01 октября 2008
3660

Виктор Сухоруков. `Меня греет слово `вдруг`

Несколько лет назад Виктор Сухоруков был приглашен в Англию сыграть роль одного из злодеев в фильме о Джеймсе Бонде "Умри, но не сейчас". Как раз в то время он репетировал спектакль "Игроки" в антрепризе Олега Меньшикова. Сухоруков договорился с английским продюсером, что приедет в Лондон к 10 марта. И вдруг ему звонят: "Вы должны быть в Лондоне с 24 февраля". Он ответил: "Ребята, мы ведь здесь тоже без дела не сидим. Что же вы туда-сюда швыряете сроки? Ничего у меня с вами не получится". И отказался сниматься. То есть, выбирая между театром и кино, в тот момент отдал предпочтение театру. Вообще-то сейчас он на сцену редко выходит. А было время, когда Сухорукова знала театральная публика. Он работал в ленинградском Театре комедии

- Вы же в Орехово-Зуеве выросли, в Москве ГИТИС окончили. Как вас в Питер-то сначала занесло?

- Очень просто. По приглашению Петра Наумовича Фоменко. Он тогда был главным режиссером ленинградского Театра комедии. А я институт заканчивал. Петр Наумович увидел меня в дипломном спектакле "Прикосновение" по Рустаму Ибрагимбекову, где я играл главную роль. И пригласил меня, 26-летнего, в свой театр на главную роль - 72-летнего старика в спектакле по произведениям Василия Белова. Первые шаги, которые я сделал на профессиональной сцене, были шаги у Петра Фоменко. Пройдут годы, он исчезнет с моего горизонта, а потом вновь появится со своим знаменитым Театром-мастерской. И я вернусь в Москву, буду стучаться в его двери и хитро напрашиваться.

- Вы просились в Москве к Фоменко?

- Напрямую - нет. Но я говорил его супруге: "Поговори, Майя Андреевна, может, он мне подносик какой доверит вынести".

- Не хочет Фоменко взять вас в свой театр?

- Хочет - не хочет Дело не в том. Он уже и не может. Потому что вырастил своих театральных детей. Ему с ними бы разобраться. Ему не до меня.

- Это он выгонял вас из Театра комедии?

- Нет, он к тому времени оттуда ушел. Меня выгнали во времена безвластия. Делами тогда заправляла коллегия, в которую входили авторитетные люди театра. И возглавлял эту коллегию директор.

- Вы срывали спектакли?

- Ни разу. Но, бывало, напьюсь и рявкну что-нибудь. Начнут меня стыдить, ругать, позорить... А я вместо того чтобы каяться-маяться У меня был случай, когда завтруппой бегала за мной по всему театру. Кто-то сказал, что якобы я пьяный. И она бегала за мной со стаканом нашатырного спирта: "Выпей, выпей, Сухоруков!" Я ей: "Отстань, не нужен мне твой нашатырный спирт". - "Выпей, тебе говорят!" - "Отстань". - "Ах ты, алкоголик!" - "Ах ты, сука!" В общем, что там говорить, я выпивал. Но я не сорвал ни одного спектакля. Там много было смешного и забавного. Я ведь пил вместе со всеми. То есть пили почти все. А попадался я один. Короче, выгнали меня. Был безработным, тунеядствовал. И в ларьке торчал овощном у товарищей. Потом работал и грузчиком, и в булочной хлеборезом. Посудомойщиком был - и то лишь потому, что даже грузчиком уже не мог работать. Почти два года вот так. Но все это время я не терял надежды и стучался во многие театры.

- Не брали?

- Не брали. Меня же уволили как бы по "волчьей" статье, без права устройства. Вообще-то на эту статью в театральной среде не очень-то внимание обращают. Но у меня была репутация пьющего человека. Поэтому нигде не брали. Товстоногов не принял меня в БДТ под каким-то, сейчас уж не помню, каким предлогом. А Корогодский (в ту пору главный режиссер Ленинградского ТЮЗа. - В.В.) так прямо и сказал: "У вас репутация пьющего человека. Возвращайтесь обратно в Театр комедии, а после поговорим". Я ему дерзко ответил: "Если б я вновь оказался в Театре комедии, то к вам бы не пришел". Тем не менее в театр меня все-таки взяли.

- В какой?

