17 октября 2005
2425

Виталий Третьяков: `Сейчас объективно начался процесс интеграции постстветского пространства`

Выступление Виталия Третьякова, главного редактора журнала "Политический класс" на открытии II Европейского Форума.

Для меня очень важно участие в этом разговоре, он мне очень интересен и очень важен. В самом начале своей жизни этот Форум, может быть, те, кто его создавал, и преследовали какие-то сугубо прагматические цели, но даже в этом смысле на объективно взрыхленную почву эти зерна пали. Совершенно очевидно, что все постстветское пространство пережило целую серию кризисов после распада Советского Союза, распада этого единства, перешагнуло через целую серию, связанных с присоединением к тем или иным интегративным структурам на территории земного шара. И сейчас объективно начался процесс новой интеграции постстветского пространства или, что исторически точнее, пространство обширнейшей российской цивилизации, где под словом "Россия" подразумеваются, естественно, не только русские и не только собственно Россия, и уж тем более не только РФ. Это объективный, повторяю, процесс, каждый в нем неизбежно будет участвовать, другое дело, кто-то будет сопротивляться этим процессам, выбирать какой-то свой ход плавания внутри этого общего процесса, но все вместе это, безусловно, началось.

Лично меня это радует, я всегда считал, что так и будет, я считал, что это пространство рано или поздно вновь интегрируется. Вопрос в том, насколько сознательно и целенаправленно мы будем всем этим заниматься. Естественно, в этом случае должны быть исключены с чьей-либо стороны, да это и нереально, какие-то даже попытки силового воздействия на этот процесс. Естественно, Россия как центр данной системы, объективный центр, нравится это кому-то или не нравится, должна здесь проявлять инициативу, причем не скрытую , как это часто бывает, а вполне открытую, публичную, провозглашенную. И мне кажется, собственно, суть моего выступления: четыре-пять тезисов, которые относятся в первую очередь к публичной дипломатии Российской Федерации, которые должны быть оглашены первыми лицами российского государства, заявлены в открытую как цель и программа действия на ближайшие 10-15 лет России в рамках этого объективно идущего процесса, как субъективная российская составляющая этого процесса.

Я не буду говорить о том, насколько важен этот процесс для того, что вообще происходит в мире, столкновение цивилизаций, конфликт цивилизаций, где находится Россия. Предшествующий оратор сказал, что термин "Евровосток" вроде бы отражает пограничное состояние нашей территории. Это очень плохое состояние, когда ты находишься на границе. И я бы сказал, что есть тенденции к тому, что нас все хотят оставить на этой границе, что кто-то будет с кем-то бороться, естественно, желательно не в своих столицах, даже не на своих территориях, а вот на этих приграничных территориях. И вот если мы не реинтегрируемся по-новому, то нас и будут воспринимать как буферную или приграничную территорию Европы или исламского мира, или восточного мира, как угодно называйте. И все войны и конфликты ближайшего времени, а они, безусловно, будут, они будут происходить на нашей территории, а не на территории тех оппонирующих, конкурирующих, а часто, к сожалению, даже воюющих стран. В частности, для собственной безопасности мы должны из приграничного по отношению к кому-либо состояния стать тем, чем мы и должны стать и всегда являлись, самостоятельным мощным субъектом мировой цивилизации и мировой политики.

Россия, на мой взгляд, должна провозгласить то, что такая структура, как Содружество Независимых Государств, приближается к завершению своей исторической миссии и в течение ближайших 50-ти лет эта миссия будет окончательно завершена, и Россия в связи с этим намерена через 5-10 лет - можно установить какую-то специально подсчитанную дату - создаст новое союзное государство, новый межгосударственный союз. Я сейчас не говорю о конкретных формулах, и к моменту создания этого союзного образования Россия выйдет из Содружества Независимых Государств, либо предложит остальным его участникам закрыть эту замечательную, но отслужившую свое организацию. Россия должна предложить двум другим мощным евро-атлантическим межгосударственным образованиям, а именно Соединенным Штатам Америки со всеми их протекторатами и Соединенным Штатам Европы под неправильным названием Евросоюз, я говорил об этом на прошлой встрече, это они узурпировали слово "Европа" в своем названии, мы не меньше Европа, а по отношению к некоторым мелким странам мы даже больше Европа, чем они, но так уже получилось. Так вот, Соединенным Штатам Европы, точнее говоря, Западной и Центральной Европы и Соединенным Штатам Америки Россия предлагает сотрудничество в рамках единой евро-атлантической цивилизации этих трех главных субъектов, самостоятельных, конкурирующих, но дружественных в рамках этой цивилизации.

Далее, третий пункт: российское руководство должно наконец-то публично поставить вопрос о том, что русская нация, сейчас я говорю конкретно о русских, с 91-го года является самой крупной разделенной нацией в Европе и одной из самых крупных разделенных наций в мире. Наверное, еще, может быть, две-три найдутся такие. Этот вопрос реальный, его никто не придумал, этот вопрос не спекулятивный. Естественно, русская нация, как и все остальные разделенные нации, будет стремиться к своему воссоединению. Немцы стремились к своему воссоединению, мы называли это реваншизмом, но в конечном итоге мы помогли им воссоединиться. Мы не приобрели от этого ничего плохого, больше проблем, кстати, у самих немцев возникло в связи с этим воссоединением, а вот мы чувствуем себя вполне комфортно оттого, что немцы воссоединились, проблем это нам больших не создает. По какой формуле будет происходить это воссоединение, это отдельный вопрос, но это есть стратегическая цель российской политики, просто она не может не стоять, и она должна быть публично и открыто провозглашена.

Следующий пункт состоит в том, что нужно признать некоторые реалии, которые существуют на постсоветском пространстве, а именно существование так называемых непризнанных государств. В первую очередь, если говорить применительно к России, это касается территорий, естественно, Южной Осетии и Абхазии по той простой причине, есть еще два государства, но эти две территории, вернее, их народы отчетливо заявили о своем стремлении вступить в состав России. Россия не может игнорировать публично эти просьбы постоянно, и она не может не признавать реальности. Другое дело, по какой формуле решать эту проблему. Я предлагаю: если оба народа еще раз подтвердят демократическим путем, что они желают вступить в состав Российской Федерации, а новое интеграционное образование до того не образуется, куда они могли бы вступить на отдельных основаниях, то Россия принимает эти народы в свой состав, и несмотря на многие правовые и прочие условности, выкупает у Грузии или арендует на 150-200 лет территории, которые де-юре сейчас принадлежат Грузии, а фактически ей не контролируются.

Кстати, осетинский народ тоже является разделенным, хотя и не таким большим, как русский . Я бы на этом закончил, есть еще ряд других пунктов, не менее важных, но детализирующих данную систему. Судя по оживлению в зале, последние мои слова вызвали некоторый интерес. Понятно, когда говоришь просто о том, что русский народ должен воссоединиться, как воссоединяются все остальные народы, это, в общем-то, мало волнует. Во-первых, это реваншизм, это неоимпериализм, это русский национализм, это фантастика, это утопия, этого никогда не будет, этого никто не позволит и так далее - вот такая абстрактная: Когда говорить о конкретных вещах, касающихся других людей, и предлагаешь конструктивные меры, то реакция почему-то наступает другая. Тут все равны в этих проблемах, интеграционные процессы объективно и, безусловно, идут. Мы просто видим, как все оживилось на этом пространстве. Да, это не всем нравится. Когда весной этого года Владимир Путин осмелился сказать, что распад Советского Союза был крупнейшей цивилизационной трагедией XX века, то со всех сторон, в том числе и внутри России, на него набросились: как ты посмел сказать, что распад Советского Союза - это трагедия? Полный нонсенс, я уж не говорю, что президенту великой державы, свободной страны запрещают что-либо говорить об истории своей собственной страны, но сущностная реакция. Можно к этому относиться плохо, с опаской, как угодно, но, как говорил другой президент нашей страны, не столь удачный, к сожалению, процесс действительно пошел, здесь эти слова очень уместны. И можно сопротивляться ему, что будет стратегически бесперспективно, можно мешать ему, ну значит, такую ты выбрал свою позицию, а можно сознательно вести его в конструктивном русле для блага всех народов, которые входили и добровольно еще раз войдут в эту цивилизационную единицу.

17.10.2005
Источник: www.europeforum.info
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован