Н. БОЛТЯНСКАЯ - 22 часа 11 минут. Вы слушаете "Эхо Москвы". Я действительно приветствую в нашей студии Виктора Антоновича Садовничего. Здравствуйте.
В. САДОВНИЧИЙ - Здравствуйте.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Виктор Антонович, я понимаю, что я нарушаю все каноны программы "Контрудар", в которой обычно вопросы задаете вы, но последнее время очень пристально, и "Эхо Москвы" в том числе, следит за ситуацией на социологическом факультете. И вот сегодня, мои коллеги из службы информации, сообщили, что была акция протеста против декана, проведенная студентами социологического факультета. Ваш комментарий как человека, который должен знать ситуацию.
В. САДОВНИЧИЙ - Я хотел сказать, что университет - это очень сложная организация, около 100 тысяч учащихся и работающих. Поэтому конечно существуют разные предложения, и ректор должен услышать всех, поэтому когда студенты факультета обратились с рядом вопросов по социологическому факультету, я, как и положено ректору, создал очень авторитетную комиссию из профессоров других факультетов. Эта комиссия работает, выясняет истину. И надо сказать, что ситуация нормализуется. Мы утверждаем, что на факультете идут занятия. Хотя конечно допущенные ошибки на факультете привели к тому, что судьба факультета будоражит. Я думаю, что мы сейчас будем вести конструктивный разговор со всеми, кто хочет сделать лучше, в том числе я благодарен тем студентам, которые и обратились с вопросами, и тем преподавателям. И будем конструктивно работать. Факультет намечает планы. Я думаю, что мы ситуацию исправим на факультете. Ну а если она будет как-то продолжаться, будем принимать другие меры.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - То есть информация о том, что, якобы, декан социологического факультета отказался допустить ректорскую комиссию к работе на факультете, она ошибочна?
В. САДОВНИЧИЙ - Нет, это не так. Комиссия работает. Все нормально. Я попросил факультет, преподавателей, ученый совет конструктивно работать. Мне кажется, что это услышано. И еще раз хочу повторить, что факультет сейчас работает, вышло уже пять приказов по нормализации ситуации на факультете. Я убежден, что мы обеспечим нормальную работу факультета. Но еще раз хочу повторить, что если будут найдены какие-то ошибки и недостатки очень существенные, будут приниматься и другие меры.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вот я видела в Интернете очень много заявлений в поддержку, причем заявлений из разных концов света. Скажите, пожалуйста, а к вам поступают письма, что называется, от сочувствующих?
В. САДОВНИЧИЙ - Конечно, я беседую со всеми: и с учеными, и со студентами, и читаю эти все отклики. Но подавляющее большинство студентов факультета хочет учиться. И преподаватели хотят работать. Я хотел бы просто сказать, что факультет намечает планы, он должен их реализовать. Другого пути у факультета нет.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Ну что же, я благодарю Виктора Антоновича Садовничего за комментарий, который, понятно, сейчас еще наверное рано давать, поскольку результаты... и напоминаю, что тем не менее, программа, в которой сегодня участвует Виктор Антонович, называется "Контрудар". + 7 985 970-45-45 - это номер, по которому вы отправляете SMS-ки, мы вам перезваниваем и задаем вопросы. Убедительная просьба, не забывать краткую информацию о себе, и кроме того, если вы даете немосковский городской телефон, пожалуйста, код города не забывайте, чтобы я не искала и не тратила на это время. Итак, Виктор Антонович, рекомендую вашему вниманию Сергея, аспиранта Института США и Канады Российской Академии Наук. Сергей, судя по номеру, из Москвы. Здравствуйте, Сергей.
СЕРГЕЙ - Добрый вечер.
В. САДОВНИЧИЙ - Здравствуйте Сергей. Сергей, я хотел бы спросить. Вы довольны судьбой аспиранта? Как у вас идет научная работа? И чего не хватает?
СЕРГЕЙ - Ну, в каком-то плане я доволен, поскольку я приехал из Новосибирска в Москву, публиковался в центральной прессе: в "Независимой газете", в "Коммерсанте" и т.д., публиковался в научных журналах, а сейчас, по всей видимости, поеду в Соединенные Штаты на год собирать материалы по кандидатской диссертации. Защищаюсь. И тут стоит вопрос с тем, что в Академии наук серьезнейшие сокращения штатов и в нашем институте, и в институтах по профилю - в Институте мировой экономики и международных отношений. И получается, что все мои многочисленные труды и достижения, они впустую, и придется идти торговать мебелью в итоге.
В. САДОВНИЧИЙ - Я хочу потом в конце это прокомментировать, но хочу еще один вопрос спросить. А вы подрабатываете? Все-таки стипендия очень маленькая. Как живете?
СЕРГЕЙ - Да, я первые два года подрабатывал, был преподавателем в Школе экономики, но сейчас выиграл грант Российского гуманитарного научного фонда, и на этот грант я на данный момент живу. Но он трехлетний, он скоро закончится, и вот так.
В. САДОВНИЧИЙ - Сергей, я хотел сказать, что то, что вы рассказали, это типичная ситуация для талантливых аспирантов. И сейчас мы, члены совета при президенте по науке, образованию, технологиям предложили принять программу воспроизводства кадров. Это большая программа, больше 60 миллиардов рублей на несколько лет. И мы хотим как раз ее исключительно для того, чтобы поддержать аспирантов, талантливых молодых людей, и оставить их работать в своих институтах, в том числе и в Академии наук или в университетах с тем, чтобы они не уезжали. Я думаю, что, несмотря на трудности, программа будет принята. Ну а вас я могу только попросить, конечно, я могу поговорить и с руководством Академии, все-таки не торопитесь сразу уезжать, мне кажется, что Академия найдет возможность устроить вас на работу, и вы будете прекрасно работать, общаясь с американскими коллегами, ездить туда. Но все-таки мне кажется дым отечества...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо, Сергей. Еще раз напомню, что вопросы вам, уважаемые слушатели "Эха", задает сегодня ректор МГУ Виктор Садовничий. + 7 985 970-45-45. Я убедительно прошу тех наших слушателей, которым мы звоним, когда вы слышите наши голоса в трубке, сразу приемник выключайте, а то мы идем с большим эхом. И в частности, это относится к Андрею, выпускнику мехмата МГУ, который работает в области теоретической информатики и считает, что может назвать основные недостатки в сфере российского образования и в области прикладной математики. Но опять же, Виктор Антонович, это на ваше усмотрение. Андрей, вы с нами?
АНДРЕЙ - Да. Здравствуйте.
В. САДОВНИЧИЙ - Андрей, ну тогда очень приятно с вами говорить. Я тоже математик. Наверное, вы знаете. И я хотел спросить, вы какую кафедру окончили на мехмате?
АНДРЕЙ - Высшей алгебры.
В. САДОВНИЧИЙ - А кто был научный руководитель?
АНДРЕЙ - Я могу вам лично сказать...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - То есть секрет.
В. САДОВНИЧИЙ - Ну ясно, секрет. Хорошо, Андрей, все-таки, что вы испытали, окончив мехмат и придя на работу: недостаток знаний, или надо было переучиваться, или вас не тому учили? Расскажите, пожалуйста.
АНДРЕЙ - Виктор Антонович, я могу засвидетельствовать следующее. Во-первых, знания, которые я получил в университете, исчерпывающим образом отражали текущее состояние дел в этой области и в России и в мире. Но тем не менее, те задачи, которые решают современные специалисты не столько в теории, сколько в практике - а именно в этих областях я работал - они требуют умения создавать совершенно новые научные направления, причем задачи, которые приводят к этим научным направлениям, они лежат на поверхности. Я приведу такой пример. Сейчас такая область, как программирование - это центральное направление деятельности выпускников мехмата, вы это знаете. Она посвящена следующей задаче. Вот вам дают описание функций, и эту функцию надо реализовать на каком-то языке программирования. Эта задача родственна решению дифференциального уравнения, где вам дано дифференциальное уравнение, вам надо его решить. Так вот, если классическая математика это дифференциальное уравнение решать умеет, то функциональное уравнение в программировании ни одно из математических направлений не умеет.
В. САДОВНИЧИЙ - Понятно. Тут мы с вами понимаем терминологию. А я хочу, чтобы все понимали.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - А я ничего не понимаю!
В. САДОВНИЧИЙ - Я понимаю, что та фундаментальная подготовка мехмата все-таки была неплохой, но потребовались новые знания?
АНДРЕЙ - Они всем требуются, Виктор Антонович, любой специальности.
В. САДОВНИЧИЙ - Ну, вам потребовались.
АНДРЕЙ - Да-да. И я осознал свою слабость. Я проработал уже где-то 15 лет, я только-только начинаю понимать, какая именно математика должна быть построена для решения этой задачи.
В. САДОВНИЧИЙ - Понятно. Андрей, я тоже над этим думаю. Я понимаю глубоко, что вы говорите, но все-таки, наверное, здесь надо найти середину. То есть ни в коем случае не уменьшать объем фундаментальных знаний, они все-таки богатство, но с другой стороны, понимать, с чем столкнется выпускник, придя на конкретную работу.
АНДРЕЙ - Виктор Антонович, можно некоторые пожелания выскажу. Я считаю, что наибольший недостаток у нас в том, что мы студентам и аспирантам даем знания с таким категорическим императивом, что в жизни, ребята, вы будете решать задачи со знанием, которые мы сейчас вам даем. Это приводит к чему? Что ребята начинают просто подгонять эти жизненные задачи под теоретические модели, которые они изучали. Вместе с тем совершенно не говорится, что вы должны сами уметь создавать эти знания. Вот именно создавать - то есть давать в студенческие годы уже на втором курсе такие проблемные задачи.
В. САДОВНИЧИЙ - Андрей, понимаю. Это, в принципе, есть один из таких недостатков, или, я бы сказал, одна из проблем нашей системы образования - надо больше давать свободы и поиска уже на младших курсах. Я понимаю, что не надо набивать мешок до четвертого-пятого курса.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо, Андрей. Мы продолжаем программу "Контрудар". Виктор Антонович Садовничий задает вопросы вам, уважаемые слушатели "Эха Москвы". И у нас на линии Екатеринбург. Лидия Алексеевна, преподаватель вуза. Я попрошу вас сразу выключить приемник, чтобы вы нас слушали по телефону. А всем остальным, кто готов отвечать на вопросы Виктора Антоновича, я предлагаю присылать SMS-ки со своими телефонными номерами для номера + 7 985 970-45-45. Лидия Алексеевна, здравствуйте
ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА - Здравствуйте.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Что преподаете?
ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА - Я преподаю иностранный язык.
В. САДОВНИЧИЙ - Лидия Алексеевна, вы в каком университете?
ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА - Я преподаю в Техническом университете.
В. САДОВНИЧИЙ - Как вы довольны своей судьбой, или есть проблемы? Все-таки в техническом вузе...
ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА - Вы знаете, судьбой, может быть, и можно быть довольной в том плане, что и квалификация, и все тут признано давно, но вопрос в другом. Вот я хочу спросить и задать вам, может быть, вопрос...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Нет, задать вопрос у вас точно не получится.
В. САДОВНИЧИЙ - Вы говорите, Лидия Алексеевна, а я прокомментирую.
ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА - Я, хочу сказать, что у нас сейчас такая ситуация, что у нас осуществляется целевой прием, не конкурсный, никакой. Бюджетных мест единицы. А вот что идет по целевому, вы, наверное, в курсе, это конкурс тех, кто может своих детей пристроить, или администрация решает свои вопросы, проблемы путем пристройства их. Все, казалось бы, ничего, мы привыкли ко всему. Но вопрос в другом. Это люди часто очень необучаемы просто. Вот в принципе необучаемы! И нам администрация говорит, надо работать с теми, кто есть. Но простите, скоро ведь будут брать из спецучреждений уже.
В. САДОВНИЧИЙ - Понятно. Лидия Алексеевна, а вот ЕГ, на ваш взгляд, поможет или нет? Все-таки вроде бы, ну вот, прием по ЕГ: сдали где-то в другом городе, по баллам пришли в вуз. Вроде бы это уже не спецприем. Как вы относитесь к ЕГ? Поможет ли это улучшить контингент студентов?
ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА - Если будут брать по конкурсу из других городов?
В. САДОВНИЧИЙ - По ЕГ, по единому государственному экзамену.
ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА - Вот этого я не знаю. У нас в России любую идею опошлят. У нас как-то гуляют уже и задания ЕГ в Интернете, как это получается все? Если бы это все было так, что действительно нет доступа ни у кого действительно, тогда да. Но я думаю, что и эту бы проблему решили. Я просто хочу сказать, посмотрите, если эти люди закончат, вот они сейчас учатся через пень колоду. Меня лично каждый раз (и у других преподавателей тоже), что надо их обучать. Но ведь вот сейчас говорят о катастрофах, о человеческих факторах. Но это же специалисты, которых мы заранее в принципе уже выбраковываем. Они и не могут тут учиться. Нет, они закончат. Так неужели не понятно...
В. САДОВНИЧИЙ - Лидия Алексеевна, а все-таки какой процент талантливых, на ваш взгляд?
ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА - На мой взгляд, вы знаете, я давно уже работаю, если бы этого целевого так называемого приема не было, то процентов наверное 40 вполне очень даже талантливых. Если к ним справедливо подходить, если стимулировать и не строить и не равнять на середников всех, как это у нас и в школе, и в вузе, в общем-то, процентов 40 можно было бы вполне. А вот сейчас у нас этих студентов единицы. И в принципе невозможно, просто невозможно...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо, Лидия Алексеевна, мы вас поняли.
В. САДОВНИЧИЙ - Лидия Алексеевна, я хотел вам дать такой комментарий или пожелание, что конечно, вы абсолютно правы, что задача высшей школы - готовить тех людей, которые потом будут составлять, если угодно, элиту общества. И очень плохо, что часто вузы, недофинансированные из бюджета, ставят главной задачей набрать студентов, лишь бы обеспечить свое существование. Это конечно одна из главных проблем. Главным на самом деле должно быть отбор талантливой молодежи. В этом смысле я с вами полостью согласен.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо, Лидия Алексеевна. Мы продолжаем программу "Контрудар". Но надо сказать, что я не обещала Виктору Антоновичу только комплиментарные реакции. Вот у нас на линии Олег из Санкт-Петербурга, который написал следующее: он считает, что уровень преподавания на социологическом факультете, я прошу прощения, компрометирует вас как ректора и ученого. Олег, позвольте мой вопрос. Коль скоро еще нет результатов работы комиссии, на основании чего вы делаете такие выводы?
ОЛЕГ - В принципе, возмущения студентов понятно. Они к третьему курсу убеждаются, что их просто, грубо выражаясь, надувают, что уровень образования на социологическом факультете равен нулю. Поскольку и уровень такой науки как социология в нашей стране тоже близок к нулю. И люди, думающие и мыслящие, к третьему курсу уже понимают, что это просто бесполезная трата времени. А ректор Виктор Антонович явно далек от социологии, и он пребывает в таком убеждении... в таком счастливом неведении, что там он пришлет каких-то бюрократов, которые, ничего не понимая, что-то посмотрят...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Давайте мы все-таки дадим слово Виктору Антоновичу.
В. САДОВНИЧИЙ - Я вам скажу, конечно я хорошо понимаю ситуацию и просто я уже не первый год ректор. Я бы не согласился, что там уровень преподавания нулевой. Это обижает...
ОЛЕГ - Ну, близкий. Ну, 10%.
В. САДОВНИЧИЙ - ...которые действительно заканчивали лекции, и им аплодируют. Но, Олег, еще раз хочу сказать, проблемы есть. В таком большом коллективе как университет, эти проблемы есть. Важно, как они решаются. Поверьте, что они будут решены безусловно в конструктивном направлении. И я думаю, что и преподаватели факультета, и студенты факультета это понимают, и на этот путь встали. Так что, Олег, может быть не надо слушать уж так тех людей, которые тоже не знают точно обстановку. Лучше все-таки немножко подождать и более предметно ситуацию узнать.
ОЛЕГ - А вот вы где возьмете, например, преподавателей социологии? Например, в советское время такой науки в Советском Союзе не существовало.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Олег, я прошу прощения, но в этой программе все-таки вопросы задает Виктор Антонович.
В. САДОВНИЧИЙ - Олег, социология - наука есть в каждом зарубежном университете. Она в той или иной форме есть. Или просто социология, или социология с маркетингом, с менеджментов или как-то еще, так, что это действительно наука. Я не могу согласиться, что это не наука. Но вы правы, когда сказали, где взять преподавателей. Вот один из моих планов, одно из моих предложений - пригласить ведущих социологов и зарубежных, и из нашей страны, прочитать спецкурсы на этом факультете. И я этот план осуществлю. Так что, Олег, давайте, если вы конструктивно настроены, подождем.
ОЛЕГ - Я не думаю, что это вас спасет. Вам лучше... скорее всего, я бы вам посоветовал эту клику, которая там сформировалась на факультете, разогнать, а студентов лучше им дать возможность изучить положительные науки...
В. САДОВНИЧИЙ - Олег, спасибо. Я бы эти слова тоже не употреблял. Дело в том, что на факультете есть и ученый совет, и студенты (большинство) хотят учиться. Еще раз хочу, Олег, если вы хотите конструктивно обсудить, давайте обсудим. Но я понимаю всю трудность и важность проблемы на факультете и постараюсь ее решить. Спасибо вам.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Кстати говоря, сегодня в комментариях по поводу ситуации на социологическом факультете, комментариях студентов, прозвучала такая фраза, якобы слышанная в учебном процессе, что есть народы-паразиты. Эта история тоже будет расследоваться?
В. САДОВНИЧИЙ - Ну, это надо узнать, кто это сказал. Поэтому мы это узнаем. Я просто знаю многих преподавателей, которые действительно заканчивают лекцию, и студенты им аплодируют. Просто так они аплодировать не будут. Не стал бы все красить в один цвет. Тем более что мы серьезно занимаемся этим факультетом.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Итак, мы продолжаем "Контрудар". Виктор Антонович Садовничий задает вопросы вам, уважаемые слушатели "Эха Москвы". У нас на линии город Лос-Анджелес. Валентин, математик. Алло. Здравствуйте.
ВАЛЕНТИН - Алло. Здравствуйте, Нателла. Здравствуйте, Виктор Антонович.
В. САДОВНИЧИЙ - Здравствуйте, Валентин. Что оканчивали?
ВАЛЕНТИН - Я на самом деле не математик, я на самом деле физфак оканчивал. Я так понимаю, что для Нателлы примерно одно и то же.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вот спасибо.
В. САДОВНИЧИЙ - Тем более, что действительно одно и то же, потому что там кафедра математики хорошая, не хуже, чем кафедра мехмата.
ВАЛЕНТИН - Математик - моя жена, которая тоже на линии, которая оканчивала как раз мехмат. И вас, кстати, знает.
В. САДОВНИЧИЙ - Отлично. Я вас очень рад приветствовать. Скажите, как вы поживаете? Что пригодилось из того, что вы получили в образовании?
ВАЛЕНТИН - Пригодилось, наверное, самое главное. То, что дает университет - это возможность учиться, возможность общаться с массой великолепных людей и талантливых преподавателей, студентов и прочее.
В. САДОВНИЧИЙ - А знания были достаточны?
ВАЛЕНТИН - И знания, да. Образование, я считаю, было на высоком уровне. Не знаю, что сейчас.
В. САДОВНИЧИЙ - Я думаю, мы не опустили уровень. А вот сравнение вы могли бы провести? Наверное знаете, как сейчас идет преподавание в американских университетах. Можно как-то сравнивать эти уровни, мехмата, физфака и аналогичных факультетов в Америке?
ВАЛЕНТИН - Вы знаете, не могу сравнивать, поскольку я здесь не учился уже, я попал сюда уже в достаточно зрелом возрасте. Но могу сказать одно, что ни одна фирма, ни одно место не обходится без людей, приехавших из России с математическим, физическим (я не говорю только об МГУ), техническим образованием, которые все здесь на прекрасных ролях и прекрасно устроены. Мне поэтому глубоко больно видеть, как из страны утекают лучшие мозги, лучшие силы и все такое прочее. Что-то неправильное то ли в эмигрантской политике, то ли...
В. САДОВНИЧИЙ - Я согласен. Конечно, ребята талантливые уезжают, потому что не могли устроиться. И зарплаты нет хорошей, и квартирный вопрос, и может быть, оборудования не было. Правда, сейчас этот процесс замедлился. И уже есть отдельные примеры, когда возвращаются уехавшие ребята преподавать в университете. Но я хотел бы вернуться к первому вопросу. Я тут недавно провел несколько семинаров, 5-6, по сравнительному уровню преподавания в ведущих университетах мира и на факультетах Московского университета. Причем доклады делали профессора, работающие в американских университетах или работавшие там когда-нибудь, или европейских университетах. И вы знаете, приятная новость, приятный вывод. Преподавание на мехмате и на физфаке и на других естественных факультетах не уступает, а зачастую оно более фундаментальное, чем в ведущих университетах. И это наше богатство. Но мы проигрываем в аспирантуре. Вот американские университеты умеют лучше организовать обучение аспирантов, там аспирант работает больше, чем у нас, в науке. И это, по сути, главная проблема. А отсюда уже и утечка, поскольку молодой человек, не найдя себе места, находит выход в уезде.
ВАЛЕНТИН - Вот это я подчеркнул, что российская школа (в то время еще советская) была на высоком уровне, потому что невероятное количество людей на хороших местах с хорошими мозгами здесь.
В. САДОВНИЧИЙ - Правильно. Я даже слышал, что есть семинары, где преподавание идет на русском, потому что слишком уж много, почти все приехавшие. Но я думаю, что это нормально, что есть обмен учеными. Плохо, когда молодые люди уезжают, они могли бы принести пользу и много сделать у себя, здесь у нас. И вы правы, что нам надо задуматься над этой политикой, над этим положением.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо, благодарю вас. У нас только нет ни одного слова от супруги-математика...
В. САДОВНИЧИЙ - Я рад буду.
ВАЛЕНТИН - Татьяна, включитесь.
ТАТЬЯНА - Можно? Здравствуйте.
В. САДОВНИЧИЙ - Татьяна, вы когда учились?
ТАТЬЯНА - По поводу сравнения у меня как раз есть что сказать. Я немножко здесь общаюсь с молодежью, которая учится, и иногда бываю на семинарах в качестве гостя у своих коллег. И такое ощущение, что здесь действительно готовят гораздо более узких специалистов, чем это было у нас. Потому что если выпускник мехмата действительно мог взяться за любую прикладную задачу и найти подход и ее успешно решать. А здесь человека строго программируют на совершенно определенные задания, которые он будет всю жизнь выполнять.
В. САДОВНИЧИЙ - Абсолютно точно!
ТАТЬЯНА - Экзамены, когда они сдают эти письменные тесты, на которых спрашивают только самые элементарные вещи, вопросы, на которые надо просто быстро написать ответ, это совершенно не похоже на те экзамены, которые были у нас.
В. САДОВНИЧИЙ - Татьяна, а вы заканчивали математику?
ТАТЬЯНА - Математика. Когда на мехмате ты сдаешь зачет, ты можешь два часа что-то говорить, решать. И добрались до какого-то вопроса, где нашли твое слабое место, и ты приходишь в следующий раз.
В. САДОВНИЧИЙ - Кого вы запомнили из преподавателей больше всего на мехмате?
ТАТЬЯНА - Я кончила мехмат в 67-м году. У нас был Гальперин, и вас я помню.
В. САДОВНИЧИЙ - Ну да, мы примерно одинаково учились, это тоже мои учителя.
ТАТЬЯНА - Я даже вам один зачет сдавала по функциональному анализу.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Ну и как?
ТАТЬЯНА - Сдала.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - С первого раза? Спасибо, Татьяна. Спасибо, Валентин. Я напомню, что это программа "Контрудар". Виктор Садовничий задает вопросы вам, уважаемые слушатели "Эха Москвы". У нас на линии Елена, которая сообщила, что закончила филфак МГУ, сейчас преподает в Институте иностранных языков Российском университете дружбы нардов и очень благодарна. Здравствуйте, Елена.
ЕЛЕНА - Здравствуйте, Нателла. Здравствуйте, Виктор Антонович.
В. САДОВНИЧИЙ - Елена, как вы довольны знаниями, которые получили на филфаке?
ЕЛЕНА - Да, я очень довольна. И в первую очередь я довольна тем, как меня учили. Я очень благодарна своему педагогу преподавателю немецкого Колесниковой Любови Яковлевне. Я думаю, что это самый лучший преподаватель. И самое главное - мне понравилась та система обучения, которая позволила мне иметь широкий кругозор, и я его применяю не только как преподаватель. Я практически 13 лет проработала в Библиотеке иностранной литературы. И вся теоретическая часть, вся аналитическая часть этой библиотеки, большой и огромной, вы знаете, она была укомплектована нами, выпускниками вашего филфака.
В. САДОВНИЧИЙ - Елена, вот такой вопрос. Прекрасные знания, хорошая работа... А как вы сводите концы с концами, как оплата? Как вы живете?
ЕЛЕНА - Вы знаете местами конечно очень тяжело. Хотя иняз - это оплачиваемая структура. Но, к сожалению, я не могу похвалиться, что зарплата у меня большая. Но я считаю, что знания позволяют мне добывать деньги плюс к тому.
В. САДОВНИЧИЙ - А, вот так понятно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - А можно вам задать откровенный вопрос? Частным образом занимаетесь?
ЕЛЕНА - Ну все, наверное, иностранцы занимаются.
В. САДОВНИЧИЙ - Понятно, Елена. Очень приятно, что вы довольны этими знаниями, действительно филфак МГУ - это классика, это один из первых факультетов Московского университета. И там действительно хорошая обстановка, и я всегда горжусь тем, что самая красивые девушки у нас - это филфак.
ЕЛЕНА - Спасибо большое. Я горжусь тем, что мы были лучшими студентами, чем те, как мне рассказывают и передают, которые приходят. Конечно, это огорчительно, но за нас я горда.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Ага, то есть раньше вокзал был ближе, и молодые люди были моложе. Я вас понимаю, Елена.
ЕЛЕНА - Нет-нет, но спасибо.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо вам всего доброго. Мы продолжаем программу "Контрудар". Вот тут пришло аж пять слезных сообщений: "Очень хочу общения с академиком. Дмитрий Вологда. Молодой преподаватель. Еду на Ломоносовские чтения в МГУ. Здравствуйте, Дмитрий.
ДМИТРИЙ - Здравствуйте, Нателла. Здравствуйте, Виктор Антонович.
В. САДОВНИЧИЙ - Здравствуйте, Дмитрий. Вы приезжаете к нам выступать на Ломоносовские чтения, по какой науке?
ДМИТРИЙ - По журналистике.
В. САДОВНИЧИЙ - А потом что? Какой ваш план дальше?
ДМИТРИЙ - А дальше планирую защищаться.
В. САДОВНИЧИЙ - Уже у вас диссертация есть, да?
ДМИТРИЙ - Ну да, у меня в октябре планируется защита, если все успею.
В. САДОВНИЧИЙ - А потом, Дмитрий? Вот вы защитили, кандидат наук, журналист, а потом?
ДМИТРИЙ - А вот потом не знаю. Виктор Антонович, дело в том, что я уже три года работаю на отделении журналистики Вологодского государственного педагогического университета. Вот будет защита, будет прибавление, 3 тысячи, по-моему, за степень доплачивают. А дальше буду думать. Если будут предложения, то может быть, придется куда-нибудь уйти, потому что надо семью кормить, а если предложений не будет, то буду продолжать то дело, которым люблю заниматься, но может быть, не за самое достойное вознаграждение. Хотя я не знаю, достойное или недостойное...
В. САДОВНИЧИЙ - Понятно, Дмитрий. Вот это вопрос ваш действительно сейчас волнует почти всех молодых людей у нас в стране. Мы стоим на пороге того, что нет прямого воспроизводства молодых кадров. Это очень низкая зарплата, и другие условия понуждают молодых людей уходить из сферы образования и науки. И я еще раз хочу повторить, что мы очень настойчиво предлагаем принять правительство программу как раз воспроизводства молодых кадров с очень существенным финансированием с тем, чтобы тех людей, которые остаются защитить диссертацию в университетах как-то поддержать и квартирами, и зарплатой, и грантами. И действительно, если мы этого не сделаем, мы просто потеряем целое поколение, уже и так потеряно многое. И люди будут уходить в другие структуры или уезжать, что мы видели в предыдущем разговоре. Поэтому, Дмитрий, что посоветую. Хороший университет. Держитесь за него!
ДМИТРИЙ - Я бы хотел вам просто сказать, вы знаете, те слова, которые вы говорите, и те идеи, которые, я думаю, что вы разрабатываете, они действительно полезны будут. И направление молодых исследователей, впоследствии молодых ученых, я думаю, что они продвинут российскую науку. Я недавно был у вас в МГУ, был на журфаке, когда проводилась конференция, посвященная 60-летию журналистского образования. Конференция была удачнейшим образом построена. Были интереснейшие доклады. Я впервые побывал в МГУ и впечатлением поделился со студентами, понял, что это действительно храм науки нашей отечественной. И, познакомившись со своими коллегами, долгое время с ними пообщавшись, в частности, например с Людмилой Демьяновной Болотовой с кафедры телевидения и радиовещания...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Виктор Антонович, засланный казачок-то с нами разговаривает, нет?
В. САДОВНИЧИЙ - Нет, Дмитрий не засланный. И я очень рад, что он приедет к нам делать доклад на Ломоносовские чтения. Дмитрий, удачи вам на чтениях! Если будете победителем, я буду вручать вам диплом победителя. Желаю успехов!
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо, мы продолжаем. У нас на линии Борис, сообщил о себе следующее: "Выпускник МГУ, кандидат технических наук, теперь, увы, предприниматель". Вот "увы" меня поразило. Здравствуйте, Борис из Москвы.
БОРИС - Добрый вечер.
В. САДОВНИЧИЙ - Борис, здравствуйте. Вот сейчас дискуссия идет в обществе: так ли готовят университеты, то ли нужно работодателю, бизнесу и утверждают по-разному. Университеты говорят, что мы готовим хорошо, и что надо для работодателя, получают студенты в университетах, а работодатели и бизнес говорят, что учат не тому. Вот где правда? Может быть, вы что-то скажете на эту тему?
БОРИС - Мне конечно трудно сравнивать университеты разные, потому что я знаю только МГУ, альма-матер. И я закончил ВМК. Кандидат физматнаук. К сожалению, это немножко в прошлом. Отсюда было то "увы", которое я написал в SMS-сообщении. Я думаю, что, по крайней мере, МГУ - наверное, лучшая школа математическая, по крайней мере, у нас в стране, и может быть и не только у нас в стране.
В. САДОВНИЧИЙ - То есть вы были с хорошим багажом знаний?
БОРИС - Да, вызнаете, я был с хорошим багажом. Я о себе лично не питаю каких-то иллюзий, но получить хороший багаж... лучше багажа нигде нельзя было получить. И я думаю, до сих пор это так. К сожалению, довольно мало из моих однокашников осталось в науке и в профессии.
В. САДОВНИЧИЙ - Да, вот как раз мой вопрос. А почему туда ушли, неустроенность, что?
БОРИС - Вы знаете, на самом деле, для многих из нас рубеж решений попал на начало 90-х.
В. САДОВНИЧИЙ - А, все понятно.
БОРИС - И там во многом это было предопределено. К сожалению, но дело в том, что сейчас приходится заниматься вещами, ну вы понимаете, гораздо более простыми, где-то даже тривиальными. И конечно того удовольствия от работы, когда я работал после защиты в системе Академии наук, чем приходится заниматься сейчас, невозможно получить.
В. САДОВНИЧИЙ - Борис, я конечно очень хотел, чтобы больше людей оставалось в науке и преподавали, передавали знания, но конечно и работать предпринимателем на фирме в бизнесе тоже надо. И главное, чтобы ваша работа доставляла какое-то удовольствие и приносила плоды тому предприятию, на котором вы работаете, или той фирме. Так что конечно сложный вопрос, где лучше, и повезло ли вам, но мое мнение конечно, что выпускники мехмата и ВМК должны все-таки в основном оставаться в науке и в университете.
БОРИС - Я тоже так думаю несомненно. И конечно жаль, что мы попали в такой период, когда нам приходилось эти решения принимать, хотя мои однокашники в целом успешные люди. И многие из тех, кто уехал на Запад, там тоже успешны, и я думаю, что это конечно благодаря тому багажу, как вы правильно сказали. И на самом деле я думаю, что выражу мнение по крайней мере своих сверстников однокашников, поблагодарив вас за те усилия, которые вы предпринимаете для сохранения МГУ. И пожелать вам всяческих успехов в этом направлении. Потому что равных нашему университету... да просто нет!
В. САДОВНИЧИЙ - Спасибо, Борис. Иногда такая хвала от коллеги и выпускника очень приятна. И спасибо вам за это. А вам успехов в вашей работе!
Н. БОЛТЯНСКАЯ - А мы продолжаем, и у нас на линии Рамиль, студент из Уфы. Здравствуйте. Алло.
РАМИЛЬ - Да-да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Рамиль сообщил, что он сам поступал по ЕГ.
В. САДОВНИЧИЙ - Рамиль, ну вот вы поступили по ЕГ. Какой университет?
РАМИЛЬ - Я поступал не по ЕГ.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - А, это я наверное ошиблась. Извините.
В. САДОВНИЧИЙ - Вы где учитесь, в каком университете?
РАМИЛЬ - Я аспирант. Уфимский авиационный.
В. САДОВНИЧИЙ - Это очень хороший университет. И какие ваши планы? Вот вы закончите аспирантуру?
РАМИЛЬ - Дело в том, что сейчас у меня работа, связанная с научной работой.
В. САДОВНИЧИЙ - Со специальностью, да?
РАМИЛЬ - Наш университет выиграл тендер.
В. САДОВНИЧИЙ - Вот Инновационный грант. И вы так хотите продолжить работу дальше по своей науке в своем университете, так я понимаю?
РАМИЛЬ - Да, у меня проблем с деньгами нет.
В. САДОВНИЧИЙ - Ну хорошо. А вот сколько вы стипендию получаете?
РАМИЛЬ - 1,5 тысячи.
В. САДОВНИЧИЙ - Как вы живете на 1,5 тысячи?
РАМИЛЬ - Нет, я же говорю, у меня есть внедрения.
В. САДОВНИЧИЙ - И вы за счет этого?
РАМИЛЬ - Да.
В. САДОВНИЧИЙ - Понятно. Я хочу сказать, что вообще Уфа и ваша республика очень богата кадрами. У меня, по-моему, 5 аспирантов защитили диссертацию, работают в различных вузах Уфы и других городов. И мне кажется, что то, что вы выбрали, путь, связанный с университетом, с наукой, это очень хорошо. Я бы пожелал вам успехов, Рамиль. И будьте всегда успешны в жизни.
РАМИЛЬ - А можно сказать пару слов?
В. САДОВНИЧИЙ - Да, пожалуйста.
РАМИЛЬ - Вообще я думаю, что многое нужно менять в образовании.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Ну, вы знаете, у нас все-таки в этой программе никаких вопросов вы не задаете, поэтому я прощаюсь с Рамилем. И продолжаю "Контрудар". У нас на линии Евгений. Сообщил о себе, что инженер, работающий в Нидерландах. Здравствуйте, Евгений.
ЕВГЕНИЙ - Здравствуйте.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - В какой город-то мы позвонили?
ЕВГЕНИЙ - Город называется Берген Оп Зоом. Это недалеко от Антверпена.
В. САДОВНИЧИЙ - Евгений, ну как ваша судьба сложилась? Вы довольны работой?
ЕВГЕНИЙ - Да, ничего, работаем.
В. САДОВНИЧИЙ - Вы заканчивали технический вуз?
ЕВГЕНИЙ - Я закончил МЭИ, энергетический.
В. САДОВНИЧИЙ - И успешно работаете, как, знаний хватило вам или пришлось переучиваться?
ЕВГЕНИЙ - Мне 46 лет, поэтому знания все как-то уходят в советское время. Хотелось бы воспользоваться возможностью и поблагодарить всех моих преподавателей, которые, на мой взгляд, прекрасно свою работу делают.
В. САДОВНИЧИЙ - Да, конечно, Евгений. МЭИ - это один из классных ведущих вузов, и там первоклассная школа. Я полностью с вами согласен. Ну, а такой вопрос. Вы связаны с университетом своим сейчас и с Россией или сейчас пока не удается?
ЕВГЕНИЙ - Да нет, почему же. Я какие контакты могу, поддерживаю, со своими друзьями, бывшими коллегами.
В. САДОВНИЧИЙ - А научная?
ЕВГЕНИЙ - У меня больше прикладная направленность. Я в аэрокосмической направленности задействован. И большую часть советской своей трудовой биографии у меня прошла в "НПО Лавочкина". Есть такая известная фирма.
В. САДОВНИЧИЙ - Да, знаю хорошо.
ЕВГЕНИЙ - Которой я тоже очень благодарен за первые шаги, которые я сделал как специалист.
В. САДОВНИЧИЙ - Евгений, наша страна, Россия, сейчас ставит тоже мощные задачи в космической области. Я тоже занимаюсь космосом и могу сказать что наверное есть поле и для наших контактов, я имею в виду в целом, научных контактов, так что давайте не терять связи.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо, Евгений. Мы продолжаем наше кругосветное путешествие. У нас снова Соединенные Штаты на линии. Леонид, аспирант. Здравствуйте, Леонид.
ЛЕОНИД - Здравствуйте.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Куда мы позвонили, в какой штат-то?
ЛЕОНИД - Это штат Кентукки.
В. САДОВНИЧИЙ - Леонид, здравствуйте, вы аспирант по какой науке?
ЛЕОНИД - Компьютерные науки.
В. САДОВНИЧИЙ - А здесь что заканчивали?
ЛЕОНИД - Я заканчивал Пермский государственный университет.
В. САДОВНИЧИЙ - Как вы себя чувствуете там в аспирантуре?
ЛЕОНИД - Ну, нормально чувствую.
В. САДОВНИЧИЙ - Леонид, существует такое мнение, мы в нем убеждены, что подготовка аспирантов в Соединенных Штатах поставлена лучше, чем аспирантов у нас в стране, вот студентов - наоборот, а аспиранту в Соединенных Штатах лучше. Вы это чувствуете или не так?
ЛЕОНИД - Да, мне кажется, что это правда, потому что здесь собирают аспирантов со всего мира. Здесь в аспирантуре, наверное, процентов 90 - это все иностранцы из разных стран. А те, которые учатся первые четыре года на бакалавра - это в основном местные студенты. Поэтому разница, мне кажется чувствуется.
В. САДОВНИЧИЙ - Леонид, ну вот вы аспирант, вы загружены полностью научной работой, своими обязанностями, или есть возможность подрабатывать, на горных лыжах кататься?
ЛЕОНИД - Возможности отдыхать есть конечно, но подрабатывать формально возможности нет. То есть я тут называюсь ассистент по исследованиям, и официально мы работаем, это называется, 20 часов в неделю. И больше мы не можем по закону ничем другим заниматься.
В. САДОВНИЧИЙ - И это вам немножко дает средства для жизни, да? Вот эта работа.
ЛЕОНИД - Да, это достаточно для жизни.
В. САДОВНИЧИЙ - Вот, Леонид, это абсолютно верная постановка. Понимаете, вы занимаетесь преподаванием и наукой и занимаетесь в своем университете. И вы эффективно готовитесь. К сожалению, у нас ввиду того, что стипендия очень низкая, ребята-аспиранты вынуждены работать не по специальности, не понятно даже где. И тем самым теряется уровень подготовки. Это проблема. Я очень рад, что я от вас услышал подтверждение той мысли, к которой я пришел, проводя несколько семинаров по сравнению уровня преподавания в России и в других странах.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо, Леонид. Мы продолжаем. У нас на линии преподаватель истории в школе и в вузе из города Саратова. Елена, да?
ИННА - Нет, Инна.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Простите. Инна, здравствуйте.
В. САДОВНИЧИЙ - Инна, здравствуйте. Инна, вы преподаете в вузе историю?
ИННА - Я преподаю в средней школе и в вузе.
В. САДОВНИЧИЙ - Инна, сейчас это очень важный вопрос, преподавание истории, и многие преподаватели вузов говорят, что школа плохо преподает, учебники плохие. Может быть, есть жалобы на преподавателей вузов. А вы в одном лице. Вот что вы можете сказать по уровню истории, по учебникам, по уровню преподавания истории по учебникам?
ИННА - По большей части приходится работать самостоятельно конечно. На самом деле уровень учебников иногда есть фактические ошибки, то есть разные учебники дают разные даты. Я не говорю сейчас про трактовку, потому что это специфика каждого преподавателя, каждого ученого. Но есть на самом деле фактические ошибки. И у нас есть дети, которые обнаруживают эти ошибки. Это очень приятно - с одной стороны, но с другой стороны, объяснить это невозможно.
В. САДОВНИЧИЙ - Да. Инна, а вот к ЕГ по истории как вы относитесь?
ИННА - Категорически против! Мне очень хотелось, чтобы вы спросили об этом. Категорически против.
В. САДОВНИЧИЙ - То есть предмет, где требуется все-таки обсуждение.
ИННА - Мне кажется, что глаза в глаза, и мне кажется, что хорошие вопросы, хорошие преподаватели - и будут хорошие дети, хорошие результаты. Наша наука - наверное, все-таки больше рассуждать. И если я вижу, что человек рассуждает, и если я вижу, что человек понимает то, о чем он рассуждает, даже если его мнение не сходится с моим, я считаю, что это правильная работа. И еще мне очень хотелось бы, чтобы в наши вузы попадали ребятки из глубинки. Я работаю в колледже при вузе. И иногда работаю в самом вузе, поэтому мне бы хотелось, чтобы дети, которые учатся у меня, попадали дальше, прошли дальше из колледжа в институт.
В. САДОВНИЧИЙ - Они боятся ехать в ведущие вузы, или действительно трудно? Вот ваша точка зрения?
ИННА - Это трудно.
В. САДОВНИЧИЙ - Я полностью согласен, Инна, что таланты должны ехать в хорошие вузы, получать настоящее образование. И спасибо вам за комментарий о ЕГ.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Лена из Москвы учится в 11 классе, готовится к поступлению в МГУ на исторический факультет. Как вы заказывали, вот вам абитуриентка. Здравствуйте, Елена.
В. САДОВНИЧИЙ - Лена, здравствуйте.
ЕЛЕНА - Здравствуйте.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Что же такой голос-то напуганный?
В. САДОВНИЧИЙ - Лена, как готовимся к поступлению?
ЕЛЕНА - Готовлю сочинение, английский и историю.
В. САДОВНИЧИЙ - Понимаю. Сами? На курсах? Или как?
ЕЛЕНА - На курсах преимущественно.
В. САДОВНИЧИЙ - При факультете, да?
ЕЛЕНА - Да.
В. САДОВНИЧИЙ - Ну и как вы сочинение пишете?
ЕЛЕНА - Сочинение... ну, вроде нормально. На самом деле, насчет сочинения больше всего боюсь.
В. САДОВНИЧИЙ - Лена, а вам все-таки хватает тех знаний школьных по сравнению с тем, что вы получаете на курсах, или в школе все-таки меньше знаний, не хватает их?
ЕЛЕНА - У нас в школе разные учителя есть. Некоторые учителя, действительно, знаний по литературе практически никаких не дают. А есть учитель один действительно очень сильный. И мне очень нравится с ней заниматься. Она действительно дает очень хорошие знания.
В. САДОВНИЧИЙ - Лена, факультет исторический - прекрасный факультет в Московском университете, и я буду рад, если вы поступите. Следите за днями открытых дверей, они у нас должны были быть. И купите справочник для поступающих в университет, там есть вопросы, там есть темы сочинений, готовьтесь. Я уверен, что если вы...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - И никогда не разговаривайте с преподавателями таким напуганным голосом.
В. САДОВНИЧИЙ - ...настоящий школьник, то есть вы хотите поступать, поступить, вы обязательно поступите. Я желаю вам успеха!
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо. Видимо, последний звонок на сегодня. У нас на линии Норвегия. Инженер Лев. Вот между прочим, технари то наши, ух! Лев, очень короткий вопрос вам задаст Виктор Антонович.
ЛЕВ - Здравствуйте.
В. САДОВНИЧИЙ - Здравствуйте. Лев, вы довольны своей работой?
ЛЕВ - Да, очень доволен.
В. САДОВНИЧИЙ - А знаний, которые вы получали у нас в стране, хватило или пришлось переучиваться?
ЛЕВ - Вы знаете, приходилось получать знания в Санкт-Петербургском кораблестроительном институте.
В. САДОВНИЧИЙ - Прекрасный институт.
ЛЕВ - Закончил я его еще пять лет назад. И вот инженером никогда не хотел быть. Но так вот случайно получилось, что из-за знания английского языка попал в Норвегию.
В. САДОВНИЧИЙ - Лев, у нас сейчас очень поднимается наука в университетах, вы не хотите приехать к нам снова?
ЛЕВ - Знаете, вариант такой я конечно все время держу в голове, но пока что хотелось еще здесь поднабраться того, чего в России на самом деле нет. Это морские технологии по перекачке нефти даже под водой.
В. САДОВНИЧИЙ - Спасибо. Но мы ждем, если вы приедете.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Виктор Антонович, а вам пять секунд на подведение итогов "Контрудара".
В. САДОВНИЧИЙ - Сегодня была очень интересная беседа. Очень много интересных вопросов. Я хотел, чтобы каждый, кто позвонил, добился в жизни того, чего он хотел. А, судя по тому, как задавались вопросы, как шла беседа, это целеустремленные люди. Я молодым ребятам, студентам, аспирантам, школьникам хочу пожелать поступить, защититься, работать; а преподавателям - терпения и надежды на то, что наша судьба преподавателей будет улучшаться, и мы еще много можем сделать для нашей страны и нашего отечества. И хотел бы сказать спасибо всем, кто высказал, пусть критические, но конструктивные замечания. Я понимаю сказавших и абсолютно точно обещаю, что я буду учитывать в своей работе и те критические замечания, которые были сказаны в частности по нашему факультету.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Виктор Садовничий в программе "Контрудар".
http://www.msu.ru/info/struct/rectintv.html?2007-04-01_22-49.7ad469e
01.04.2007