- В ленинградский Театр Ленинского комсомола (ныне "Балтийский дом". - В.В.). Там Ира Стручкова работала, моя хорошая знакомая. Она сказала главному режиссеру - им был тогда Геннадий Егоров, - что есть, мол, хороший актер, он сейчас грузчиком подвизается Вот Егоров-то меня от мешков и освободил. Хотя в отношении к моей кандидатуре художественный совет раскололся, как мне рассказывали. Кто-то был против, кто-то за. Меня поддержали солидные актеры - Роман Громадский, Лева Лемке Благодаря их участию я оказался в этом театре, и жизнь у меня немножко заладилась.

- Вы потом ведь в Театр комедии вернулись?

- Да, в 96-м году меня туда позвала Татьяна Казакова, она и сейчас этим театром руководит. Но я пожалел, что вернулся. Мне никогда не везло в Театре комедии. Наверное, это в принципе был неверный выбор.

- А выбор города был верным?

- Питер меня, прямо скажем, не баловал. Хотя я его обожаю, он прекрасен. Но он для меня нежилой.

- А где вы там жили?

- Я жил в неплохих местах. На Сенной площади Потом переехал на Васильевский остров, а с Малого проспекта на Васильевском - на Лиговский проспект. Теперь живу в Москве на проспекте Мира. Все по проспектам

- Вам сегодня завидуют?

- Завидуют, да, и я это чувствую. Но многие забывают, что я стал успешным слишком поздно в рамках человеческой жизни - после сорока лет. И зависть тут неуместна. Но что делать, человеческая природа такова. Одни говорят: "Боже мой, ну почему ему везет, а мне не везет?! Я ведь лучше него или по крайней мере не хуже!" Другие: "Господи, я знал Сухорукова таким-сяким-разэтаким, а теперь поглядите-ка на него - просто облако в штанах!"

- А когда вы почувствовали, что выкарабкиваетесь? После фильма "Бакенбарды"? Это был первый ваш успех?

- Да какой-то там успех. Это же конец 80-х. Не до успехов было. Ни кинематографу, ни стране. Люди тогда смотрели "кино", которое им показывали на баррикадах, на митингах Юрий Мамин снимал "Бакенбарды", можно сказать, с листа. С газетного. Сегодня читал газету, завтра снимал. Фильм "Бакенбарды" - это срез тогдашней жизни. А фильмы Балабанова "Брат" и "Брат-2" - срез жизни, наступившей после. Считается, что с ними ко мне популярность пришла. Хотя у того же Балабанова я к тому времени уже сыграл и в "Счастливых днях" по мотивам произведений Беккета, и в "Замке" по Кафке. После "Замка" Балабанов предложил новый сценарий. Но советская власть еще существовала, и какая-то комиссия встала на дыбы: "Это порнография, это садомазохизм, это не наша эстетика!" Фильм по этому сценарию Балабанов снял позже. Он вышел под названием "Про уродов и людей", и я там играю омерзительного персонажа. Его зовут Виктор Иванович. Так же, как и меня.

- В "Бакенбардах" вы тоже - Виктор. И в "Брате" - Виктор. И в "Богине" - Виктор. Это случайные совпадения?

- Не совсем. В "Богине" Ренаты Литвиновой мой персонаж сначала назывался Михаил Елизарович. Я попросил Ренату: "Пусть его зовут Виктор Елизарович". Она говорит: "Да ради бога".

- А зачем вам это - присваивать вашим персонажам свое имя?

- Виктор в переводе с латыни - Победитель. Так вот, многие мои персонажи вроде бы победоносно шествовали по земле, а оказались, в сущности, трусами или просто слабыми людьми. И вот эта ломка, это слово "вдруг" меня очень греют в искусстве. Когда происходит трансформация, обнаруживается изнанка. В образе. В сюжете.

- Когда вы почувствовали, что пришел успех, вы задумались, как им распорядиться? Какие-то соблазны испытали?

- Да нет, конечно. Я ведь успех не планировал. Актерам это вообще, по-моему, несвойственно - планировать успех. За желанием самовыражаться, демонстрировать себя на публике обычно стоит желание спрятать что-то личное, отвлечь игрой внимание от собственных внутренних проблем. К популярности в примитивном ее понимании, мне кажется, мало кто стремится. Этого нет.

- А что есть?

- Есть желание стать сначала заметным, затем - востребованным, наконец - оцененным. Вот я думал, что проснусь знаменитым после "Бакенбардов". Картина получила приз в Сан-Себастьяне. Но все говорили о "фильме Юрия Мамина", и никто не заметил дебют Виктора Сухорукова. Я думал, что стану царем кинематографа после "Комедии строгого режима" по Довлатову. Но это тоже был постперестроечный фильм, и тогда больше говорили о Довлатове, говорили о жанре кинопамфлета. Но не о Сухорукове. Так вот и шло. Думал ли я о популярности? Да нет, не думал. Потому что слишком поздно начал. И я многие вещи понимал, глядя на судьбы своих кумиров. Потому-то сказал себе: "Не обольщайся, Сухоруков. Не претендуй". Да, это был тот главный глагол, который однажды превратился в девиз моей жизни: не претендуй! И когда меня спрашивают: а вот если бы популярность пришла к тебе сразу, настигла, накрыла, как одеялом, как бы ты к этому отнесся? - я отвечаю: превосходно отнесся бы. Потому что, стало быть, ты замечен, ты вошел в поле зрения публики, и это заставляет тебя быть более собранным, более ответственным.

- Сейчас вы один из самых востребованных актеров. Как думаете, почему в советские годы вы были не нужны?

- Наверное, я маргинал. А тогда маргиналы были не в моде.

- Вы ощущали себя маргиналом?

- Да я и сегодня маргинал. Маргинальство ведь не уходит. Оно лишь может обряжаться в какие-то другие одежды.

- А вот Питер Гринуэй, очевидно, никаким маргиналом вас не считал. Он ведь, кажется, приглашал вас попробоваться на роль. Был такой случай?

- Ну, тут мне похвастаться нечем. Я безобразно себя повел. Меня пригласили на встречу с ним в центр "Ролан". Он там беседовал с нашими артистами. Я не знаю, кто составлял ему этот список, но я в него тоже попал. Я пришел к двенадцати часам, а там - очередь. Как в стоматологический кабинет. Сидят актеры, актрисы. К нему на прием. Я тоже сел. Сижу пять минут, десять И вдруг выходит девушка и говорит: "Господин Гринуэй сейчас пойдет обедать. Но прежде чем отправиться на обед, он хотел бы побеседовать с Сухоруковым. Господин Гринуэй просит пропустить Сухорукова без очереди. А после обеда он примет остальных". И я так обиделся за своих коллег. Говорю: "Что это вы такое выдумали? Люди сидят, раньше меня пришли. Гринуэй захотел кушать? Ну, пусть идет и кушает без нас". И я тихонько-тихонько встал и ушел, сообщив своим коллегам, которые сидели передо мной, что ухожу. И все, больше не вернулся.

- У вас был счастливый шанс сняться у Гринуэя, а вы

- Будь я ему очень нужен, он бы свой обед отложил.

- Теперь не жалеете?

- Я никогда ни о чем не жалею. Слишком многое пережито и многое потеряно. Надо уметь чем-то жертвовать. Что такое жертвоприношение? Это не кровопийство, не ритуальное заклание. Это способность терять, не жалея об этом. Умение отдавать, не задумываясь о возврате. Вся моя жизнь, до какой-то поры не очень складная, воспитала во мне вот это - не сожалеть о том, что могло произойти, но не произошло. Я не жадничаю, я не торгуюсь. И если у меня вдруг какой-то проект срывается, я об этом не жалею. Значит так надо. В этом отношении я подчинился судьбе.

- У вас есть свои актерские табу?

- Есть. Не сниматься в рекламе. Не играть покойников. Я в кадре в гроб не лягу. Когда меня спрашивают: почему? - я стараюсь отшучиваться: мол, успеем еще належаться

- А рекламой почему пренебрегаете?

- Да нет пока нужды. И потом, реклама - это мелькание. Я не хочу мелькать, я не хочу надоедать. В рекламе существует только одна роль - роль мухи, которая перед глазами туда-сюда, туда-сюда Летает, жужжит, и от нее хочется отмахнуться. А я желаю быть любимым. Чтобы внимание ко мне не убывало. Еще лучше - чтобы внимание было пристальным. А это возможно только в серьезном деле.

- Поэтому и с телесериалами стараетесь не частить?

- Да, поэтому. Я во многих сериалах снимался, но у меня там роли небольшие. Я сознательно выбираю такие роли. Стараюсь находиться на экране максимум полторы серии. Чтобы опять же не надоедать. Не раздражать. Я же не красавец, я не какая-то конфетка, не сладкий продукт, который можно есть, есть и никогда не наесться. Я живой человек с определенными данными, которые, наверное, кого-то раздражают, может быть, даже вызывают неприятие, отвращение. Но я хочу, чтобы зритель испытывал ко мне как минимум любопытство.

- По канонам кино вы чисто типажный актер. Бандиты, киллеры, всякие отморозки - это все "ваше". Кстати, вот один из ответов, а, может, и главный ответ на вопрос, почему вы были не нужны советскому кинематографу, а теперь, наоборот, только успевай сниматься. Но вы уже сыграли и Павла Первого, и графа Палена, и монаха Филарета... Как вам удалось преодолеть типажность?

- Я счастлив, что вы об этом спросили. Вы себе даже представить не можете, насколько я благодарен режиссеру Виталию Мельникову, утвердившему меня на главную роль в фильме "Бедный, бедный Павел". Ведь после "Брата-2" я очень испугался. Картине уже семь лет, а для многих зрителей я по-прежнему Брат. Я опасаюсь роли, которая меня закабалит. Как, например, закабалил Ихтиандр Владимира Коренева. Как Анатолия Кузнецова закабалил Сухов. Или как Петра Глебова закабалил Григорий Мелехов. Я этого очень не хотел бы. Но теперь у меня, слава богу, побольше прав. Я не буду сниматься в чем попало. Произошел перелом. Я обнаружил, что могу быть интересен не только своей бритоголовой образностью. Из рук мэтра я получил роль, позволившую дать бой типажу, актерскому штампу. А потом и Лунгин подоспел с фильмом "Остров".

- Вы где-то сказали, что считаете себя счастливым человеком, поскольку все, о чем вы мечтали, сбылось. А о чем вы мечтали?

- Я мечтал попасть в "Артек", мечтал стать актером. Все дети мечтают. Но когда человек становится взрослым, мечты трансформируются в другое понятие - желание. Я сделал многое, чтобы мои желания осуществились. А все, что я получил сверх того, я называю подарками судьбы, или премией Бога. Самое главное - я пить бросил, курить бросил. Пожив на темной стороне, я переселился на светлую. И, оказалось, на светлой-то мне интереснее.

- Бог, значит, вас уберег? Ему вы обязаны своим спасением?

- Меня стыд спас. Я пить-то завязал именно от стыда. Тут никакая химия не помогла бы, никакая Бехтеревка, куда я ложился. Мне вдруг стало стыдно перед человечеством. Бог пришел ко мне в обличии стыда, и я услышал его голос: "Заканчивай все это, бросай!" У этого голоса не было плоти. Не было партийный собраний, не было никаких вытрезвителей, не было ни карающих, ни милосердствующих органов. Была пустая комната. И я один в этой комнате. С нулевым человеческим багажом. С нулевым финансовым запасом. С нулевыми надеждами.

- Но ведь и тогда вам выпадал актерский успех. Или успех несовместим с нищетой, потерей нормального облика?

- Совершенно несовместим. Успех подразумевает и хороший внешний вид. И румяные щеки. И хорошее настроение. Успешный человек не имеет права носить складку меж бровей. Успешный человек не имеет права носить во рту гнилые зубы. Успех обязывает человека быть в форме. Быть демонстратором этого успеха. А как же? Успешный человек всем своим видом должен внушать соседу, товарищу: "У тебя тоже все может получиться". Если человек, имеющий успех, не хочет им делиться, он его потеряет. Я не хочу терять успех. Поэтому им делюсь. Да, иногда приходится притворяться. Когда мне грустно, тяжело, я не показываю этого. Потому что демонстрация печали, черной меланхолии и мне ничего хорошего не принесет, и окружающим радости не доставит. А успешность моя, мои счастливые глаза, моя улыбка, моя уверенность - это людей бодрит. Особенно - людей завистливых.


Беседу вел Валерий ВЫЖУТОВИЧ
"Театральные "НИ"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован