ПолитСибРу продолжает публиковать комментарии экспертов по итогам социально-экономического развития Алтайского края в 2007 году. Свое мнение высказал председатель фракции "За наш Алтай" в АКСНД Виталий Сафронов:
- 2007 год, несомненно, прошел с некоторыми подвижками вперед. На это повлияли многие факторы. Сложились благоприятные погодные условия, увеличились инвестиции, особенно в аграрный сектор в связи с принятием краевого закона, по которому не менее шести процентов от расходной части бюджета должно пойти на поддержку села. Также повлияли сырьевые программы, утвержденные краевым Советом, которые стимулировали развитие сельскохозяйственного производства и переработки. Естественно, некоторые добавки дали новые предприятия, точнее "новые старые" предприятия по добыче полезных ископаемых - долгострои, которые начали работать в минувшем году. Здесь, прежде всего, нужно говорить о вступлении в строй пятой батареи на "Алтайкоксе", которая принесла ощутимый вклад в краевой бюджет.
И, тем не менее, с трактовкой сложившейся сегодня ситуации в крае официальных лиц, о том, что это "новая история" и колоссальный рывок вперед, по сравнению с тем, что было, я не согласен. Это лишь самоуспокоение или не очень серьезное отношение к делу. Мне кажется, что здесь очень большая переоценка. Идет путаница в показателях. Вот, например, на сельском сходе цифры губернатора и первого вице-премьера не совпали. Александр Карлин доложил, что мы достигли небывалого урожая - 5 млн. тонн зерна. А Дмитрий Медведев сказал - 4,7 млн. тонн. К тому же я не согласен с губернатором, что таких показателей в истории края не было. Достаточно вспомнить 72-й год, когда сдали в закрома государства, то есть на реализацию 5 млн. 200 тыс. тонн зерна. А общий сбор тогда был в пределах 11 млн. тонн. Поэтому здесь человек либо "незнайка", либо пытается себя "выпятить".
В этой связи, на мой взгляд, за год особых сдвигов в экономике края не было. Работали национальные проекты, их нельзя отрицать. Они, действительно, добавили чуть-чуть на медицину, на сельское хозяйство, на жилье, но это не система и не программа, которая позволяла бы поддержать какие-то отрасли и направления в целом, создать стабильные условия работы - это помада на губы. Вот, скажем, сельский нацпроект коснулся только пяти процентов хозяйствующих субъектов в Алтайском крае. О какой системе и государственном механизме поддержки можно говорить? Остается у аграриев еще одна серьезная проблема. Сегодня в селах, особенно малонаселенных, убрали животноводство, ничего там не сеют, не пашут - сплошная незанятость. С одной стороны огромная армия безработных, а с другой - острая нехватка квалифицированных кадров, потому что за время многолетней деградации, когда работы не было, специалисты либо разъехались, либо спились. А сейчас, когда производство возрождается и нужны кадры, их там нет. И это - системный кризис, вызванный тем, что экономика края "болеет".
Но в аграрном направлении перед краем стоят огромные перспективы. И то, что губернатор на прошедшем сельском сходе ставил вопрос о необходимости особого внимания к краю, возможно, выделить его как особую сельскохозяйственную житницу, - это, я считаю, правильным. В прошлом году, по сравнению с предыдущими годами, уже виден некоторый рост инвестиционной привлекательности края, в том числе и за счет сельхозресурса, в силу его высокого качественного состояния. Я полагаю, что она будет и дальше возрастать, а особый аграрный статус этому может лишь поспособствовать.
http://www.politsib.ru/news/?id=22545
21 февраля 2008 г.