Играть после работы в хоккей - сегодня хороший тон. Может быть, даже своеобразный шик. Состоятельным господам: банкирам, бизнесменам и вообще деловым людям, которые отдают дань моде, - безусловно, приятно, что мастер-классы с ними ведет сам Виктор Кузькин, живая легенда! Финты, пас, филигранная техника - все при нем. Учитесь, ребята!
Жизнь Виктора Кузькина, выдающегося хоккеиста, капитана советской ледовой дружины в 70-е годы, тесно связана с Московской областью. Игрок и тренер ЦСКА, он 30 лет регулярно выезжал на армейскую базу в Архангельское. Дачку отстроил себе в Валентиновке, что по Ярославскому направлению. Правда, по его собственному признанию, огородник из него не вышел. В земле копаться он не любитель. Вот отдохнуть, отоспаться, свежим воздухом подышать - это еще можно...
Наша беседа состоялась в Одинцове, в местном ледовом дворце спорта, где Виктор Григорьевич дважды в неделю появляется на катке с подопечными.
- Кто тебе монтировкой-то врезал? - Милиционер настойчиво добивался ответа у молодого парня-таксиста, который сидел на стуле, обхватив голову руками. Через приложенный к макушке платок проступала кровь. - Вот, посмотри на этих граждан, - наседал чин. - Кто из них полез с монтировкой?
Таксист с трудом поднял голову и обвел туманным взором присутствующих.
- Помню, тот был невысокого... роста, - медленно выдохнул он.
- Тэ-э-к-с, - засуетился служивый. - Подходите сюда, невысокий. Фамилия? Имя? Отчество?
`Невысоким гражданином` оказался олимпийский чемпион по хоккею Виктор Кузькин.
- Почему меня милиционер не сразу признал? - переспрашивает Виктор Григорьевич, вспоминая события почти 40-летней давности. - Не знаю... Может, на хоккей не ходил. А может, телевизора у него не было. Все-таки начало 60-х, не у каждой семьи тогда имелись телеприемники.
- Как же вас угораздило в такую историю влипнуть?
- Да вот так... Молодой был, чемпион, известность - ну все такое... Пригласили на день рождения друга в ресторан аэровокзала. Посидели, стали по домам расходиться. Кто-то из компании захотел ехать на такси - на площади несколько машин стояло. Водитель нас везти отказался. Слово за слово - произошла перебранка, затем толкотня началась. Я в это время с кем-то позади основной группы шел, поэтому точно не знаю, кто там чего кому сказал. Вижу, заварушка. Таксисты туда бегут. Я, конечно, тоже поспешил, ведь там наши ребята А тут - милиция! Смотрим, у одного таксиста голова разбита, на асфальте монтировка валяется... Стали разбираться, кто ударил. Таксист на меня показал. Ростом я вроде как подходил под `невысокого`. Вообще-то у меня рост метр восемьдесят - не маленький я. Но так вышло, что все остальные были повыше.
И завертелось дело... Анатолий Владимирович (Тарасов. - Д.Т.), как узнал, вскипел: `Выгнать из хоккея, лишить званий!` В общем, вопрос был поставлен круто - выгнали бы как пить дать. Заступился за меня председатель российского спорткомитета Алехин: настоял, чтобы меня взяли на чемпионат мира для `реабилитации`... После чемпионата мира-67 мне вторично присвоили звание заслуженного мастера спорта. В честь 50-й годовщины Октября.
Справка `МК`. Виктор Григорьевич КУЗЬКИН родился 6 июля 1940 года. Заслуженный мастер спорта. Трехкратный олимпийский чемпион (1964, 1968, 1972), восьмикратный чемпион мира, тринадцатикратный победитель первенств СССР. Несколько лет был капитаном ЦСКА и сборной страны. Работал тренером ЦСКА, консультировал ЦСК ВВС (Самара). В настоящее время играет в матчах ветеранов. Награжден двумя орденами `Знак Почета`.
Детство Виктора Кузькина прошло в обычном московском дворе на задворках Боткинской больницы. Отец погиб на фронте. Мама одна тянула семью, работая санитаркой. Жили в бараке. Из тех бараков, кстати, вышло много ребят, сказавших свое слово в спорте.
- Мы днями напролет играли в футбол, в хоккей с мячом, волейбол, баскетбол, - рассказывает Виктор Кузькин. - Я тянулся за старшими: Виктором Якушевым, Борисом Спиркиным. Занимались в секции русского хоккея на стадионе Юных пионеров, затем и на `канадский` хоккей перешли... Жалко, что теперь тот стадион снесли!
В 1958 году известный тренер Александр Николаевич Виноградов пригласил Кузькина в молодежную команду ЦСКА. После выигрыша молодежного первенства страны Виноградов стал сватать Виктора Анатолию Тарасову. Тот поначалу скептически отнесся к рекомендациям: `Кого ты мне предлагаешь? Вот этого - на соломенных ножках?..` Но потом, присмотревшись к игре Кузькина, зачислил его в штат основной команды. Оклад - 80 рублей. Мама была рада!
Но как пробиться в состав 18-летнему юноше? В то время играли в две пары защитников. Иван Трегубов, Николай Сологубов, Генрих Сидоренков, Дмитрий Уколов - какие имена! Да плюс пятым защитником, считай, основным запасным, у армейцев был Владимир Брежнев. Кузькину хотелось играть, а не штаны на лавке протирать. Подошел он ко второму тренеру Борису Кулагину: `Отпустите меня служить в Калинин`. - `Потерпи, Витя, - отсоветовал Кулагин. - Старичкам недолго уже играть осталось...`
Кузькин послушался и впоследствии не раз благодарил Бориса Павловича за то, что тот удержал его в ЦСКА.
- Виктор Григорьевич, за плечами у вас десятки турниров. А какой самый памятный?
- Год 63-й, Стокгольм. Мой дебют на чемпионате мира. Семь лет до этого сборная золотых медалей не выигрывала. По ходу чемпионата мы шведам уступили - 1:2. Причем решающий гол нам забили, когда на льду находились я и Виталий Давыдов. Можете представить мое состояние. Хорошо, что подбодрил меня Николай Михайлович Сологубов. Ему 39 лет было, фронтовик, авторитет имел огромный. Тарасов знал, что Сологубов смолил `Беломор`, но замечаний не делал. Ведь тогда насчет этого было строго.
К счастью, все закончилось отлично. Шведы проиграли чехам. Нам нужно было учиться побеждать канадцев, против которых несколько лет комплексовали. Но сумели преодолеть психологический барьер и выиграли - 4:2! А потом все плакали в раздевалке...
Матчи суперсерии-72 с профессионалами НХЛ тоже выделю. Мне уже 32 года стукнуло, три золотые олимпийские медали получил, а волновался, как пацан. Канадцы вообще мастаки устроить шоу, ажиотаж нагнать. Сорок минут шло представление игроков перед первой игрой! Тут уж хочешь не хочешь, а сердце от волнения заколотится. Жаль, проиграли мы ту суперсерию. Хотя должны были побеждать. В Москве три раза подряд уступили в одну шайбу. Кое-кого пижонство подвело, да бойцов не хватало проверенных: Толи Фирсова, Виталика Давыдова...
- Тренером вы работали больше 20 лет. Но никогда не были главным. Интересно почему? Устраивала роль вечного второго?
- А вы полагаете, быть вторым это очень просто? Не-е-е-т... Здесь, наверное, призвание требуется. Я работал с Виктором Тихоновым, признавал за ним лидерство и не чувствовал себя обделенным судьбой.
- Однако, помнится, был момент, когда вы уезжали в Японию, в Словакию вроде бы собирались...
- Ну в Японии-то, сами понимаете, по-настоящему серьезной работы не было. В первую очередь я тогда о семье думал. Японцы нам создали хорошие бытовые условия, в материальном плане тоже все устраивало. За три года познакомились с удивительной страной... А `Дукла` из Тренчина пригласила к себе Тихонова, но он отказался уходить из ЦСКА и предложил словакам мою кандидатуру. Возражений не последовало, и я выехал в Тренчин ознакомиться с местом будущей работы. Встретили меня тепло, условия контракта устроили, все было обговорено. Вернулся в Москву, начал улаживать дела, связанные с переездом, и вдруг из Тренчина приходит `отбой`. Сборную Словакии возглавил Йозеф Голонка. А он люто ненавидит русских. Когда Голонка еще сам выходил на лед, против нашей сборной играл с остервенением. Забьет гол Виктору Коноваленко, плюхнется перед ним на лед, перевернет клюшку и `расстреливает` ворота. Та-та-та... Таким же был Ярослав Холик, из-за которого однажды Сашу Рагулина пропесочивали в ЦК. То ли КПСС, то ли ВЛКСМ - уже не помню...
- Что Александр Палыч натворил?
- Чемпионат мира происходил в Вене. Телетрансляция в Москву велась через Прагу. И вот во время матча с Чехословакией показывают, как Рагулин сидит верхом на Ярославе Холике. Представляете Сашу, с его массой! В Москве переполошились. Перед отъездом нас предупреждали: избегать резкой борьбы с чехословацкой командой, тем более драк, помнить, что `вы играете с нашими друзьями по соцлагерю`. Еще свежи были в памяти события 68-го года: а тут на весь мир показали, как `большевик` накостылял чеху.
На самом деле Рагулин вовсе не собирался трогать Ярослава (кстати, его брат Иржи был отличным парнем, без националистических заскоков). Холик сам нарвался. Кого-то из наших он жестоко ударил исподтишка, а Палыч на защиту поспешил и слегка оттеснил Ярослава. Тот не устоял на коньках, упал, потянув на себя и Рагулина... Как Холик сподличал, не показали, а Палыча - крупным планом.
- Несколько лет назад в российском хоккее появился второй клуб под названием ЦСКА, что привело к жесткому противостоянию команды Виктора Тихонова и руководителя `всего` армейского клуба полковника Барановского. Победителя в этой войне не оказалось. Зато в проигравших оказались оба клуба. `Тихоновцы` до сих пор находятся вдали от пьедестала почета российского первенства. `Барановская` команда и вовсе прекратила существование. Сам полковник, недолго побыв гендиректором хоккейного `Динамо`, теперь, по слухам, развернул на широкую ногу бизнес в Самаре. Вероятно, на ваш уход с тренерской работы повлиял тот конфликт?
- Все мы живые люди! Конечно, нервы нам потрепали... Замечу, полковник Барановский начал вставлять палки в колеса, даже не познакомившись с Тихоновым, с другими тренерами. Он даже не вник в ситуацию. Но при этом в газетах полилась грязь на нашу команду. Говорили, что, мол, Тихонов засиделся на тренерской работе, не дает другим проявить способности. Вон Кузькин тоже в сборной страны 10 лет играл. Сколько перспективных защитников поперед себя не пустил! Так что ж винить меня за это? Со всей уверенностью могу заявить, что Тихонов и в свои 74 находится в форме, готов к любой работе. Но он ушел... Посмотрим, как себя молодые тренеры проявят. Искренне желаю им успеха.
- Виктор Григорьевич, когда же наши хоккеисты вернутся на пьедестал? Мы 11 лет не выигрывали чемпионат мира, 12 - Олимпийские игры.
- Полагаю, не скоро. Мы сейчас пожинаем плоды повального бегства молодых ребят за океан в начале 90-х годов. Чуть только сверкнул пацан, забросил пару шайб, а жучки хоккейные уже пристраивают его в какую-нибудь американскую студенческую лигу. Наверное, не сотни, а тысячи молодых ребят сгорели за океаном, не раскрылись как игроки и пользы стране не принесли.
Да и вообще, к хоккею отношение со стороны государства радости не вызывает. Когда-то в каждом дворе были хоккейные команды. А сейчас дети торчат в залах игровых автоматов. Дохлые растут, больные. Вон в Одинцове кто в хоккей по вечерам играет? Мужики возрастные. Те, кто в детстве получил закалку дворового спорта. Понимание того, что всегда надо быть в хорошей физической форме, засело в голове прочно.
- А вы не думаете еще потрудиться на тренерской ниве?
- Навряд ли. Я сейчас наслаждаюсь семейной жизнью. Играю в свое удовольствие в матчах ветеранов. Внучок у меня недавно родился, Саша. Полгода ему. Вот бы кого потренировать! Мечтаю годика через три-четыре на коньки его поставить.
- Ваша супруга имеет отношение к спорту?
- Только как жена хоккеиста. По профессии она врач-стоматолог. Холостяковал я до 30 лет. И вот однажды встретился в отпуске на Черном море в кафе в Хосте с хорошей девушкой. Курортный роман имел серьезное продолжение, дочку вырастили...
- Какое фирменное блюдо подается к семейному столу в семье Кузькиных?
- Мои девочки не очень сильны по части кулинарии. Да я и не особо привередлив в еде. Супчик сварят, салатик нарежут - ну и нормально. Главное, чтобы по праздникам на столе всегда было полусладкое `Советское шампанское`, а с закуской разберемся...
СЕРГЕЙ ИВАНОВ
Московский Комсомолец
от 22.09.2004
Дмитрий ТАРАСОВ.
http://nvolgatrade.ru/