Наконец-то мы поняли, что наша жизнь определяется условиями не только социальными, но и природными. Поэтому с позиции единства социоприродной внешней среды действительно можем и должны оценивать проблемы и пути их разрешения.
Есть русская пословица - не было бы счастья, да несчастье помогло. Это иллюстрация к тому, что природные катастрофы стимулируют обновление нашей технологической и информационной сфер.
Безусловно, это так. Но мне представляется опасным абсолютизировать этот тезис. Надо четко разделить, что является текущими последствиями от конкретной катастрофы, а что является долгосрочными последствиями, в том числе и обновление нашей жизни после катастрофы. Без этого мы можем просто нарваться на серьезную неразбериху в восприятии причин и следствий.
Следующий момент заключается в том, что главное состоит не только в физических и экономических последствиях от реальных катастроф, сколько в последствиях сопутствующих. Называлась такая цифра: ущерб от урагана "Катрина" в Америке составляет 100 миллиардов долларов. Но прямые убытки составляют не более 2 миллиардов долларов. То есть существует соотношение один к пятидесяти между реальным ущербом и остальными последствиями. А они могут быть информационными, психологическими и какими угодно.
Поэтому не надо обвинять в неповоротливости страховые компании: они страхуют только реальные последствия, а не тот психологический эффект, который возникает в связи с катастрофами.
Плата за незнание - всегда самая большая плата. И сегодня нам уже недостаточно просто собирать, накапливать факты о тех или иных катастрофах, об их последствиях и ущербах. Пришла пора всерьез задуматься о закономерности катастроф и научиться их предупреждать, научиться минимизировать их последствия. А может быть, где-то и обратить во благо!
Мы попытались понять причины образования всех природных аномалий. Я не называю их катастрофами, а аномалиями. Пытались понять с точки зрения взаимоотношений энергетики Земли и энергетики космоса. То, что сегодня Земля находится в наиболее интенсивном облучении со стороны космоса, вызывает тот самый предкастрофический фон - энергетическую напряженность внутри Земли, которая проявляется в непредсказуемых стихийных последствиях.
Сегодня ингредиент энергетического перепада смещается по поверхности Земли и переходит от центральной европейской части России в сторону Восточной и Западной Европы. А на востоке нашей страны он от Калифорнии сместился в район Сахалина, на Тихоокеанское побережье. Это достаточно закономерное явление. И оно, как и остальные процессы, происходящие в природе Земли, требует серьезного комплексного исследования со всех точек зрения: природной, энергетической, климатологической, социальной.
Думаю, гораздо важнее не бороться с последствиями стихийных бедствий, а вкладывать средства, впрочем, не очень большие по сравнению с многими проектами, на понимание природных процессов, причин возникновения катастроф и их предупреждение.
Виталий БУШУЕВ
Генеральный директор Института энергетической стратегии
http://www.fondedin.ru/