Эксклюзив
11 июля 2013
6793

Виталий Воробьев, Андрей Иванов: Линия Пекина в урегулировании проблем в бассейне Южно-Китайского моря / The Policy of Beijing towards Problems in the South China Sea Basin

В.Я. Воробьев, А.В. Иванов

Статья посвящена политике КНР в сфере урегулирования проблем в бассейне Южно-Китайского моря (ЮКМ). Еще недавно конфликтная ситуация в этом регионе понималась как столкновение позиций Китая и ряда стран Юго-Восточной Азии - членов АСЕАН относительно прав на владение несколькими группами необитаемых островов, рифов и отмелей, разбросанных по всему пространству ЮКМ, а также пределов их исключительных экономических зон и континентального шельфа. Однако сейчас оппоненты КНР в споре за острова ЮКМ, которые ранее вели переговоры с Пекином в двустороннем формате, предприняли первый шаг в направлении интернационализации дискуссии. При этом Китай четко продолжает придерживаться тактики ведения переговоров со своими оппонентами в споре за острова в ЮКМ строго на двусторонней основе, стараясь через каждого конкретного партнера доводить свою позицию до всех вовлеченных в спор членов АСЕАН. Очевидное нежелание Пекина предпринять реальные шаги для ускорения принятия Кодекса поведения, видимо, можно объяснить опасениями, что документ будет использован странами АСЕАН для оказания коллективного давления на Китай и ограничения его деятельности в регионе. Проводимая КНР в последнее время политика в ЮКМ привела к обострению отношений со странами региона и подтолкнула некоторые из них, в частности Филиппины и Вьетнам, на активизацию оборонного сотрудничества с США. Россия, будучи по своему географическому положению тихоокеанской державой, реально заинтересована в том, чтобы существующие в зоне Тихого океана трения, включая территориальные споры в ЮКМ, не принимали конфронтационный характер, тем более не перерастали в силовые акции. Отдаленность России в морских милях от района ЮКМ не может и не должна восприниматься как отстраненность России от того, что в нем происходит и как там могут развиваться события.

Ситуация в Южно-Китайском море (ЮКМ) в последнее время обострилась, хотя за опасную грань никто не заступает. Наблюдается заметное расширение спектра интерпретаций того, что имеет место в ЮКМ. Еще недавно конфликтная ситуация понималась как столкновение позиций Китая и ряда стран Юго-Восточной Азии - членов АСЕАН (Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Бруней, отчасти Индонезия) относительно прав на владение несколькими группами необитаемых островов, рифов и отмелей, разбросанных по всему

пространству ЮКМ, а также пределов их исключительных экономических зон и континентального шельфа. Претензии подобного рода высказывает также Тайвань. Проблематика ЮКМ в некоторых аспектах выплескивается за узкорегиональные рамки. Реально действующих лиц на сегодня оказывается заметно больше, чем непосредственных участников территориальных споров.

Прежде всего, сами споры, идущие в основном вокруг двух больших групп островов - Парасельских и Спратли (общепринятые названия), являются сложносоставными. Имеет место перекрещивающееся наложение притязаний. Одну и ту же территорию называют своей одновременно и Китай, и (в разных сочетаниях) перечисленные выше страны, которые к тому же находятся в несогласии между собой по тем же самым островным землям. Структуры АСЕАН дают возможность умеривать вспышки или купировать их через внутренние политические процедуры. Своеобразным тормозом для спорящих стран Юго-Восточной Азии выступает то, что они вроде бы вместе вынуждены противостоять Китаю в территориальных аспектах проблематики ЮКМ.

АСЕАН в этом случае используется как коллективное прикрытие для них, позволяющее формировать некую общепринципиальную платформу визави объективно нависающего давления со стороны Китая. В то же время китайский предлог служит "патриотичной" ссылкой для объяснения растущих затрат и усилий с целью увеличения и совершенствования собственных военных потенциалов, которые ни при каких усилиях не в состоянии уравновесить китайский потенциал. Таким образом, пускает корни тенденция милитаризации мышления, которая способна быстро подмять под себя все остальное.

Китай предъявляет свои "исторические козыри". Он утверждает, что в анналах древних императорских династий острова в ЮКМ не только упоминаются еще две тысячи лет тому назад, но уже тогда им были даны китайские названия, сохранившиеся и поныне. В Китае ходят карты с показом давно принятых в стране представлений о территориальном наполнении китайского государства в периоды сменявших друг друга династий. Сухопутные имперские границы на них получают разные начертания - так, если в эпоху Юань (XIII-XIV вв.) Восточная Сибирь вплоть до арктического и тихоокеанского побережий включается в состав Китая, то затем пределы империи оказываются значительно южнее и западнее, на линии чуть севернее озера Байкал. Но начиная с первой династии Цинь (III в. до н.э.), практически вся акватория ЮКМ последовательно и неизменно показывается китайской. В точности так, как это выглядит на современных официальных картах КНР, а именно не сплошной линией, принятой для обозначения государственной границы, а в виде прерывистой "линии девяти пунктиров".

