В понедельник, 31 октября, прошло заседание межведомственной комиссии при правительстве Москвы по устранению административных барьеров для предпринимательства, на котором рассматривался вопрос "Об активизации деятельности межведомственной комиссии при правительстве Москвы и окружных межведомственных комиссий при префектах АО по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства по совершенствованию взаимодействия с прокуратурой г.Москвы и ГУВД г.Москвы по вопросам соблюдения законности при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности, жалоб и заявлений предпринимателей в соответствии с приказом Генпрокурора N29 от 17 августа 2005г. и приказа министра МВД N 636 от 2.08 2005г.".
Выступая на нем, Михаил Вышегородцев, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, напомнил, что еще в декабре 2002 года ДПиРМП была организована встреча предпринимателей и руководства ГУВД Москвы. В результате встречи были достигнуты договоренности об обязательном фиксировании факта проверки со стороны сотрудников МВД в журнале учета проверок МП и необходимости при проведении проверок строгого наличия предписания, подписанного вышестоящим руководством.
Предприниматели, по словам министра, были приятно удивлены появлением вышеназванных приказов Прокуратуры РФ и МВД, а также тем, что в прокуратуре столицы и ГУВД г.Москвы в соответствии с приказами вышестоящего руководства были приняты свои распорядительные документы.
М. Вышегородцев подчеркнул, что на сегодняшний день одной из важнейших задач исполнительной власти города является разработка мероприятий по совершенствованию и упрощению системы государственного контроля и надзора за субъектами предпринимательской деятельности. По его словам, налицо улучшения в плане проверок, но они, тем не менее, все равно занимают, третье - четвертое места среди проблем малого бизнеса.
Для решения проблем, связанных с проверками, считает руководитель ДПиРМП, прежде всего необходимо ввести единый порядок осуществления мероприятий по контролю, вне зависимости от подчиненности организации городской системе управления либо федеральной структуре. Кроме того, по его мнению, необходимо обеспечить более высокий уровень координации деятельности органов государственного контроля и надзора, включая федеральные органы, и заключить с ДПиРМП соглашение о сотрудничестве в области координации контрольной деятельности. Это касается таких подразделений федеральных контролирующих органов, как ГУВД г.Москвы, Центр государственного санэпиднадзора по г. Москве, Государственной инспекцией по контролю и надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов в Москве и МО, Мосэнерго, Департамент федеральной службы занятости по городу Москве, УФНС по г.Москве, Топливной инспекции, Государственного энергетического надзора.
По словам министра, первое из подобных соглашений недавно подписано между ДПиРМП и Госпожнадзором 2 месяца назад, согласно которому разработан план мероприятий о совместных координируемых действиях при проведении проверок в г.Москве.
В то же время со своей стороны департамент уже разработал формулу таких действий, и в ближайшее время эта система будет запущена. Условно она называется "скорая юридическая помощь": предприниматель при любой проверке будет иметь возможность вызвать персонального юриста, а, может быть, и адвоката по телефону с тем, чтобы проверка проходила в его присутствии и он мог ее контролировать. По мнению министра, многих "проверяющих" такой порядок действий остановит, особенно тех, кто приходит проверять без предписаний.
Другая важная проблема, считает министр, - сократить общее количество проверок малых предприятий, увеличить число комплексных мероприятий по контролю и надзору, чтобы функции проверяющих организаций не дублировались. Прежде всего, по его мнению, надо разделить эти функции и не допускать, чтобы в месяц предприятия проверялись по 5-6 раз. В этом плане могло бы помочь создание информационной системы, ведение базы данных учета мероприятий по контролю "Контроль "Москва". Это позволило бы регистрировать результаты проведенных проверок, а также оперативно предоставлять аналитическую информацию о контрольной деятельности на территории г.Москвы.
Много в плане соблюдения регламента проведения проверок можно решить, обеспечив подготовленность руководителей субъектов малого предпринимательства к проведению проверок: они не всегда адекватно реагируют на приход проверяющей организации, не знают своих прав и обязанностей, затрудняются с грамотными ответами. Такую подготовку, сообщил министр, руководители МП смогут пройти в рамках межотраслевой программы подготовки кадров для рыночной экономики.
Отметив как важный шаг выход регламентирующих документов Прокуратуры РФ и МВД, М. Вышегородцев выразил сожаление, что управление ФНС по г.Москве не активно идет на подобный контакт, хотя среди проблем малых предприятий налоговые проверки стоят на одном из первых мест. Учитывая, что недавно Госдумой принят закон, позволяющий во внесудебном порядке взыскивать налоговые штрафы, ожидается, считает министр, что активность налоговых органов увеличится. Поэтому взаимодействие с налоговыми органами по упорядочению проверок необходимо срочно наладить. Он также подчеркнул, что обязательно будет создана адвокатская структура для того, чтобы защищать интересы малого предпринимательства при таких проверках. Фактически это будет юридическое адвокатское сопровождение, подчеркнул М. Вышегородцев, которое будет востребовано, поскольку для многих МП те суммы, которые прописаны в законе о внесудебном взыскании штрафов, являются критическими, и это просто разорит многих предпринимателей.
Министр также отметил, что принятие закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контроля не изменило кардинально ситуацию в системе государственного контроля МП. Причина этого в том, что сфера применения закона значительно сужена: этот закон регулирует лишь 10-15% действий, осуществляемых всеми органами госконтроля. "Я хотел бы видеть и со стороны Мосгордумы, и депутатской группы "Москва" в Госдуме поддержку наших предложений, которые, безусловно, нам надо инициировать, чтобы вносить изменения в этот закон", - сказал М. Вышегородцев.
По его словам, анализ вопросов, поступающих от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на телефоны "горячей линии" ДПиРМП, показывает, что сотрудники милиции осуществляют большое количество проверок, в том числе необоснованных и повторных. Поэтому, считает руководитель ДПиРМП, должен быть четко определен сам порядок проведения проверок, расписано подробнейшим образом, что должны делать сотрудники правоохранительных органов при подготовке к проверке, непосредственно в момент проверки или по её окончании. Нормы и правила призваны служить инструментом регулирования действий МП и должны быть известны тем, кто ими должен руководствоваться, считает министр.
Он подчеркнул необходимость того, чтобы сотрудники милиции пользовались стандартным распоряжением, подписанным руководителем подразделения, с четким указанием предмета контроля и обоснованием причины проведения проверки. При входе на проверяемый объект должно предъявляться удостоверение (сейчас это не все делают), должен составляться акт проверки и копию этого акта должен иметь предприниматель. Кроме того, должен быть установлен четкий порядок обжалования действий сотрудника правоохранительных органов, требующий минимальных затрат средств и времени. "Мы не предлагаем отменить все проверки, мы хотим, чтобы эти проверки были упорядочены, проходили с участием строго уполномоченного на то человека. Особенно если это обусловлено проведением проверок, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, предварительным следствием или дознанием или по делам об административно-правовых нарушениях. В других случаях такие проверки не должны проводиться", - считает министр.
Завершая свое выступление, М. Вышегородцев обратил внимание еще на одну проблему - деятельность при органах государственного контроля структур, взимающих плату за проведение экспертиз, консультаций, обучения и страхования ответственности. Подобные органы существуют, например, при Госсанэпидемслужбе Москвы и занимаются "добровольным" страхованием санитарно-эпидемиологических рисков, навязывают другие платные услуги. Аналогичная ситуация складывается с процессом получения согласований в других организациях, при этом орган госконтроля переходит к открытому лоббированию платных услуг аффилированных коммерческих структур.
Руководитель ДПиРМП также выразил обеспокоенность, что в департамент поступает большое количество жалоб на действия общественных объединений потребителей при проведении ими проверок о соблюдении законодательства о защите прав потребителей, а также навязыванию ими услуг по проведению экспертиз, консультаций.
В своем выступлении Ольга Лазорина, начальник отдела прокуратуры г. Москвы по надзору за исполнением налогового законодательства и законодательства в сфере предпринимательства, сообщила, что после выпуска приказа Генпрокуратуры РФ о защите прав предпринимателей прокуратурой города был разработан план мероприятий, направленный на укрепление законности в сфере защиты прав предпринимательской деятельности. Планом, в частности, предусмотрено: проведение проверок состояния законности при издании органами власти города и органами местного самоуправления правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере предпринимательства; проведение проверок деятельности контролирующих органов внутренних дел по вопросам защиты предпринимателей от поборов и вымогательств со стороны криминальных элементов; выявление и пресечение незаконных действий работников милиции в отношении хозяйствующих субъектов.
По словам О. Лазориной, органами прокуратуры и ранее проводились подобные проверки. Результатом плановых проверок в районах и округах города, проведенных в 2004-2005 гг., стало внесение 75 представлений об устранении нарушений закона, по результатам которых 58 лиц было привлечено к дисциплинарной ответственности. Было внесено 67 протестов на незаконное распоряжение органов местной власти, в связи с чем те или иные незаконные акты были отменены. За 9 месяцев 2005 года в производстве следственных подразделений органов прокуратуры находилось 521 уголовное дело о преступлениях коррупционной направленности, за весь 2004 г. было 517 таких дел. По фактам совершения преступлений в отношении предпринимателей заведено 45 уголовных дел.
Среди наиболее часто встречающихся нарушений прав субъектов предпринимательства О. Лазорина назвала создание необоснованных препятствий в осуществлении их деятельности, ограничение самостоятельности, нарушения при выдаче разрешительной документации, волокиту при рассмотрении жалоб и обращений предпринимателей. Например, Лефортовской межрайонной прокуратурой Москвы опротестовано 31 распоряжение главы управы "Лефортово", которыми на предпринимателей возлагались обязательства по производству работ и оказанию услуг, им не свойственные. В прокуратуру также поступают заявления на демонтаж управами павильонов, тонаров в различных районах города, что не может совершаться без решения суда. "Предприниматели часто не спешат обращаться в органы прокуратуры с заявлениями о нарушении их прав, предпочитая нередко выполнять противоправные требования должностных лиц органов власти", - заявила О. Лазорина. Одним из примеров этого являются так называемые договоры о совместной деятельности представителей бизнеса и органов власти, без заключения которых начать работу предприятия практически невозможно.
В таких договорах, как правило, предусматриваются условия о благотворительной деятельности на территории района, перечисление средств на счет управы и иные требования к предпринимателям, которые они должны выполнить за свой счет. Таким действиям дается соответствующая правовая оценка, подчеркнула представитель прокуратуры. Например, Люблинским межрайонным прокурором выявлен факт заключения 21 договора о совместной деятельности с представителями малого бизнеса, по протестам прокурора незаконные правовые акты отменены, а соглашения аннулированы.
Как отметила О. Лазорина, проверки 2004-2005 гг. прошли не бесследно, сейчас заявления от предпринимателей поступают значительно реже. "Работа прокуроров научила местные органы работать по закону: акты управ стали более грамотными и приближенными к закону - не то, что было раньше. На случаи дачи взяток органам контроля прокуратура реагирует и впредь будет реагировать должным образом", - заявила она.
В своем выступлении Виктор Васильев, заместитель начальника ГУВД г. Москвы, сообщил, что за 9 месяцев 2005 г. в Москве выявлено свыше 20 тысяч преступлений экономической направленности, из которых свыше 15 тысяч непосредственно выявлено подразделениями по экономическим преступлениям. В связи с допущенными нарушениями в ходе проведения проверок хозяйствующих субъектов и выходом вышеназванных приказов Генпрокуратуры и МВД руководством ГУВД г.Москвы приняты дополнительные меры, направленные на то, чтобы упорядочить сами проверки, сделать их более прозрачными.
По словам замначальника ГУВД г.Москвы, приказ министра МВД, утверждающий инструкцию по порядку проведения проверок, является "административной опорой", закрепляющей порядок назначения и проведения проверок и ревизии хозяйственной и финансовой предпринимательской деятельности, а также оформления этих результатов. "Если постановление на проведение проверки подписано не тем должностным лицом, которое определено приказом министра, любой представитель бизнеса может не пустить на объект любого проверяющего", - заявил В. Васильев. Этими должностными лицами являются: на уровне города - начальник ГУВД г.Москвы, его первый заместитель по криминальной милиции, в округах - заместители начальника УВД по экономической безопасности. К проверке, подчеркнул он, допускаются только те сотрудники милиции, в должностные обязанности которых входит выявление и предупреждения преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную предпринимательскую и торговую деятельность.
Если на объектах появляются сотрудники других подразделений внутренних дел или подразделений ГУВД, например, технических подразделений или криминальной милиции, УБОП, значит, их действия незаконные, заявил В. Васильев и напомнил, что обоснованность проверок сотрудников правоохранительных органов может быть обжалована в суде, в прокуратуре. "Самый простой способ проверки законности проверок - позвонить по телефону 02 или на телефоны окружных отделов по борьбе с экономическими преступлениями. Обращение предпринимателя будет зафиксировано, и по нему будут приняты меры", - сообщил он в заключение.
Вопросы членов комиссии и приглашенных к представителям Прокуратуры и ГУВД г. Москвы касались количества официальных проверок и так называемых "неофициальных визитов" на малые предприятия; случаев применения приостановки хозяйственной деятельности предприятий в ходе проведения проверок; правомочности предписаний на проверки, подписанных руководителями различного уровня и т.д.
В заключение заседания М. Вышегородцев выразил благодарность представителям прокуратуры столицы и ГУВД г. Москвы за участие в работе межведомственной комиссии и намерение координировать работу по упорядочению контрольных мероприятий на предприятиях малого бизнеса. В то же время, по его словам, вызывает обеспокоенность нежелание участвовать в подобной работе налоговой инспекции, ОАТИ и других органов контроля.
02.11.2005
allmedia.ru