Анализируя последствия конфликта с Белоруссией, я без особой дипломатии могу сказать, что, конечно, Россия предприняла акцию по развалу СНГ. Иначе это не назовешь. Можно как угодно лукавить, хитрить, но переход на рыночные отношения означает, конечно, прощание с СНГ, потому что смысл СНГ состоял в другом - не в рыночных отношениях, а в том, что Россия действительно брала на себя решение многих вопросов, в том числе, и оказание помощи бывшим советским республикам.
Сегодня Россия больше не хочет этого делать, и это ее право, которое никто не оспаривает. Ну, не хочет, и не надо, но это значит, что заканчивается СНГ. Это вывод номер один.
Вывод номер два - естественно возникающий отсюда вопрос: а что будет вместо этого? Вместо СНГ? А вместо этого получается достаточно интересный конгломерат. И возникает проблема номер один - поле, где должен зажечься красный огонек, предупреждающий об опасности.
Эта опасность заключается в том, что целый ряд бывших советских республик - страны Балтии, Белоруссия, Украина, Грузия, а вместе с ними и Польша - могут начать формировать какое-то антироссийское объединение. Россия их всех обидела и тем самым создала предпосылки для такого шага.
Причем это объединение будет формироваться, понимая, что западная Европа его не будет поддерживать, так как западная Европа сама зависит от России и сама старается быть весьма деликатной в отношениях с Россией. И вряд ли она будет поддерживать настроения этих стран.
Тогда эти страны будут, конечно же, формировать свой альянс, полагаясь на НАТО и на США. И вот Соединенные Штаты их обязательно поддержат - морально, экономически и может быть, даже в чем-то и материально.
Вот в чем заключается второй вывод из всей этой ситуации - мы получаем ответ, что будет вместо СНГ, которое разваливается. Будет происходить формирование такой антироссийской группировки из бывших советских республик, расположенных к западу и юго-западу от России.
Вывод номер три - это, конечно же, изменение ситуации в Средней Азии, на которой развал СНГ, безусловно, отразится. И это изменение будет автоматически означать усиление Китая. Потому что, посмотрите, не только Назарбаев посадил в правительство нового премьера, который в Китае учился, и не только демонстративный интерес к Китаю проявляет Киргизия, где все еще никак не закончится революция. И не только Китай сейчас начал масштабное строительство в Таджикистане. Но все эти события - звенья одной цепи, которые являются следствием того, что чем жестче ведет себя Россия в отношении этой части бывших советских республик, тем больше есть шансов у Китая поставить их под свой контроль.
И это не очень хорошо. Это ухудшает геополитические позиции России по всем направлениям - и в отношениях с Западом, и в отношениях с Востоком, и в отношениях со странами СНГ. Но зато это, наверное, может восприниматься как обязательный этап в переходе на рыночные отношения. Потому что рано или поздно Россия должна была перейти к рыночным отношениям во всеми странами. Значит, платой за этот переход будет временное ухудшение ее геополитических позиций.
Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады, профессор.
http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=32427
29 января 2007