30 сентября 2004
3379

Виктор Похмелкин: `Я сторонник парламентской республики`




Читайте ответы В. Похмелкина на вопросы корреспондента "АПН-новости" (Нижний Новгород).

1. Как Вы считаете, устарела ли на сегодняшний день действующая "ельцинская" Конституция? Если да, - в чем ее неадекватность текущей политической ситуации в стране?

В современной Конституции России есть два пласта. Первый содержит базовые положения, определяющие основы конституционного строя страны, основные права и свободы человека и гражданина и их гарантии (главы 1 и 2). Второй касается конкретных аспектов построения политической системы, формы правления, полномочий различных ветвей и органов государственной власти (главы 3-8). По моему глубокому убеждению, первый пласт соответствует самым высоким международно-правовым стандартам и стратегическим интересам развития российской государственности. Второй же, безусловно, нуждается в корректировке и даже пересмотре с учетом почти двенадцатилетнего политико-правового опыта.

2. "Независимая газета" недавно озвучила информацию о том, что в администрации президента готовится конституционная реформа, в результате которой Россия из президентской республики станет республикой парламентской. Институт национальной стратегии выдвинул свой проект, суть которого заключается в том, что президент откажется от участия в решении текущих экономических вопросов и будет выполнять функции "верховного арбитра", стоящего "над схваткой" различных политических сил и модерирующего политический процесс в стране. Будет ли это изменение, если оно произойдет, положительным фактором в жизни страны? В чем плюсы (и минусы) парламентской республики для современной России?

Одним из принципиальных и насущных изменений, подлежащих внесению в Основной закон страны, считаю нормы о преобразовании России в парламентскую республику современного германского образца. Преимущества ее вижу в следующем. Во-первых, парламентская республика в значительно большей степени обеспечивает разделение властей и деконцентрацию властных полномочий. В этом - важнейшая гарантия демократического развития страны, дебюрократизации государственного управления, организации эффективного общественного контроля за властными институтами. Во-вторых, такая реформа сужает сферу теневой политики. Не секрет, что сегодня решающую роль в политической жизни играет администрация президента, осуществляя руководство всеми сторонами государственной жизни явно не на свету и по сути полу легитимно. В-третьих, существенно возрастает роль выборов во влиянии на государственную политику. Здесь на парламентских выборах будет решаться не только расклад сил в законодательной, но и судьба исполнительной власти. Тем самым в большей мере будет реализован принцип народовластия. В-четвертых, парламентская республика более подходит для федеративного устройства государства. В-пятых, в парламентской республике менее болезненно происходит смена властных элит. Для России это крайне важно, поскольку от качественного обновления политического класса в первую очередь зависит ее историческое будущее. На фоне перечисленных плюсов недостатки парламентской формы правления представляются не столь существенными.

3. Не сведется ли конституционная реформа, если она состоится, к решению технического вопроса пролонгации срока полномочий действующего президента Владимира Путина после 2008 года?

К сожалению, в нашей стране любые политические реформы традиционно проводятся "под кого-то", в угоду политической конъюнктуре. Поэтому трансформация формы правления современного российского государства возможна либо на волне новой революции (что крайне нежелательно), либо с учетом интересов правящей группировки. Мое отношение к этому - спокойно-философское. Готов согласиться с любыми шкурными устремлениями представителей партии власти при условии, что они совпадают с вектором прогрессивного развития страны.

4. Если проект трансформации формы правления начнет реализовываться, встретит ли он ощутимое сопротивление со стороны населения, политических и бизнес элит?

Если Владимир Путин и его окружение инициируют конституционную реформу, она будет поддержана как консервативной, так и либеральной частью политического и бизнес сообщества. Первые при этом будут рассчитывать сохранить свои позиции во власти и собственности. Вторые станут сторонниками перемен, надеясь, что они принесут желаемое обновление или хотя бы дадут нынешним политическим аутсайдерам новые шансы.

5. Каким образом должны быть распределены полномочия между президентом, парламентом и правительством в случае перехода России к модели парламентской республики?

В парламентской республике президент является номинальным главой государства, выполняющим представительские и ритуальные функции. Ключевые полномочия принадлежат правительству во главе с премьер-министром, которое формируется парламентским большинством, сложившимся по итогам выборов. В наших условиях считаю также необходимым переход к прямым выборам Совета Федерации и усилении его роли в законодательном процессе.


http://www.pokhmelkin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован