30 августа 2006
2563

Виталий Третьяков: Российская солнечная система


Почему в описании возможного развития событий надо исходить исключительно из инерционного сценария, который предполагает, что Тайвань войдет в состав КНР и две Кореи объединятся? Действительно, в ближайшие 10-15 лет это вполне возможно. Но если заглядывать дальше, то я жду очень больших изменений в регионе. Достаточно вспомнить, какой была стабильной Европа даже не 50, а 20 лет назад.

Страны остаются номинальными субъектами международной политики, и часто даже общеупотребительные названия их не меняются. Советский Союз на Западе называли Россией и в советские времена. Сегодня это уже совсем не та Россия, что была тогда. Не вдаваясь в детали, скажу, что я совсем не уверен в прочности Европейского Союза на ближайшие 30 лет. Зато я практически уверен в том, что Россия либо создаст вокруг себя новое союзное содружество, либо имеет все шансы потерять Сибирь.

Не совсем ясна судьба Китая как единого государства. Здесь ведь могут идти процессы не только объединения, но и разъединения территорий. А если Соединенные Штаты Америки вдруг по какой-то причине резко ослабеют? Думаю, тогда Япония откажется от зарока "не производить ядерное оружие". И в этом смысле ее можно будет понять. Я уж не говорю о таких новых крупных игроках на международной арене, как Индия, или арабский мир в целом - не вполне сформировавшийся, но вроде бы идущий по пути создания некой единой, или почти единой субъектности.

Короче говоря, мне представляется, что загадывание на 10-15 лет вперед, конечно, интересно и позволяет решать тактические и отчасти оперативные проблемы, стоящие перед нашими странами. Но даже успешное решение этих проблем может оказаться просто бессмысленным, если за пределами этих 15 лет какие-то мощные государства в данном регионе начнут распадаться, а какие-то новые межгосударственные структуры создаваться.

Я, конечно, не собираюсь описывать все возможные сценарии. Я просто констатирую две вещи, в которых убежден. Первое: через 30-40 лет мир в смысле политической географии будет очень не похож на мир сегодняшний. И второе. Предвидя эти радикальные изменения (в данном регионе в том числе), я искренне считаю, что Россия и Япония, несмотря на свою мощь, имеют и фундаментальные слабости, ликвидировать которые смогут лишь в стратегическом союзе друг с другом, чтобы в новой международной конфигурации через 30 лет остаться самостоятельными игроками.

Я не собирался участвовать в дискуссии по поводу островов, но избежать ее, видимо, не удастся. В связи с этим несколько тезисов.

Ссылки на слова и дела некоторых руководителей России начала 1990-х годов, может быть, и кажутся кому-то необходимыми, но только не российскому обществу и не нынешним российским руководителям. Если проанализировать путинский курс, то, как бы он ни менялся, нельзя не согласиться с тем, что по большинству позиций этот курс прямо противоположен курсу Ельцина. Более того, сейчас, практически в открытую высшие политические руководители России говорят то, что в 1990-х годах никогда бы не сказали официальные лица. А именно, что в начале 1990-х Россия фактически находилась под внешним управлением. Следовательно, если и впредь апеллировать к политике Ельцина, то однажды можно прийти к тому, что Ельцин вообще был не совсем русским президентом, в связи с чем все, что он говорил и делал, будет просто дезавуировано российским парламентом.

Я совершенно убежден, что по проблеме островов мы имеем прямо противоположные позиции, которые может свести воедино либо история, либо третейский суд. Но Россия в нынешнем своем положении никогда, ни на какой третейский суд не согласится. Между тем я верю, что однажды мы будем обсуждать российско-японские проблемы так, как будто проблемы островов не существует. Выработаем алгоритм нашего стратегического сотрудничества или даже союзничества. И когда это произойдет, скажем: кстати, у нас есть еще одна проблема, давайте посмотрим, как нам, стратегическим союзникам, решить ее чисто технически!

Меня, честно говоря, удивляют разговоры о том, что, мол, в 2008 году Россия будет проходить очередной тест на честность и прозрачность своих выборов. Я уверен, что, начиная, во всяком случае, со второго срока президентства Путина и впредь уже никогда, Россия никакой "тест" ни на какую честность своих внутренних выборов не станет проходить ни перед кем, кроме собственного народа и собственного политического класса. В Москве уже сейчас все меньше и меньше внимания обращают на оценки внутренних проблем России со стороны американцев, ОБСЕ и прочих внешних структур. А уж к 2008 году! Между тем понять, какие внешнеполитические проблемы стоят перед Россией и как на их фоне выглядят, в частности, проблемы наших отношений с Японией, на мой взгляд, важно.

Первое. Россия будет стремиться продолжать наращивать свой суверенитет. И все, что будет препятствовать этому, будет отсекаться.

Второе. Россия, безусловно, будет создавать в рамках ШОС, ЕврАзЭС, других организаций свою "солнечную систему", свою геополитическую галактику, то есть некую союзную организацию на постсоветском пространстве. Это для нее сейчас один из главных внешнеполитических приоритетов. Как будут относиться к России ее потенциальные союзники, если она в этот момент будет отдавать какие-то части своей и без того уже урезанной территории? Очевидно, это две взаимоисключающие стратегии.

Третье. Перед Россией стоит проблема, о которой в неявной форме сказал Путин: проблема восстановления единства русской нации. А решение этой проблемы исключает какие-либо компромиссы по территориальному вопросу.

Четвертое, относительно Сибири, Курил и наших северных территорий. Проблема юрисдикции России над Сибирью, безусловно, стоит. Она очень остра и не все здесь предсказуемо. Я выступаю за самое глубокое стратегическое сотрудничество России и с Японией, и с объединенной Кореей. Но если кто-то попытается убедить меня, что передачей двух или четырех островов Россия гарантирует себе сохранение Сибири, то я в это просто не поверю. Наоборот. Передача островов будет означать, что Россия и от Сибири готова отказаться. Не сейчас, так через пару десятков лет.

И последнее. Сегодня в России все чаще смотрят на внутриполитическую конструкцию Японии, считая, что многолетнее доминирование Либерально-демократической партии - та модель, которая, возможно, подойдет и для российской партийной системы. Вот здесь многое можно было бы обсудить.



Виталий ТРЕТЬЯКОВ

Главный редактор газеты "Московские новости"



http://www.fondedin.ru/

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован