На очередной встрече журналистов нашей газеты с председателем Законодательного собрания речь шла не только об успехах, но и о нерешенных проблемах
- Виктор Кузьмич, какова, на ваш взгляд, ситуация в регионе - мы двигаемся вперед или топчемся на месте?
- Давайте посмотрим, прежде всего, как дела у соседей. С одной стороны от нас - Якутия, которая взяла много федеральных средств на развитие целого ряда инфраструктурных объектов. Ну, в чем-то мы и сами им помогаем, и я рад, что отвели трубопровод ВСТО туда, на север. Это правильно, потому что там есть месторождения, которые сейчас будут присоединяться к этой трубе. В программу попало строительство энергетических объектов, и солидные деньги на это выделены. Это строительство около пяти ГЭС - реальная программа, которая согласуется с позицией президента. Газопровод на Дальний Восток, скорее всего, тоже пойдет в коридоре нефтепровода.
Принята обширная, на сотни миллиардов рублей, программа развития Дальнего Востока. Кое-где там упоминается Восточная Сибирь, но, прежде всего, - Дальний Восток и лишь немножко Забайкалье. По инициативе "Единой России" развитие Красноярского края попало не только в партийную, но и в федеральную государственную программу, в бюджет, в прогноз трехлетнего бюджета. Кроме того, около 300 миллиардов рублей будет потрачено на развитие промышленности Полярного Урала.
А мы, Иркутская область? А мы остаемся в окружении развивающихся территорий, имея проекты агломерации, "Сити-молл" и другие мелочи. Опасаюсь, что когда мы будем избирать в декабре федеральный парламент, избиратели предъявят нам серьезные претензии: куда вы смотрели, почему Приангарье не развивается столь же активно, как соседние регионы? Я эти вопросы предвижу, они объективно должны возникнуть. И что мы будем отвечать? Это реальная угроза, которая будет формировать протестный электорат.
- Какие отношения складываются между вами и губернатором, между Законодательным собранием и администрацией области?
- Вроде бы, все нормально, но возможности для дальнейшего сближения позиций остаются. По крайней мере, открытой формы противостояния нет. Могу сказать одно: позиция администрации следующая - то, что мы идем на компромиссы, на создание согласительных комиссий, воспринимается как должное. И я понимаю, что срыв произошел как раз на Валерии Лукине - кандидате на должность уполномоченного по правам человека. И в дальнейшем депутаты будут придерживаться тех гарантий, которые они давали Лукину во время выдвижения.
- Не слишком ли надуманна ситуация вокруг кандидатур Лукина и Хороших? Такая ли уж значимая эта должность, что из-за нее такой шум? Или это просто идет демонстрация силы?
- Я считаю неправильным, что президиум политсовета регионального отделения "Единой России" не прислушался к мнению 28 депутатов, поддержавших Лукина. Сейчас стали использовать президиум "Единой России" как средство давления на депутатов, не прислушиваясь к их мнению. И почему именно Хороших? На самом деле эта должность для области очень важна, особенно в нашей ситуации. И кто-то, человек, облеченный особыми полномочиями, обо всем этом должен говорить, обращать внимание общественности на все, что у нас происходит. Лукин эти вещи правильно понимает, у него обостренное чувство справедливости, хотя иногда его и заносит - ну а кого не заносит?
- Какова ситуация с бюджетом области на 2007 год?
- Напряженный бюджет. И главное - хромает его исполнение. Мы его приняли, утвердили, на сессии закрепили - и все. А исполнительная власть, не ставя нас в известность, начинает расходовать деньги по своему усмотрению. А потом предлагает менять статьи бюджета, объяснять - вот это надо сделать, то вот это... Хотя бюджет - дело святое. Это закон, и отношение к нему должно быть соответствующим. Видимо, в мае мы будем рассматривать изменения в бюджет, увеличим его доходную часть. Конъюнктура рынка пока неплохая, и прибыль многих предприятий будет больше, чем предполагалось. Но главное - вылечить "болевые точки". Вот, например, областная больница. Если отделения в относительном порядке, то в помещениях общего пользования - полный ужас. Нужен капитальный ремонт здания. И ясно, что больница переполнена. Мы сейчас много внимания уделяем восстановлению медицинских учреждений в районах, и это правильно. Но областная больница - это лицо региона.
- Сохранятся ли ежегодные выплаты в Усть-Ордынском округе по 1000 рублей на корову?
- Там сначала была одна цифра - 500 рублей, а 26 декабря она была повышена. Бывшее руководство округа уже знало, что в 2007 году бюджетом распоряжаться не будет! Это был все-таки популистский ход: а ну-ка, посмотрим, как вы выкрутитесь? Нам предстоит еще найти взвешенное решение. Нужно искать другие механизмы стимулирования развития животноводства, а не так, чтобы тысячу рублей дали, и неизвестно, куда они будут потрачены - на водку, на обувь, на увеличение поголовья скота... Если же вводить такую выплату по всей области, то получится неподъемная для бюджета сумма.
- Будет ли все-таки развиваться Ковыктинское месторождение?
- Моя точка зрения - да, непременно будет. Сейчас идет перетягивание каната - кто кого? Сила на стороне Газпрома, это очевидно. Мы должны думать о собственном развитии. Мы, по большому счету, ни одного завода, ни одного комплекса в последние 15 лет не построили. Ну, постройте государственный газоперерабатывающий завод. Во всех документах правительства - и я об этом не раз говорил - записано: главной проблемой химической промышленности является нехватка углеводородного сырья. При этом мы строим газопроводы, куда-то отправляем сырье. Все это - политическое решение, оно принимается на самых верхах. Но почему мы не даем развиваться и работать своим? Почему не хотим наполнять бюджет за счет продукции с добавленной стоимостью? Для этого нужны и бюджетные деньги, тогда придет и частный капитал. Но ничего не делается. В итоге ТНК- Би Пи и Газпром договорятся на каких-то процентах... Но не развивать Ковыкту сегодня - это глупо.
А развитие и эффективность мы получим только тогда, когда идет промышленная переработка газа. Там будут и окупаемость, и большие объемы, и совсем другие деньги. Потому что покупку газа населением в любом случае придется дотировать. Думаю, как только у Газпрома будет контрольный пакет, он начнет действовать. Правда, вопрос - куда это пойдет. Газпром постоянно демонстрирует, что только он понимает, как все нужно развивать, и знает какие-то вещи, которые не знает никто.
Мы осматривали с воздуха площадки, где можно размещать газоперерабатывающие заводы. По проекту Газпрома такой завод предполагается в Балаганске. С нами летел Кирилл Андросов, замминистра экономического развития и торговли. Андросов спросил у представителя Газпрома - почему точку вы определили в Балаганске? Тот ответил: честно? - не знаю. Там же ничего нет! Инфраструктуры нет, кадров нет. Каким образом обслуживать завод? Ну перетащите вы его в Саянск, в Ангарск: есть школы, потенциал, кадры...
А проект ТНК - Би ПИ - напротив, хорошо просчитан, в нем участвовали британцы, которые умеют считать деньги. У Газпрома же деньги государственные, их никто не считает.
Что происходит у нас со строительством нефтепровода ВСТО? Деньги платят несоизмеримые, по сравнению с тем, что платят людям той же профессии и квалификации на промышленных предприятиях. Идет переманивание кадров. А ведь деньги бюджетные. То есть строительство нефтепровода блага нам пока не принесло. И той хваленой эффективности, о которой столько сказано, мы тоже не видим. Где этот вахтовый метод, где квалифицированные специалисты, где система подготовки людей, которой хвалились в Транснефти? Мне это напоминает БАМ, о чем я и говорю. Кончился БАМ - и где Усть-Кут? Все проблемы, которые там были - все и остались.
- А какова ситуация по Сухому Логу?
- Видимо, в скором времени, в 2007 году, решение будет принято. Это месторождение отнесено к стратегическим. Претенденты на его освоение уже определились. Фаворит среди них - Интеррос.
- Нужны ли области лесные терминалы и лесная биржа?
- Считаю, что это дело нужное. Но как формировалась новая система? Сначала отодвинули государственных и муниципальных лесозаготовителей, поставили их в неравные условия конкуренции. И создание биржи не решило проблем лесозаготовителей. Как рубили лес незаконно, так и продолжают рубить. А ведь это - интересы тысяч людей.
Еще одна возможная точка напряженности - Ангарск. Там грядут большие изменения в связи с продажей активов ЮКОСа. Многое зависит от того, кто придет. Такие системообразующие предприятия прямо влияют на жизнедеятельность территории. К тому же продолжается никчемная дискуссия по созданию Международного ядерного центра. По-моему, этот проект очень нужен.
- Но будет еще одна свалка...
- У нас и так много свалок. А это объект, имеющий многократную степень защиты. Плюс дополнительные рабочие места и налоговые поступления.
- Еще один узел напряженности - достройка Богучанской ГЭС...
- Эта программа принята на правительственном уровне и в целом убедительна. Надо говорить о другом - как развивать Усть-Илимск. С момента строительства Усть-Илимского ЛПК там нет перспективы. А сейчас появилось еще и ощущение придатка к Красноярскому краю.
- Вы представляете, как будет выглядеть иркутский список кандидатов от "Единой России" на выборах в Госдуму?
- Полной ясности пока нет, но давайте поговорим о самой Госдуме. В последнее время там принят ряд мер, и мы все более приходим к такой модели управления, когда депутаты становятся лишь прикрытием для непопулярных решений. Право корректировать бюджет у депутатов практически отняли. Трехлетняя модель федерального бюджета принята, один раз на Думе проголосовали, а более - не лезь... Но ясно, что есть перспективное планирование, есть оперативное управление. Государственная дума все больше превращается в машину для голосования. Поэтому у серьезных людей исчезает интерес куда-то выдвигаться.
- Виктор Кузьмич, есть ли какие-то изменения в жизни Законодательного собрания?
- Будет меняться структура аппарата Законодательного собрания, так как существующая структура уже не отражает задач, стоящих перед ЗС. Появились новые законы - такие, как федеральный закон о местном самоуправлении, который требует от нас предметно заниматься депутатским корпусом представительных органов власти местного самоуправления. Мы начали проводить очередные семинары, и видим, что многие слабо подготовлены к новой работе. Председатели муниципальных дум не в курсе, как вести заседания, как готовить документы, то есть не знают самых элементарных вопросов. Мы создаем специальный отдел, выделив его из орготдела, который будет заниматься по работе с представительными органами муниципальных образований.
Ядром аппарата, естественно, является правовое управление, мы будем его усиливать. У нас была не очень хорошо поставлена работа с письмами и заявлениями. К сожалению, пишут много, но часто - не по адресу. Это лишнее подтверждение того, что народ не разделяет власть на исполнительную, законодательную и так далее. Есть проблема - они пишут. Поэтому вопрос контроля за движением писем и обращений избирателей мы ставим под особое внимание, и этим будут заниматься специальные люди.
03.04.2007
http://www.irk.gov.ru/index.php?IdAction=docs&Event=read&id=1187