Конечно, карты "древних владений" в их нынешнем виде являются во многом умозрительным продуктом гораздо более поздних времен, чем периодов существования упоминаемых династий. Однако по китайским меркам они обрели статус аутентичного исторического свидетельства, почти официального документа. Судя по всему, именно такого рода "исторические" карты были переданы в ООН в 1947 г. гоминьдановским правительством в обоснование известной сейчас всем китайской позиции относительно принадлежности островов и морской акватории в ЮКМ. Таким образом, сущность современной линии Пекина в данном вопросе - это не столько проявление или следствие политики быстрого "возвышения" и укрепления мощи Китая в последние три десятилетия. Скорее следует вести речь о преемственности и устойчивости в китайском социуме исторических стереотипов, невзирая на смену эпох и природы властных структур.

Бросающейся в глаза особенностью споров между Китаем и рядом юго-восточных стран вокруг островов в ЮКМ является то, что в них не фигурируют договорные акты, которые могли бы недвусмысленно подтвердить территориальные амбиции любого из участников или свидетельствовать о том, что кто-то нарушает или не считается с правоустанавливающими документами по данной тематике. Получается, что все играют на достаточно зыбком поле "исторических" ссылок и туманных прецедентов, трактуемых каждым в свою пользу. Обладая самыми длительными письменными хроникальными источниками и непрерывностью суверенной истории, Китай здесь заведомо располагает преимуществом. Другое дело, что при территориальных спорах, экскурсы в историю имеют главным образом эмоционально-мобилизующую нагрузку. Для международно-правового решения они носят факультативный, вспомогательный характер, уступая, в конечном счете, приоритет соображениям политической целесообразности, а бывает, и конъюнктуры. Главное во всем этом, чтобы битва "исторических памятей" не оборачивалась реальными сражениями, что, к сожалению, не всегда получается.

С момента принятия в феврале 1992 г. Всекитайским собранием народных представителей "Закона о территориальных водах и прилегающих к ним районах", по которому Парасельские острова и острова Спратли были объявлены неотъемлемой частью территории КНР, то есть в последние 20 лет ситуация вокруг спорных территорий в зоне ЮКМ претерпевала определенные изменения. Оппоненты КНР в споре за острова ЮКМ, которые ранее вели переговоры с Пекином в двустороннем формате, предприняли первый шаг в направлении интернационализации дискуссии. Им стало принятие в 1992 г. министрами иностранных дел АСЕАН Манильской декларации по архипелагу Спратли. Документ призвал вовлеченные в спор стороны к сдержанности в словах и действиях и к участию в совместном развитии региона при отказе от посягательств на суверенитет других сторон.


Воробьев Виталий Яковлевич - старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО(У) МИД России;

Иванов Андрей Владимирович - ведущий научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС ИМИ МГИМО(У) МИД России.



Источники и литература

2002 DECLARATION ON THE CONDUCT OF PARTIES IN THE SOUTH CHINA SEA, Adopted by the Foreign Ministers of ASEAN and the People`s Republic of China at the 8th ASEAN Summit in Phnom Penh, Cambodia on 4 November 2002, [http://www.aseansec.org/13163.htm]

АСЕАН и проблемы Южно-Китайского моря. сhttp://vnsea.net/tabid/136/ArticleID/708/language/vi-VN/Default.aspx?returnUrl=/tabid/136/FilterTypeID/False/FilterDate/2012-10-21/currentpage/4/language/vi-VN/Default.aspx

Канаев Е. Южно-Китайское море - пороховая бочка Азии? РСМД 01.11.2012

http://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/?id_4=211

Региональный кодекс поведения в ЮКМ. http://vnsea.net/tabid/135/ArticleID/552/language/vi-VN/Default.aspx

Южно-Китайское море - это не парк развлечений без правил, сайт "Жэньминь жибао", http://russian.people.com.cn/95181/7798430.html

Шесть принципов АСЕАН соответствуют политике КНР по урегулированию проблемы Южно-Китайского моря. Сайт "Жэньминь жибао", http://russian.people.com.cn/31520/7883420.html

Ху Цзиньтао: позиция Китая по Южно-Китайскому морю является неизменной и четкой, сайт "Жэньминь жибао", http://russian.people.com.cn/31521/7585391.html#

Позиция Китая по вопросам Южно-Китайского моря является неизменной и ясной - Ян Цзечи, http://russian.china.org.cn/news/txt/2012-09/05/content_26439038.htm

Вэнь Цзябао о региональной ситуации и позиции Китая по вопросу Южно-Китайского моря, http://www.cntv.ru/2012/11/21/ARTI1353463431953498.shtml

Who are the real troublemakers in the South China Sea? Dr. Wu Shicun, 2012-11-9, Globaltimes.cn http://www.nanhai.org.cn/en/cg_detail.asp?newsid=4168&lm=cg

Региональный Кодекс поведения в ЮКМ. http://vnsea.net/tabid/135/ArticleID/552/language/vi-VN/Default.aspx

Китай с нового года будет досматривать иностранные суда в Южно-Китайском море, Голос России, 29.11.2012 http://rus.ruvr.ru/2012_11_29/Kitaj-s-novogo-goda-budet-dosmatrivat-inostrannie-suda-v-JUzhno-Kitajskom-more/

Полный текст статьи В.Я. Воробьева и А.В. Иванова см.: vestnik@mgimo.ru




The Policy of Beijing towards Problems in the South China Sea Basin.

V.Ya. Vorobyev, A.V. Ivanov

Abstract: The article is devoted to the politics of China in resolving the problems in the basin of the South China Sea. Not that long ago, the conflict in the region was understood as a clash between China and several countries in South-East Asia, the members of ASEAN (Philippines, Vietnam, Malaysia, Brunei, Indonesia in part), upon the right to own more than one group of uninhabited islands, reefs and shoals scattered throughout the South China Sea, and the limits of their exclusive economic zones and continental shelf. Now, however, opponents of China in the dispute over the islands, who had previously been negotiating with Beijing on a bilateral basis, have taken the first step towards the internationalization of the debate. Meanwhile, China continues to maintain a clear negotiating tactic with its opponents in the dispute over the islands on a strictly bilateral basis, trying to bring its position to all ASEAN members involved in the dispute through each individual partner. Beijing`s apparent unwillingness to take real steps to speed up the adoption of the Code of Conduct can probably be explained by the fear that the Code will be used by ASEAN countries to provide collective pressure on China and limit its activities in the region. The policy which was carried out in the South China Sea by China recently has led to strained relations with the countries of the region and prompted some of them, in particular, the Philippines and Vietnam to intensify defense cooperation with the United States. Being connected both to Europe and the Pacific Ocean by its geographical position, Russia would prefer the territorial disputes in the South China Sea not to grow into a confrontation, especially not to be developed into military actions. The fact that in terms of nautical miles Russia is fairly remoted from the South China Sea does not mean it is detached from the situation in the region and its possible outcomes.

Keywords: South China Sea, China, territorial disputes, the internationalization of the debate, the Code of Conduct in the South China Sea, defense cooperation, the United States

Vorobyov Vitaly Yakovlevich - senior research staff at the Center for Eastern Asia and Shanghai Organization for Cooperation research at the MGIMO - University

Ivanov Andrei Vladimirovich - leading research staff at the Center for Eastern Asia and Shanghai Organization for Cooperation research at the MGIMO - University

Sources and Literature

2002 DECLARATION ON THE CONDUCT OF PARTIES IN THE SOUTH CHINA SEA, Adopted by the Foreign Ministers of ASEAN and the People`s Republic of China at the 8th ASEAN Summit in Phnom Penh, Cambodia on 4 November 2002, [http://www.aseansec.org/13163.htm]

АСЕАН и проблемы Южно-Китайского моря. сhttp://vnsea.net/tabid/136/ArticleID/708/language/vi-VN/Default.aspx?returnUrl=/tabid/136/FilterTypeID/False/FilterDate/2012-10-21/currentpage/4/language/vi-VN/Default.aspx

Канаев Е. Южно-Китайское море - пороховая бочка Азии? РСМД 01.11.2012. http://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/?id_4=211

Региональный кодекс поведения в ЮКМ. http://vnsea.net/tabid/135/ArticleID/552/language/vi-VN/Default.aspx

Южно-Китайское море - это не парк развлечений без правил, сайт "Жэньминь жибао", http://russian.people.com.cn/95181/7798430.html

Шесть принципов АСЕАН соответствуют политике КНР по урегулированию проблемы Южно-Китайского моря. Сайт "Жэньминь жибао", http://russian.people.com.cn/31520/7883420.html

Ху Цзиньтао. Позиция Китая по Южно-Китайскому морю является неизменной и четкой. Сайт "Жэньминь жибао", http://russian.people.com.cn/31521/7585391.html#

Позиция Китая по вопросам Южно-Китайского моря является неизменной и ясной. Ян Цзечи: http://russian.china.org.cn/news/txt/2012-09/05/content_26439038.htm

Вэнь Цзябао. О региональной ситуации и позиции Китая по вопросу Южно-Китайскогоморя.

http://www.cntv.ru/2012/11/21/ARTI1353463431953498.shtml

Who are the real troublemakers in the South China Sea? Dr. Wu Shicun, 2012-11-9, Globaltimes.cn http://www.nanhai.org.cn/en/cg_detail.asp?newsid=4168&lm=cg

Региональный кодекс поведения в ЮКМ. http://vnsea.net/tabid/135/ArticleID/552/language/vi-VN/Default.aspx

Китай с нового года будет досматривать иностранные суда в Южно-Китайском море, Голос России, 29.11.2012 http://rus.ruvr.ru/2012_11_29/Kitaj-s-novogo-goda-budet-dosmatrivat-inostrannie-suda-v-JUzhno-Kitajskom-more/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован