Виктор Зоркальцев, Президент ЕМАП, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
"Православная общественность и проблемы экологии жизни духовно близких народов"
(Из материалов международной конференции, проведенной Фондом единства православных народов в г. Тбилиси 18-21 января 1997 г.)
Тема нашей конференции вызвала дебаты еще на заседании Секретариата Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия в Афинах. Выяснилось различие в понимании такой категории, как экология жизни народов. Мне представляется, что такое понимание требует учета современного состояния общества. Мы к этой теме пришли не сразу, потребовались годы, напряженная деятельность коллективной мысли.
В Афинах - "Учредительная Сессия Европейского Межпарламентского Собрания Православия" - доминировала идея объединения православных народов, их парламентов.
В Москве уже рассмотрели тему - "О развитии православной культуры и духовно-нравственного просвещения и образования".
В Астрахани тема нашей конференции - "Православные идеи созидания неконфликтного общества".
В Минске мы посвятили работу теме: - "Идеи единства православных народов в контексте современной эпохи".
В Софии была рассмотрена глобальная проблема - "Социальная деятельность православной общественности".
И как итог - сейчас в Грузии - "Православная общественность и проблемы экологии жизни духовно близких народов". Мы пытаемся осмыслить очень большую тему: влияние православной общественности на чистоту и надежность духовной жизни православных народов.
Проблема эта для Православия чрезвычайно важна. Она включает в себя целый ряд важнейших вопросов, игнорирование которых может привести к непоправимому, нанести разрушающий удар по православным народам, их духовной жизни.
К таким вопросам можно было бы отнести:
- единое духовное пространство православных народов;
- их скрепляющая православная общественность, ее интеграция на международном уровне;
- процессы единения православия;
- коллективная защита православных устоев;
- возрождение православных традиций в архитектуре, живописи, литературе;
- историческое наследие Православия, его значение в наши дни;
- православные традиции благотворительности;
- Православие как фактор единения народов в процессе межнационального и гражданского примирения;
- единая законотворческая деятельность, утверждение нравственности, воспитание новых поколений;
- экология жизни народов - это не экология природы, а, если можно так выразиться, экология третьего сектора.
Из этого широкого спектра проблем я остановлюсь лишь на некоторых. На исторических аспектах духовности, роли интеллигенции в деятельности православной общественности, объединяющей роли культуры наших народов.
Если постараться кратко охарактеризовать современную эпоху, то одна из основных ее черт - бурное историческое движение, вместе со всеми потрясениями, политической неустойчивостью, поисками новых форм государственности взамен разрушенных старых, трагическими уроками обретения "самостоятельности" и межнациональными конфликтами.
Мы захвачены каким-то бешеным водоворотом, историческое течение с неистовой силой несет нас неведомо куда среди множества скал и подводных камней.
И наряду с этим - и в том состоит второй характерный момент нашего времени - современное человечество лишено всякой определенной общественной веры... Старые воззрения развенчаны, как мертвые кумиры, но откровение новой истины еще не явилось человеческой душе и не захватило ее. Мы живем в эпоху глубочайшего безверия, скепсиса, подчас духовной разочарованности и разобщенности. Именно это сочетание духовного безверия с шаткостью и бурностью стихийного исторического движения создает одну из главных опасностей духовной среде обитания человека.
Все глубочайшие кризисы в духовной жизни - будь то жизнь отдельного человека или целого общества - могут быть преодолены только обращением к памяти, к традициям, к духовности, их освящающей. Когда человек заплутался и зашел в тупик, он не должен продолжать идти наудачу, озираясь только на окружающую его среду, - он должен остановиться, вернуться назад, призадуматься, чтобы вновь сориентироваться, окинуть взором все пространство, по которому проходит его путь.
В разные эпохи под влиянием различных "потребностей времени" возникают разные общественные требования и стремления. Их глашатаями становятся политические партии, организованные общественные движения или общественное мнение. Именно подобным глашатаем и призвана стать православная общественность, о роли которой мы достаточно полно говорили на нашей встрече в Софии.
Эту общественность можно рассматривать как некое внутреннее соборное единство, глубочайшей связующей которого является идея слитности человеческих душ в истине и добре. Это внутреннее, органическое единство, которое лежит в основе всякого человеческого общения, характеризуется чувством сопричастности каждого к абсолютному началу, благому и высокому.
И, одухотворенный таким чувством, каждый выступает теперь не столько в утверждении его собственной воли, не в пассивной подчиненности его собственным природным влечениям, а в исполнении должного, правды, в осуществлении высшей, действующей в нем и над ним природной и общественной закономерности, проводником которой он себя сознает.
Из всех социальных слоев это состояние больше всех соответствует умонастроениям интеллигенции.
Как известно, именно в православных странах возник этот общественный слой. И именно он стал носителем и создателем современной духовности. Если православная общественность объединена духовными связями, то и интеллигенция образует единое целое благодаря не столько экономическим факторам, как, например, рабочий класс, буржуазия, даже в какой-то степени крестьянство, сколько благодаря духовности, общей для всех, кому дороги духовное обновление, целостность и единство человечества.
Исторический опыт показывает, что не всегда страны, преуспевшие в экономическом плане, озаряют мир светом своей уникальной духовности. Не богатая Персия, а бедная Греция - родина европейской культуры. Раздробленная Италия дала человечеству Возрождение. Византия перенесла христианские идеи в Азию и Африку. Сопротивление народов Румынии и Болгарии сыграло существенную роль в сокрушении Оттоманской империи и защите европейских ценностей. Сербия и Черногория пронесли свет Православия через века и первыми в Европе поднялись на вооруженную борьбу против германо-итальянского фашизма. Грузия и Армения веками боролись против подчинения Кавказа восточным деспотиям, в первую очередь султанской Турции и шахскому Ирану. Украина и Белоруссия понесли огромные жертвы в борьбе за веру отцов, но сохранили преданность ей. Наконец, Россия трижды спасала Европу от порабощения жестоким агрессором.
Человечество нуждается в обновлении и обогащении своей духовной среды. Постоянно, из поколения в поколение.
Лозунги свободы, соборности, требование социальной справедливости, ответственности общества за судьбу всех его членов, утверждение достоинства человека, право каждой личности на свободное, самобытное развитие - все это должно быть оплодотворено истинно христианским, гуманистическим пониманием жизни человека.
Цель гуманистической морали, родившейся в христианской среде, - содействие достижению чистоты и совершенства самого существа человека, она есть как бы гигиена человеческого духа. Но она не осуждает, не искореняет - она учит любви, учит терпимости, учит творить благо. Благотворение есть некое общее, постоянная ценность человеческой жизни, перед лицом которой не имеют никакого значения различия между людьми как объектами морального поведения. Преодоление испорченности, корыстности в природе человека возможно только как внутреннее преодоление, самим этим человеком осуществляемое.
Роль наших стран многими сознается как решающая в выполнении этой задачи. Подобно античности, давшей миру христианство, Возрождению и Просвещению, создавшим светскую идеологию Запада, наши страны могут помочь человечеству в выработке новых идей. Кризис экономических и идеологических основ современного мира не может быть разрешен без принятия близкой нашим народам концепции примата общего (соборного, коллективного) над частным, индивидуальным как во взаимоотношениях государств, так и их граждан между собой. Чрезвычайно важна также идея справедливого мироустройства, которая не противоречит формальному равенству, а придает ему реальный характер.
В вечной борьбе с природой, алчными внешними врагами, собственным неразумением складывались и закалялись характеры, множились духовные силы наших народов. Идея вселенской соборности, солидарности, действенного сострадания к мукам ближних и дальних, жертвенности во имя высоких идеалов, счастья и благополучия других, ответственности за все, что совершается в граде земном, являются основными составляющими того, что получило в России название "русской идеи". Но это и болгарская, и белорусская, и армянская, и грузинская, и сербская, и румынская, и украинская, и греческая идея. Поборники Православия несут ее всему миру, особенно тем своим братьям во Христе, которые поддались западному эгоизму и перестали ощущать себя частью вселенского сообщества последователей Христа. Мы уверены, что близкая нам духовность, дарованная людям этим светочем человечества, восторжествует в Европе, Азии, на всех континентах.
Что же такое православная духовность сегодня?
Напомню, что духовность вообще - это один из родовых признаков в определении человеческого способа жизни. Это то, что обеспечивает включение индивида в процесс общественной, творчески-созидательной деятельности, соединяет его со всем человеческим родом, национальной и мировой культурой, настоящим, прошлым и будущим человеческого бытия. Короче, именно духовность делает человека человеком, ответственным за свои поступки и понимающим смысл своей жизни. Представляя собой совокупность норм и ценностей, на которые ориентируется человек и которые регулируют его жизнедеятельность, она противостоит разрушительной стихии человеческих инстинктов не как данность, составляющая объективную основу содержания ощущений субъекта, а как заданность, императив, заставляющий человека совершенствоваться, стремиться к идеалу, который одновременно и достигаем, и не достигаем. Как писал И.АИльин, "дух есть сила самоопределения к лучшему".
Духовность открывает новые горизонты человеческой жизни. Она пробуждает в индивиде всепобеждающие чувства любви, верности долгу, совести, радости и благодарности, формирует высокие нравственные качества, уважение к закону, государственным и13 общественным институтам, расцвечивает бытие красками искусства, дружбы, взаимной привязанности. Она указывает человеку нечто такое, чем стоит жить, во имя чего стоит жить, нести жертвы, а если необходимо, то и умереть.
Духовная жизнь - это целый мир, особая, притом главная, ипостась человеческого бытия. Оберегать этот мир от насилия, разрушения, подавления - высшее предназначение интеллигенции и ее составной части - православной общественности.
Сегодня мы обсуждаем более широкую проблему - роль православной общественности в решении проблем экологии жизни наших народов. Речь, конечно, пойдет и о материальной стороне жизни, тем более что в большинстве стран, представленных здесь, она наименее защищена.
Но позволю себе высказать убеждение в том, что именно вопиющая нерешенность материальных проблем создает сегодня главный источник опасности для нашей духовности.
Наши страны практически все сложились на межконфессиональной основе, и у многих из этих конфессий есть могущественные зарубежные, так сказать, "спонсоры". Следует отметить, что интенсивно возрастает духовное влияние других конфессий, что может повлечь духовную экспансию в поствизантийское пространство.
Православная духовность - это уникальное явление истории, мировой цивилизации. История христианства неразрывно связана с нашими странами. Здесь впервые из гонимого и попираемого оно стало превращаться в религию большинства населения. Оно стало знаменем борьбы наших народов за сохранение своей самобытности, за право жить по заветам предков и нормам своей неповторимой культуры.
Вспомним некоторые страницы истории.
В Армении впервые в мире (в 301 году) христианство благодаря подвижничеству Григория Просветителя стало государственной религией. Как и в других наших странах, при утрате государственности вследствие иноземных завоеваний христианство зачастую становилось единственным элементом, скрепляющим совместную жизнь разделенного народа.
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий более 1100 лет тому назад положили начало формированию православной традиции во многих наших странах. Именно им мы обязаны своим христианским просвещением, духовным возвышением и национальным сохранением. Их ученик св. Климент Охридский создал в Болгарии целую общину из 3500 своих учеников, распространявших идеи Православия по всему Балканскому полуострову. Многие из поучений св. Климента дошли и до Киевской Руси, готовившейся к принятию христианства.
Благодаря усилиям православной общественности были сохранены болгарский язык, болгарская письменность, болгарская культура в столетия оттоманского владычества. Судьбы Сербии, Греции, Молдовы и Валахии, также изнывавших под турецким игом, неразрывно связаны с объединением вокруг Православия широкой народной общественности. Героизмом подтвердили свою верность православным традициям жители многонационального Кавказа. Когда, например, вторгшиеся в пределы Грузии турки схватили священника Федора и под угрозой смерти потребовали от него, чтобы он указал место, где находится грузинский царь, он ответил: "Не пожертвую вечной жизнью ради временной, не буду предателем царя" - и завел врага в непроходимые дебри. Этот подвиг был повторен в начале XVII века Иваном Сусаниным, пожертвовавшим жизнью ради спасения православного русского царя.
Грузинская царица Кетеван в XVII веке была замучена персидскими захватчиками, так как не захотела отдать свой народ в рабство. Видный грузинский богослов Григорий Перадзе совершил мученический подвиг в Освенциме, пойдя в газовую камеру вместо другого заключенного.
Героический опыт защиты своей паствы от иноземного порабощения имеет Элладская Православная Церковь. В ознаменование заслуг греческих священнослужителей перед народом в Афинах в 1974 году открыт памятник неизвестному священнику.
Героическое поведение представителей клира и православной общественности в борьбе за духовные ценности своих народов расширяло и укрепляло ее ряды, привлекая к Православию сочувственное внимание поборников справедливости и в западных странах.
Православная общественность не только защищала свою духовность, но и обогащала ее, превратив православные ряды в мировые центры культуры.
Великие жертвы и потери, которых вполне могло бы и не быть, многому нас научили. Попытки насильно навязать политическую культуру одного народа всем остальным быстро оборачиваются насилием и кровью. Подлинно общечеловеческое, вытекающее из добровольного и свободного обмена ценностями и взаимообогащения культур, не может быть подменено хлесткими и широковещательными декларациями самозваных пророков, становящихся в позы учителей мудрости для наших стран и для всего мира.
Увлеченные изучением сугубо материальных факторов развития государств, мы порой забываем о том, что именно общность духовных истоков наших народов определяла и близость их исторических судеб. Сейчас пришло время сказать об этом со всей силой. Мы видим задачу Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия в целом и нашей сегодняшней конференции в частности в том, чтобы возродить интерес к ценностям восточнохристианской цивилизации и историческому опыту сотрудничества наших народов. Можно, конечно, сказать, что для этого сейчас не самое лучшее время.
Но ведь лучших времен можно и не дождаться. Не следует медлить с отысканием источников нашего общего духовного возрождения. Православная общественность наших стран может и должна выявить всю ценность опыта взаимодействия наших народов восточнохристианского культурного пространства.
Эта общность складывалась еще с древнейших времен. Христианство стало для народов Европы, в том числе и для нас, источником знакомства не только с религией Откровения, но и со всей сокровищницей мировой культуры.
Только восприняв заветы святых равноапостольных учителей славянства Кирилла и Мефодия, мы смогли осознать свою общность и свое историческое предназначение.
Восприняв от греков, от мудрецов святого Афона и от ученых Константинопольского университета светоч их познаний, наши предки дали им пристанище в тяжкие годы османской экспансии.
Бесценен вклад в русскую культуру святых Феофана Грека и Максима Грека. С греческим культурным наследием связано и становление высшего образования в России. Славяно-греко-латинская академия стала первым отечественным высшим учебным заведением, которое подняли на достойный уровень приглашенные для преподавания ученые-греки - братья Лихуды. В XIX веке в Одессе возникло первое греческое освободительное общество - Фелике Эстерия. Выдающийся российский дипломат граф Иоанн Каподистрия стал первым президентом Греции. А в XX веке в годы гражданской войны в этой стране тысячи греческих изгнанников нашли пристанище у нас, в СССР.
Знакомство с грузинской христианской культурой также насчитывает в нашей стране многосотлетнюю историю. Просветительница Грузии равноапостольная Нина издавна высоко чтима русскими православными. Первым супругом великой Тамары, царицы грузинской, был внук и тезка основателя Москвы Юрия Долгорукого. В тяжкие годы иранского нашествия нашли в России свое убежище знаменитый царь-законодатель Вахтанг VI и его мудрый советник Сулхан-Саба Орбелиани. На земле Украины создавал свои поэтические шедевры вдохновенный Давид Гурамишвили. Излюбленным для москвичей местом стала часовня Иверской Божьей Матери у Кремлевских стен с древней чудотворной грузинской иконой. Мы свято чтим память героев-грузин от бородинского богатыря, князя Петра Багратиона, до сержанта Мелитона Кантария, водрузившего вместе со своим русским собратом Егоровым знамя Великой Победы над поверженным рейхстагом. Источником поэтического вдохновения явилась Грузия и для наших великих классиков Пушкина и Лермонтова. Прекрасная дочь грузинского народа Нина Чавчавадзе стала верной подругой горькой и славной судьбы другого классика - Александра Грибоедова. Мы помним и о том, что классик грузинской литературы Илья Чавчавадзе был не только великим поэтом, но и членом Государственного Совета России.Грибоедов памятен и народу Армении не только как поэт, но и как дипломат, подписавший Туркманчайский мирный договор, освободивший Восточную Армению от власти шахского Ирана. Творения великих художников армянского народа Ивана Айвазовского и Мартироса Сарьяна украшают собрания наших лучших музеев. Такой крупный государственный деятель, как Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, стал, по существу, провозвестником перехода России на конституционный путь развития. Золотыми буквами вписали свои имена в историю Великой Отечественной войны славные сыны армянского народа - герои-маршалы Иван Баграмян и Амазасп Бабаджанян.
Дипломатическое искусство Михаила Илларионовича Кутузова наравне с его полководческим гением способствовало освобождению православных румын от османского владычества. А другой наш государственный деятель - генерал граф Павел Дмитриевич Киселев, имя которого носит ныне проспект в Бухаресте, - много сделал для укрепления и конституционного обустройства румынского государства.
Не померкнет в веках слава героев Шипки - русских и болгар, бок о бок сражавшихся против османских поработителей.
Героическими страницами полна история братского сотрудничества народов России, Сербии и Черногории: от дипломатического закрепления результатов двух народных восстаний и признания сербской государственности до совместного освобождения Белграда войсками Красной Армии и Народно-освободительной армии Югославии во Вторую мировую войну.
Нет нужды освещать в этой аудитории подробно историю защиты их общей Родины народами России, Украины и Белоруссии - от Грюнвальдской битвы 1410 года, остановившей на столетия натиск германских крестоносцев на Восток, до бессмертной эпопеи Великой Отечественной войны, не изгладившейся из памяти ныне живущего поколения.
Православная общественность, в том числе и парламентская, имеет высокую миссию сохранить и обобщить все ценное в этой многовековой истории, чтобы дать но-16 вый импульс к сотрудничеству наших народов в экономической, культурной и образовательной сферах.
Можно выделить (с учетом ситуации в мире) следующие узловые моменты, определяющие возрастающую роль православной духовности в оптимизации среды обитания.
1. Нам нужна консолидация, и поэтому важно, чтобы православная общественность сумела сохранить мир и партнерские отношения с другими церквями и религиозными объединениями в России.
2. Православие должно стать образцом миролюбия и миротворчества для всего нашего многоконфессионального и разноликого общества.
3. Наши народы ищут свою собственную национальную идентичность. Их самоидентификация в силу многих причин не может отождествляться с одной конфессией. Но тем не менее именно православная общественность в силу своего исторического предназначения могла бы способствовать формированию приоритетов национальной идеологии, основы которой в перспективе могут стать и общими для наших стран, как фактически общей давно уже стала наша православная культура.
4. Православной общественности предстоит много потрудиться, чтобы духовные ценности Православия стали общедоступными и понятными современному обществу не только в нашем регионе, но и во всем мире.В решении этих ключевых вопросов и состоит, как мне представляется, главная задача православной общественности, которую на нашей конференции мы с вами представляем. Обладая определенными властными полномочиями как представители парламентов православных стран, мы могли бы реально содействовать решению этих задач в рамках хотя бы европейского сообщества народов.
5. Главное, на что надо направить наше совместное внимание, - это принятие экстренных мер для сохранения уникальной культуры наших народов, сложившейся у нас системы образования и особенно начал нравственной жизни, в которой Православие по праву прославилось своим подвижничеством и самоотверженностью.
Доклад Президента Фонда единства православных народов, доктора философских наук В.А.Алексеева "Православная общественность и проблемы экологии жизни духовно близких народов" опубликован в N2.
"Россия молодая"
15.03.1997