Грядущая зима может оказаться для России самой холодной за последние десятилетия. Дефицит электричества превышает темпы ввода новых энергомощностей. Уже сейчас понятно, что тепла и света на всех не хватит.
Объявление гласило: "Квартиры в новых домах! Небывалые скидки! Беспрецедентное предложение". Так один из столичных девелоперов рекламировал новый жилищный комплекс в Мякинино. Застройщик не обманул. Цены на "квадраты" в его новом небоскребе действительно были на $500 - 700 ниже, чем в целом по рынку. Но без ложки дегтя не обошлось. В офисе девелоперской фирмы объяснили, что новоселы первое время должны пожить без света и тепла. Энергетики не в состоянии бесперебойно поставлять электричество в новые районы. Генерирующих мощностей, которые ежегодно вводит в эксплуатацию РАО "ЕЭС России", не хватает. Только в Москве дефицит за четыре года увеличился в 12 раз. К 2008 году, когда должна завершиться реформа РАО "ЕЭС", компания может превратиться в пустышку с дутой капитализацией.
Чубайс и Ко
Российская электроэнергетика не имеет мировых аналогов. В Европе или Азии системы, сравнимой с российскими мощностями, просто нет. По масштабам с отечественными сетями и генерацией могут сравниться лишь США. Правда, и между ними существует огромная разница. В России электростанцию и потребителя разделяют сотни километров. В Америке расстояния исчисляются километрами.
Широкая география поставок имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, потребители, закрепленные за одной станцией, гарантированно обеспечены энергией - ГРЭС, входящие в РАО "ЕЭС", пока нельзя упрекнуть в отказе от поставок. Вместе с этим любая авария, сравнимая с той, которая произошла на подмосковной станции "Чагино" в мае 2005 года, способна обесточить не только города, но и целые федеральные округа.
Колоссальные масштабы сетей требуют соразмерных инвестиций. Именно их привлечением и был призван заняться 8 лет назад нынешний глава РАО Анатолий Чубайс. По его мнению, если энергетики избавятся от госрегулирования, то в отрасль деньги потекут рекой. Чтобы реформа была прозрачной, Чубайс предложил разделить монополию на отдельные составляющие. Каждая из них должна была заниматься профильным видом деятельности - генерацией, транспортом или сбытом электроэнергии. На программу изначально отводилось 6 лет. Стратегию реформы даже назвали "3 плюс 3": три года реформаторам нужно было на подготовку, а еще три - непосредственно на изменение структуры отрасли. Но выдержать сроки не удалось. Не все считали, что раздел компании приведет к прозрачному, конкурентному рынку, способному дать потребителям свет и тепло по доступной цене. Бывший замглавы Минэнерго Виктор Кудрявый, занимавший тогда должность заместителя Чубайса, не верил, что передел РАО "ЕЭС" привлечет инвестиции в отрасль. "О каком профессионализме в управлении отраслью можно говорить, если в правлении РАО "ЕЭС России" нет ни одного менеджера с успешным опытом руководства крупными энергокомпаниями? Важнейшие стратегически структуры возглавляют, в основном, дилетанты. Отрасли нужны квалифицированные инженеры с созидательной направленностью, а не политики и рыночные посредники", - возмущался Кудрявый.
21.11.2006
http://www.point.ru/forecasts/2006/11/21/2175