Виталий Третьяков, главный редактор еженедельника "Московские новости", главный редактор журнала "Политический класс", подводит экономические и политически итоги 2006 года, а также делает прогноз на ближайшее будущее.
Я не могу назвать какие-то отдельные события 2006 года, и поскольку постоянно слежу за политическим процессом, мне кажется, что интереснее выделить тенденции, которые проявились в этом году. Суперграндиозных событий в 2006 году не было, я имею в виду те, которые сравнимы с 11 сентября 2001 года или октябрьскими событиями 1993 года в России, поэтому я буду говорить о тенденциях. Что касается России, то 2006 год - один из самых успешных, если не самый успешный год в истории России с 1991 года и конкретно за период президентства Путина. Россия набрала максимальный за последние пятнадцать лет международный вес, статус, авторитет, это проявлялось очень во многом. Россия вновь вернула себя в число ключевых мировых игроков. В течение всего президентства Путина также все довольно медленно двигалось, и вот в 2006 году произошел перелом. Россия сейчас входит в пятерку ведущих мировых игроков: США, Китай, Евросоюз, Индия и Россия - именно эти страны в настоящее время обладают максимальной независимостью, максимальным суверенитетом, максимальной свободой собственного поведения на международной арене и во внутренней жизни. Это зафиксировано многими событиями 2006 года. Резко усилились интеграционные процессы на постсоветском пространстве, хотя здесь осталось много всяких негативных тенденций, и некоторые утверждают, что Россия поссорилась со всеми странами, которые ее окружают, это абсолютная неправда. Как раз наоборот, с большинством стран, которые существуют на постсоветском пространстве и окружают Россию, в 2006 году у России сложились гораздо более тесные, чем ранее отношения. Там, где было просто взаимодействие, оно переросло в партнерство, где партнерство - в сотрудничество, где сотрудничество - в союзничество. Показательным аргументом в пользу этого довода является то, именно в этом году Узбекистан фактически стал стратегическим союзником России, и это зафиксировано в официальных документах. Россия вернулась в Организацию Договора о коллективной безопасности, чем резко укрепила эту структуру, которая все больше превращается в военный союз во главе с Россией. Это союз государств, озабоченных своей внешней безопасностью. Конечно, наша страна ссорилась и с Украиной, и с Белоруссией, и с Грузией, и с Молдавией, но все конфликты удалось повернуть в конструктивное русло. Все-таки доминирующая тенденция - это усиление интеграционных процессов на постсоветском пространстве, причем идущих вокруг России, и 2006 год проявил эту тенденцию окончательно, может быть, не зафиксировал ее со всей определенностью, но для меня она очевидна. Происходит постепенное слияние экономических интеграционных структур ЕврАзЭС и военно-политических интеграционных структур ОДКБ, то есть фактически сложилась, точнее, отчасти восстановилась конструкция Большой России, то есть союза государств вокруг России, исторически вокруг нее концентрировавшихся, входя в нее или не входя в нее. Эта конструкция фактически восстановилась, пусть не в полном объеме, в полном объеме и не нужно, не в таких жестких формах, как в советское время, в таких жестких формах тоже не нужно, но сама конструкция вновь видна невооруженным взглядом. Безусловно, усилились конфликты, коллизии и недопонимание между Россией и Западом, Россией и Евросоюзом, Россией и США, при внешнем сохранении очень хороших отношений между лидерами государств, я имею в виду России и США, России и Евросоюза, России и ключевых стран Евросоюза типа Франции, Великобритании, Германии. Кстати, многие считали, что при Меркель отношения Германии и России резко ухудшатся, однако этого не произошло. При внешнем сохранении очень хороших личных отношений, и, наверное, они таковыми и являются, конфликт идеологический, идейный, психологический между Евросоюзом и Россией, США и Россией усилился. На мой взгляд, вина в этом исключительно лежит на Западе, на США и на Евросоюзе. Все то, о чем я говорил в начале, специалисты и политики из этих стран видят, и им это не нравится. Им нравится мощный, влиятельный Евросоюз, но им не нравится мощная и влиятельная Россия. Они готовы были рассматривать Россию как младшего партнера, располагающего гигантскими энергетическими и сырьевыми ресурсами, а как равного партнера при всех тех же условиях они Россию рассматривать не хотят, не могут, у них иное политическое сознание, они смотрят на Россию в лучшем случае как на конкурента, а многие из них и как на врага. Эта тенденция совершенно очевидно проявилась в 2006 году, вина за то, что она существует, повторяю, лежит исключительно на Западе, никаких агрессивных идеологических, экономических, политических и уж тем более военных действий в 2006 году Россия по отношению ни к одной стране Евросоюза, ни к Евросоюзу в целом, ни по отношению к США, да и по отношению вообще к каким-либо третьим странам, я не беру постсоветское пространство, это зона особых интересов России, Россия не делала. Между тем, именно в 2006 году Россию на Западе вновь постоянно стали обвинять, а не время от времени, в агрессивности, в неоимпериализме и бог знает в каких еще грехах. Причем это происходило на фоне гигантского роста, особенно осенью и в начале зимы этого года, патологической ненависти к Путину на Западе. Путина обвинили во всех грехах, в которых только можно обвинить. По моим ощущениям, Запад так не клеймил Саддама Хусейна в период подготовки к атаке на Ирак, а эта подготовка длилась целый год. Западные, особенно американские, средства массовой информации сейчас применяют к Путину абсолютно те же самые эпитеты, а часто и те же самые обвинения, что и в свое время к Саддаму Хусейну. Думаю, что причин для такого отношения к Путину две, это тоже очень важно. Появилась важная тенденция, которая подчеркивает реальные и значительные успехи Путина при всех проблемах, которые существуют, успехи Путина как лидера России и, соответственно, успехи России при Путине. Тут просматривается прямая связь на Западе: раз успешный президент, то и успешная будет вся страна. И именно это не нравится. Не нравится, что Путин успешный президент. Если бы был слабый президент, если бы был неэффективный президент, его бы, конечно, тоже поругивали за какие-то отдельные действия, но массированной психологической атаки лично на Путина, безусловно, не было бы. Оказывается, что Западу не нужен эффективный президент во главе России. Гораздо больше его бы удовлетворил президент ельцинского типа, с большой риторикой и демагогией псевдодемократического толка, но слабо контролирующий страну и не умеющий навести в ней даже элементарный порядок. Вторая причина нападок на Путина связана с проблемой 2008 года. Запад не хочет (сейчас я не разбираю формально ситуацию), имеет ли право по Конституции Путин в третий раз быть президентом России, то есть ясно, что не имеет, как из этой коллизии выходить, нужно ли из нее выходить, я, например, считаю, что нужно, чтобы Путин еще четыре года возглавлял страну, но дело не в этом. А сама даже теоретическая возможность того, что еще четыре года Россию может возглавить такой эффективный президент, как Путин, насколько будет эффективен следующий, никто сейчас предсказать не может, в том числе и на Западе. И даже теоретическая возможность того, что такой эффективный президент будет возглавлять страну, просто бесит многих на Западе, потому что, естественным образом, они предполагают, что в этом случае Россия еще больше укрепится, будет играть еще большую роль в международной жизни и будет еще крепче внутренне. Вот в этом я вижу причины такой массированной и совершенно безумной психологической атаки на Путина. Это основные международные тенденции. Что касается внутренних проблем России, то тут, конечно, очень много противоречий. Я не специалист и не судья в области экономики, но общие тенденции вроде бы неплохие. Однако я исхожу из того, что пока мы эту нефтяную, сырьевую составляющую, связанную с ростом цен на нефть, не вычленили полностью из экономики, мы не можем до конца оценить, насколько хорошо, позитивно и последовательно развивается и растет наша экономика. То, что она растет, ясно, а то, что она развивается, переходя от индустриальной к постиндустриальной и к информационной, инновационной, это не очень пока видно, все это затмевают высокие нефтяные цены. Но в целом, конечно, экономика укрепляется, уровень жизни повышается, хотя нищета и бедность по-прежнему остаются. И из этой пропасти Россия еще до конца не выбралась. Следующая тенденция внутренней ситуации это, конечно, наличие множества специфических российских проблем, которые либо родились, либо усилились как раз в период конца 80-х - 90-х годов. Это идейный кризис, это моральный кризис, это кризис межэтнических отношений. Особенно острой стала демографическая проблема, то есть, просто происходит депопуляция, вымирание России. И в 2006 году Путин, во всяком случае, с его слов это началось, приступил к фундаментальному, кардинальному, радикальному решению самой главной российской проблемы - демографической, поскольку, если население вымирает, все остальные успехи никому не нужны. Ибо тогда плоды этих успехов достанутся не этому населению, не этому обществу, не гражданам этой страны. В 2006 году сделаны первые, и даже не очень робкие, попытки переломить негативную демографическую тенденцию. И судя по всему, Путин собирается заниматься этим и дальше. Это вообще главное событие во внутриполитической жизни страны, рождение новой демографической политики. Российские элиты формально консолидированы, а в реальности это, конечно, не так. Управляемость, эффективность внутреннего управления страной растет, но очень и очень медленно. Коррупция практически не снижается. Здесь можно перечислять очень много проблем, хотя попытки позитивно их решать, что-то делать, укрепляются. И будем надеяться, что однажды эта деятельность принесет реальные позитивные результаты. Конечно, 2006 год - это предтеча 2007 года и 2008 года. Становятся все более актуальными проблемы перехода власти в стране к следующему поколению политиков, к новым партиям или к новой конфигурации партий. В 2006 году очень активно проходил процесс партийного строительства, который носил во многом искусственный характер, руководимый сверху. Примерно ясно, какие партии будут в следующей Думе: "Единая Россия" с мощной фракцией, партия "Справедливая Россия", которая образовалась в этом году. Это лево-центристская, право-центристкая "Единая Россия", и лево-центристская "Справедливая Россия", которые могут стать в совокупности доминирующей двухпартийной силой при четырех-пяти партийном парламенте. Несомненно, в 2007-2008 году главным вопросом политической жизни страны будет вопрос о том, кто будет следующим президентом России. Я считаю, что наиболее целесообразным было бы, если бы следующие четыре года президентом страны был Путин. Но если этого не произойдет, то тот спектр преемников, который неофициально, но довольно очевидно прорисован, дает надежду, что следующий президент России будет, по крайней мере, ненамного менее эффективен, чем Путин. Желательно, конечно, чтобы он был эффективнее, чем Путин, или, по крайней мере, такой же эффективный, как Путин. Но те кандидатуры, которые сейчас фигурируют в политических прогнозах, и в реальных политических тенденциях, тоже больших опасений не вызывают.
02.01.2007
http://www.kreml.org/opinions/137823969