06 октября 2004
483

Виталий Вульф: `Не надо мне указывать!`

Main 300100
`ТЕЛЕВИДЕНИЕ для меня - это не театро- и не киноведение. Это драма жизни`, - говорит Виталий ВУЛЬФ. Его программе `Серебряный шар` на днях исполнилось 10 лет.

Парики Дорониной
- КОГДА работаешь над программой, личные впечатления всегда играют очень большую роль... Я сделал передачу о Жене Евстигнееве, и довольно строгий критик Вера Максимова позвонила мне: `Смотрела передачу не отрываясь`. Я подумал: `А как могло быть иначе, если я Женю близко знал, являлся доверенным лицом Волчек во время их с Евстигнеевым бракоразводного процесса?` (Я - юрист по образованию.) Я представлял интересы Анастасии Вертинской на суде с Никитой Михалковым, когда они разводились. Никита тогда был худенький, тоненький мальчик. У меня до сих пор хранится свидетельство об их разводе - не знаю, почему Настя не взяла его...

Иногда получались программы очень шумные, я бы сказал даже - скандальные. Например, `Серебряный шар` о Татьяне Дорониной. Мы очень дружили в конце 70-х годов. Я приходил к ней домой вечерами. К тому времени она уже разводилась с актером Борисом Химичевым, а с Радзинским, ее предыдущим мужем, поддерживала очень добрые отношения...

Я знаю Доронину очень близко, был свидетелем поразительных сюжетов. Например, Татьяна Васильевна очень любит парики. На генеральной репетиции `Кошки на раскаленной крыше` Гончаров потребовал, чтобы Доронина сняла парик. Она ушла за кулисы, надела другой парик, с волосами покороче. В итоге Гончаров устал кричать... Доронина вышла совсем в маленьком паричке, с короткой челкой. Но это все равно был парик... Гончаров сказал, что не придет на премьеру, - и сделал это. А на премьеру приехал Горбачев с Раисой Максимовной. Тогда он еще не был президентом, но было понятно, что это будет очень крупная политическая фигура. После спектакля мы с Аллой Демидовой зашли в уборную к Дорониной. Увидев Демидову, Татьяна Васильевна сразу нахохлилась, сжалась и встретила Аллу довольно недружелюбно. И Алла быстро ушла. Потом в гримерку вбежал директор: `Татьяна Васильевна, вас хочет видеть Горбачев`. Доронина высокомерно сказала: `Пусть он сам придет сюда`. Но тот, конечно, не зашел, передал цветы и уехал...

`Лапуль, идем!`
ПОМНЮ, как делал передачу об Олеге Ефремове. Я сказал, что Ефремова предавали люди, но и он, к сожалению, тоже предавал. Только `Серебряный шар` закончился, раздался звонок. Это был Олег. Редкое дело, чтобы он сам позвонил. Сказал: `Ну что ж, старик, может быть, и так можно на меня посмотреть`.

Помню, как мы в первый раз пошли в американское посольство. Я, весь дрожащий, достал приглашение, паспорт. А он гэбэшникам, которые стояли у входа под видом милиционеров, сказал: `Что вы так долго проверяете паспорта? Это я, Олег Ефремов, успокойтесь. А это - мои люди`. И махнул мне рукой: `Лапуль, идем!` Когда Олег был в дружеском расположении, он называл близких ему людей лапулей. Мы сидели в кабинете у советника по культуре США господина Бенсона. Я страшно волновался. А Ефремов выпил немножко, разгулялся, все хохотали, время - второй час ночи... Я говорю: `Олег, нам надо идти!` А он разошелся: `Лапуль, успокойся, нас выпустят в Америку, даже если мы скажем что-нибудь антисоветское`. А там - я же понимаю - все подслушивается... Олег держался всегда предельно свободно.

Никогда, конечно, я не забуду, как вел себя Олег, когда у меня умерла мама. 29 декабря 1974 года. Была премьера спектакля `Медная бабушка` Зорина во МХАТе. В антракте мне сказали: нужно ехать домой. В квартире - масса народа. Мамы уже в живых не было. Я впал в такую отчаянную истерику... Всех выгнал и остался один. Лег на узкую тахту, и мертвая мама была рядом - на своем диване-кровати. Прошло несколько часов. Я слышал, что в дверь звонили, но никому не открывал. И вдруг почувствовал, что подул ветер: кто-то взломал в кухне оконную раму. Это был Олег. Он залез через окно и провел со мной ночь. Я этого не забуду никогда.

Сегодня ученики Олега, к сожалению, позволяют бросать в него камни. Он умер всего 4 года назад. Во МХАТе остался один его спектакль. В `Современнике` на афише до сих пор не написано: `Основатель театра - Олег Ефремов`. Олег создал театр `Современник`, замечательных актеров. Ни Табаков, ни Волчек, ни Кваша, ни Толмачева, ни Дорошина никогда бы не состоялись без него. Один Евстигнеев - исключение. Это был великий актер от Бога...

Я снял 102 программы на Первом канале, 15 - на Втором... Если нет судьбы, биографии, я не зажгусь, мне неинтересно. Когда делаешь программу о мертвых, ты очень свободен. А в передачах о живых нужно учитывать: хотят они, чтобы это было в эфире, или нет. Недавно разговаривал с одной известной актрисой `Современника`. Она мне сразу стала говорить: `Этого бы я не хотела в программе, зачем вспоминать мое детство`. Я повесил трубку и подумал: `А мне уже не хочется ничего делать`. Сам понимаю, что можно, а что - нет. Я слишком много прожил. И указывать мне не надо.




Ольга ШАБЛИНСКАЯ

Фото Валерия ПЛОТНИКОВА

1997-2004 ЗАО `Аргументы и Факты`http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован