08 апреля 2005
2063

Виктор Кременюк: Украина определила направление прорыва, а Россия?

Священные понятия для Америки - независимость и свобода - стали ключевыми в формировании образа президента Украины, которого обе палаты Конгресса США встретили 6 апреля как национального героя, приветствуя бурными, продолжительными аплодисментами и прерывая ими выступление Ющенко 20 раз, размахивая при этом оранжевыми платками. Подобной чести, как отмечают наблюдатели, удостаивается далеко не каждый президент иностранного государства, а слова Ющенко о том, что "800 лет у Украины не было независимости. 14 лет назад мы получили независимость, но все равно не стали свободны. И только теперь наш народ встал с колен...", были восприняты как сигнал, который Украина подает западному миру, принимая его нормы демократии и его правила игры. В заключение президент Украины процитировал президента США Джона Фицджералда Кеннеди и Папу римского Иоанна Павла II, и закончил свое выступление словами из девиза "оранжевой революции": "Когда мы вместе, нас много. Когда мы вместе, нас не победить".

"Украину услышали. Все цели, которые поставлены, выполнены и я очень доволен" - так оценил свой, очень насыщенный во всех смыслах, визит в США Виктор Ющенко. Создается впечатление, что он действительно стал прорывным - и в отношении к самому украинскому президенту, и в восприятии Украины - причем, не только Соединенными Штатами, но и всем миром.

Тот стремительный напор, с которым Украина врывается в западное сообщество, оставляет ощущение, что Россию явно обошли на повороте, оставили позади на пути ее устремления к демократии. И это многим не нравится...Прокомментировать ситуацию МиК попросил Виктора Кременюка, заместителя директора Института США и Канады, профессора:





- Конечно, по значению, по глобальной роли Украина превзойти Россию не может. Но она может стать ближе к Западу и к Соединенным Штатам, чем Россия. Здесь играет роль не очень удачное развитие отношений между Россией и Соединенными Штатами, и вообще, между Россией и Западом. И это создало такой своеобразный вакуум, пустоту, которую неясно было кто заполнит.

Некоторые думали, что Соединенные Штаты обратят вниманию на идею, которая недавно появилась - большого Ближнего Востока. И ожидания были таковы, что вот этот большой Ближний Восток начнет заполнять ту пустоту, которая есть в американской внешней политике вследствие того, что у нее не очень получаются отношения с Россией.

Но сейчас оказалось, после событий в Грузии и на Украине, что другой вариант есть развития событий. То есть, те страны постсоветского пространства, которые сейчас начинают обгонять Россию по политическому развитию, а политическое развитие - это благородная категория, они идут дальше, они выходят за рамки бюрократического капитализма и, в общем, появляется надежда, что они действительно могут построить какие-то демократические системы, сопоставимые с западными ожиданиями. Ну, и естественно, на Западе на них смотрят с большим удовольствием, чем на Россию.

Ничего здесь такого неожиданного нет, как в свое время не было неожиданным, когда 10 лет назад решался вопрос о том, будет расширяться НАТО или нет, и будет ли НАТО видеть в России своего партнера или в Восточной Европе.

Тогда НАТО безоговорочно решила: Восточная Европа. Россия пусть Россией останется, но нам нужны Польша, Чехия, Венгрия, и послала политиков туда. И я думаю, что сейчас фактически повторяется тот же сценарий, что и был в начале идеи расширения НАТО в 1994 году.

Расширение западной сферы влияния - и НАТО, и США, и может быть, даже Европейского союза - вот на эти страны, бывшие советские республики, которые сейчас переходят к тем образцам демократии, которые более близки и понятны западным политикам - вполне логично.



- А у Вас не складывается такого впечатления, что Россия, как бы отставая от общего курса этого европейского развития - хотя Путин встречается с Соланой, они договариваются о четырех пространствах, впереди саммит ЕС-Россия, и т.д. - все же дрейфует в сторону партнерства со странами Центральной Азии...



Да, конечно. Потому что слишком длительное время Путин избегал каких-нибудь определенностей в отношениях с Западом. Он не хотел их, он соглашался на какие-то полуобязательные формы отношений типа Совета Россия-НАТО - ну, есть он, решает какие-то мелкие проблемы, но нам от него не холодно, ни горячо... и это ни к чему не обязывает. Или, допустим, соглашения о партнерстве с Европейским союзом, подписанные еще Ельциным. Соглашения хорошие, однако можно ничего не делать...

Но сейчас, в связи с тем, что начали другие страны СНГ быстрый дрейф в сторону Запада и они готовы брать на себя любые обязательства, которые Запад подсчитает необходимыми и скажет им: сделайте так, или сделайте так, и они это делают, ситуация изменилась.

В чем еще заключается прорыв визита Ющенко к Бушу? Он, фактически, приехал и сказал: что прикажете делать? Я не хочу его обижать, потому что я его очень уважаю, как политического деятеля, но фактически он задал прямой вопрос: что мне делать? И Буш ему сказал: делай это, это и это. И все подробно объяснил...

Вот на этом фоне Россия у Запада вызывает достаточную настороженность. Она держится особняком. И, может быть, у нее и планы какие-то есть?.. Денег она зарабатывает много, ядерное оружие у нее есть, обязательств на себя больших она брать не хочет. Мало того, даже те обязательства, которые были, скажем, по поддержанию каких-то элементов демократии, как, например, независимость прессы или судебной системы - даже здесь она уходит от выполнения своих обязательств, с Чечней не может разобраться - это все не остается незаметным.

И не у всех на Западе, но у многих, начинает созревать мысль о том, а, в общем, нужна ли нам Россия? А не лучше ли дальше идти без нее?

Нефть нам нужна? Так вот есть Ирак, надо иракцам помочь, и как только в Ираке и на Ближнем Востоке в целом ситуация стабилизируется, мы получим ту же самую нефть, потому что ее в Ираке больше, чем в России.

Что там еще Западу нужно? Газ? Ну давайте возьмем его у Туркменбаши...

И начинает возникать вопрос: а нужна ли нам на самом деле Россия в том объеме, в котором мы имеем сейчас? Вот это, на самом деле, уже опасно. Потому что если на этот вопрос последует ответ, что, вы знаете, мы можем обойтись и без нее, то может начаться вот эта самая полоса, когда ни в ВТО нас не примут, а может быть, и перестанут привлекать к участию в "восьмерке". Будет закат российских ожиданий...



- Ну, и такая перспектива, на Ваш взгляд, реальна? Сколько еще времени отпущено, чтобы принять решение?



Это трудно сказать, сколько есть времени. Потому что политический процесс в России остается непредсказуемым. Очень бы хотелось, чтобы ситуация изменилась и он стал предсказуемым, но, если говорить по сути, то ни власть не очень-то уважает Конституцию, и очень часто идет в своих действиях не по конституционному пути, ни народ и ни общество не очень любят закон, который и так и сяк можно поворачивать.

Поэтому, остается очень большая вероятность такого скачкообразного непредсказуемого развития. Все сегодня хорошо. И вдруг... случается, что, например, террористы взрывают что-то такое, и все может поменяться в одночасье. Не буквально конечно... но что произошло в Бишкеке? Вроде бы все хорошо, и президент любимый, и всем он нравится, и особых проблем нет...И вдруг раз, две недели прошло, и президента нет!

Вот этот сценарий остается возможным в развитии России. И тогда сложно сказать, что будет... Может быть, тот, кто придет вслед, начнет быстренько соперничать с Украиной и другими странами за расположение Запада? Потому что без расположения Запада, пожалуй, мы свои проблемы не решим. Домашние, я имею в виду, проблемы, потому что как их можно решать за счет стариков, науки, за счет образования? До бесконечности это делать нельзя.

И здесь тоже угроза появляется - угроза дезинтеграции общества и системы. Будет обескровлено образование, будет обескровлена наука, здравоохранение перестанет играть свою роль, продолжится процесс сокращения населения, смертность повысится среди населения. Коррупция и преступность будут продолжать процветать. Если это все будет сопровождать Россию, то это уже - признаки приближения смерти нации!

И это очень серьезный вопрос. И без Запада, без его какой-то помощи вряд ли можно решить эти проблемы. К тому же, у нас ведь не получается их решить!

Вот если оценивать ситуацию с этой точки зрения, то все перечисленные признаки не указывают на сроки и не говорят: когда все произойдет, но они указывают на остроту проблемы.

Поэтому то, что сделала Украина, это только в глазах наших политтехнологов, которые там провалились с треском, выглядит как чей-то заговор и желание насолить Москве. Да нет вовсе!

Украина, какая-то часть украинской элиты увидела возможность рвануть по пути решения очередных острейших проблем, которые есть в стране. Это то, что делает Ющенко, революционным порядком, но тем не менее. Потому что он, сами понимаете, не бородатый революционер, он бывший премьер-министр и вообще, приличный человек.

И они идут по этому пути, потому что именно тут они увидели решение того, что у них годами скапливалось в виде проблем. И это, конечно, может быть очень заразительным для России.

Потому что Фрадков может сколько угодно сидеть, но если и дальше проблемы будут решаться в зарабовско-кудринском стиле, то, сами понимаете, здесь возникает очень серьезная озабоченность относительно того, чего нам ожидать...





Пол Гобл: "Это напомнило мне о программах Плана Маршалла после Второй мировой войны..."





Известный американский политолог Пол Гобл, комментируя визит Виктора Ющенко в Соединенные Штаты в интервью "Голосу Америки", сказал:

- Отношения между Украиной и Соединенными Штатами никогда не были такими близкими, как сегодня. "Оранжевая революция" и президент Ющенко создали в Восточной Европе новую реальность. Я уверен, что Соединенные Штаты сделают все возможное для включения Украины в западные структуры, такие как Евросоюз, Всемирная торговая организация и НАТО. Решение украинского народа порвать с постсоветским прошлым и двинуться в сторону лучшего - демократического - будущего полностью соответствует ожиданиям американцев. Поэтому, я уверен, они окажут Украине всемерную поддержку - финансовую, дипломатическую, политическую. А именно в этом, как я понимаю, состоит цель визита президента Ющенко

- Вы слушали выступление Ющенко в Конгрессе. Что в нем произвело на вас наиболее сильное впечатление?

На моей памяти это была одна из самых примечательных речей иностранного лидера на совместном заседании обеих палат Конгресса. Выступление Ющенко не только прерывалось частыми аплодисментами и даже стоячими овациями. Новый глава Украины упомянул о глубоких связях между его страной и Америкой, об обширной эмиграции выходцев с Украины в Соединенные Штаты, о торговых связях и обмене студентами. А главное, он подтвердил решимость Киева двигаться самыми быстрыми темпами к демократическому свободно-рыночному обществу. Меня особенно порадовало известие об учреждении программы, в рамках которой ежегодно до двух тысяч украинских студентов смогут обучаться в американских университетах. Это напомнило мне о программах Плана Маршалла после Второй мировой войны, когда шанс обучаться в Америке получили юноши и девушки Западной Европы. Мало какие начинания имели сравнимый успех в распространении в мире американских идеалов и верных представлений о Соединенных Штатах. Судя по особо теплым аплодисментам законодателей, есть основания надеяться, что американо-украинская программа студенческого обмена будет осуществлена.

08.04.2005
http://old.iamik.ru/21199.html?%C2%E8%EA%F2%EE%F0__%CA%F0%E5%EC%E5%ED%FE%EA
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован