Чем войдет в историю завершающийся саммит "большой восьмерки"? Возможно, тем, что он впервые проводился на такой маленькой территории - частный остров Си-Айленд имеет размеры всего 3 на 8 км, однако является одним из самых дорогих и фешенебельных мировых курортов. Отсюда - вторая особенность саммита: рекордно большие расходы на обеспечение его безопасности - порядка $200 млн., и не менее впечатляющие цены на гостиницы, питание и видеоматериалы саммита, которые продает работающим в Си-Айленде журналистам американская телекомпания "Host Broadcaster" по цене $10 за минуту.
Однако политических рекордов на саммите зафиксировано не было. Одно из главных событий - принятие членами большой "восьмерки" Декларации по Ираку после одобрения членами Совбеза ООН соответствующей резолюции состоялось согласно запланированному сценарию. Небольшие разногласия между президентами Дж.Бушем и Ж.Шираком - по поводу участия НАТО в поддержании порядка в Ираке после передачи власти правительству этой страны, также можно было предвидеть. Все остальные вопросы менее глобальны. Это "План действий по нераспространению", в котором содержится призыв к КНДР отказаться от ядерной программы и подтверждается приверженность лидеров "восьмерки" глобальному партнерству по нераспространению оружия и материалов массового уничтожения; Заявление по торговым вопросам; Соглашение о взаимодействии в сфере безопасности перевозок; Заявление о борьбе со СПИДом и полиомиелитом, "План действий по использованию потенциала предпринимательства для ликвидации бедности" и т.д.
Какая роль в "восьмерке" уготована России? Ведь накануне открытия саммита звучали отдельные призывы, обращенные в основном, к президенту США Джорджу Бушу, "повлиять" на Россию, а некоторые даже вспомнили о предложении исключить Россию из "восьмерки". Стоит ли обращать внимание на подобные заявления, спросил МиК у заместителя директора Института США и Канады д.и.н., профессора Виктора Кременюка:
- Конечно же, участие России в "восьмерке" становится вопросом для некоторых людей. Это - следствие разочарования в том, что происходит в России. Разочарование по поводу того, что реформы остановились, что какое-то восстановление полицейского государства идет. И, как следствие этого - поскольку Россию принимали авансом, так как у нас же не развитая демократическая страна - некоторые сейчас думают, а не поторопились ли они с этим приглашением?
Но, естественно, сейчас никто не намерен делать резких движений и выталкивать Россию. Это может вызвать ненужные последствия и в самой России, и в самой "восьмерке". Одновременно Россия, с одной стороны, участвует в обсуждении многих проблем, хотя все понимают, что многого она не может - у нее нет средств, нет политической воли, она не определилась еще по ряду важных вопросов. Но поскольку обнаружилось, что в арабском мире Россия еще котируется, в Ираке Россия котируется, где-то в Индии и Китае Россия также котируется, и даже в Восточной Европе еще на Россию оглядываются, то получается, что, в общем, без нее вроде бы нельзя. Поэтому пока видимо они склоняются к тому, что пусть пока Россия будет участвовать во всех процессах "восьмерки", хотя больших ожиданий от нее нет.
Но есть опасность другая. Что "восьмерка", в общем, в чем-то треснула после иракского кризиса. И для меня каким-то показателям является то, что повестка дня саммита какая-то паршивенькая. Мелочевка. Видимо нет единства достаточного для того, чтобы ставить крупные, большие и глобальные проблемы. Вот они и обсуждают Ближний Восток, Ирак, нераспространение ОМУ... Да, эти проблемы есть, они существуют. Но они не такие эпохальные, которыми обычно занималась "восьмерка".
Так вот, я думаю, чтобы восстановить единство былое, не получится ли так, что Россию сочтут камнем преткновения все, и за ее счет начнут сближаться? Я думаю, что такой вариант возможен когда поймут те же французы, американцы или немцы, что раскол среди крупных развитых держав не на руку всему миру, и им самим надо сближаться. И тогда они где-то для спасения собственного престижа могут сказать - да это все Россия воду мутит. Она здесь лишняя, определиться не может, прыгает туда-сюда, то одних поддержит, то других, и ведет себя очень несолидно. Может быть, ее не то чтобы выгонять, но опять уполовинить?
Я опасаюсь, что такие настроения могут возникнуть, хотя явных признаков тому пока нет. Россия по данной версии может стать жертвой, которую принесут, чтобы возобновить близкие отношения между крупными державами.
- То есть, тенденции некоторого осложнения международных отношений все-таки присутствуют?
Да. Они есть. И здесь надо помнить, что Россию в "восьмерку" приняли авансом. Как экономическая величина она пока мало кого интересует, но разве только потребителей нефти. Хотя и там ОПЕК сейчас задавит Россию. Увеличит производство нефти и Россия сразу же откатится на какое-то место.
Как политическая величина Россия тоже мало кого интересует. Вот в Чечне она ввязалась в ситуацию и никак с ней не может разобраться. И это вызывает у всех раздражение, причем не только в Европе, но и у американских либералов. И чувство недоумения - можете вы справиться или не можете? И что вы еще нас критикуете, если не можете со своей территорией справиться...
И в этом смысле что остается России? Проявлять гибкость, как она пытается. С одной стороны, поддерживала Францию и Германию по Ираку. Сейчас вроде бы склоняется поддержать Штаты. Значит, ее можно считать каким-то беспринципным членом сообщества, который в зависимости от конъюнктуры поддерживает то одних, то других. Короче говоря, разбалтывает ситуацию... Но не делать этого - значит, вообще тогда Россию сочтут бесполезным балансом.
Я бы сказал, что, несмотря на внешнее благополучие и вот эти фанфары, которые везде звучат, все-таки положение не очень хорошее и не очень устойчивое...
- А каков Ваш прогноз по катарскому делу? Идет этот процесс довольно быстро...
Пока трудно что-то сказать. Но даже если их все-таки не казнят - наши утешают, что вроде бы приговорить к смертной казни их могут, а потом эмир возьмет и помилует, и это вполне вероятный сценарий - то важен будет факт самого приговора. Так как приговорят офицеров действующих, не каких-то отставников, которые, допустим, занялись каким-то бизнесом грязным, а офицеров, находящихся в строю российской армии. И их приговорят к смертной казни за террористический акт, понимаете?
Мне кажется, что это может очень многое изменить в сфере юстиции и в сфере правопорядка. Это то, практически, на что наши поплевывают: а, подумаешь... А в международном масштабе это может сыграть очень негативную роль - если наши спецслужбы занимаются террором, как им занимается Израиль, то вы знаете, с нами сотрудничать становится проблематично. Я думаю, что обязательно отреагирует НАТО, которая скажет: нет, друзья, мы все действуем в рамках закона, мы ничего не переступаем, а вы уже зашли слишком далеко. Ваши офицеры, вон, пожалуйста, по распоряжению министра бегают по миру и убивают людей. Этого мы себе никогда не позволим.
От этого всего еще больше ухудшится имидж страны. Также это может привести к определенному свертыванию сотрудничества. Есть такая деликатная проблема - почему НАТО уделяет такое большое внимание борьбе с терроризмом. Но в рамках закона, строго в рамках существующих правил и возможностей. Именно НАТО, а не американцы будут нам указывать на наши просчеты, так как они и так переступили международное право, когда полезли в Ирак. И они сегодня не хотят, чтобы в них пальцами тыкали как в страну, которая нарушает повсеместно существующий закон. Наоборот, они будут стараться держать дистанцию.
Да, я думаю, что это нам может довольно дорого обойтись, в том числе, для нашего военного сотрудничества, взаимодействия в области обеспечения безопасности со странами Запада. Вряд ли кто-то из них одобрит то, что наши сделали... Поэтому мне думается, что в политическом плане это будет довольно серьезный проигрыш.
10.06.2004
http://old.iamik.ru/15992.html?%C2%E8%EA%F2%EE%F0__%CA%F0%E5%EC%E5%ED%FE%EA