше не будут рассматривать их как внутренние дела.
Вот такие соображения говорят о том, что нужно ожидать обострения отношений между Россией и США, ухудшения этих отношений. А дальше посмотрим...
- А если рассмотреть другой внешнеполитический аспект - Буш также заявил после своего избрания, что будет уделять особое внимание Европе, а Верховный главнокомандующий объединенных сил НАТО в Европе генерал Джонс сообщил, что десять стран - членов альянса отказались направить в Ирак свои войска. Нет ли здесь явно растущего антагонизма между Штатами и Европой?
Ну как же нет? Конечно, есть. Один из итогов выборов в США - это рост антиамериканизма! Потому что да, американцы любят Буша, но иностранцы об этом пишут так - что 58 миллионов тупиц избрали Буша.
Избрание Буша в Штатах, очевидно, усиливает антиамериканизм и в Европе, и не только там. Буша в мире не любят, к нему относятся с подозрением. Буша считают очень неудачным лидером.
Поэтому в этом спектре вопросов проблему можно так сформулировать - американцы избирали своего президента, но фактически они избирали лидера самой мощной державы, глобального лидера. И вот здесь произошел полный раскол - между американцами и остальным миром, кроме России, конечно.
А Европа сегодня с ужасом на Буша смотрит! Конечно же, будет рост антиамериканизма и, конечно же, европейцы будут занимать жесткие позиции по Ираку и по другим вопросам.
- То есть, ответом на ужесточение внешнеполитического курса США может стать соответствующее ужесточение европейского курса в отношении США, отторжение Европой политики Соединенных Штатов?
Ну, я бы сказал так - будет ухудшение, конечно. Но во что оно выльется, пока говорить не буду. Потому что все-таки в трансатлантических отношениях очень сильны механизмы урегулирования споров и конфликтов. Они могут включиться и намечающиеся расхождения, разногласия и даже трещины в отношениях эти механизмы могут зацементировать.
Поэтому сейчас говорить о том, что у США с Европой и остальным миром будет обязательное ухудшение отношений, нельзя.
23.11.2004
http://old.iamik.ru/18905.html?%C2%E8%EA%F2%EE%F0__%CA%F0%E5%EC%E5%ED%FE%EA