10 ноября 2006
4618

Витиник против Сысоева

Реформа электроэнергетики или увод муниципальной собственности?


На одной из последних сессий городской Думы разгорелся скандал. Стало известно, что мэр Борис Скрынников почти в секретной обстановке подписал постановление о реорганизации муниципального предприятия "Воронежгорэлектросеть". МУП стратегически важный. Снабжает электричеством областной центр. Что получается в итоге? Из МУПа выделяется 13 тыс. объектов и выводится в новое предприятие - ОАО "Воронежская сетевая компания" (ВСК). 99,9% акций нового АО передают "Горэлектросети", а оставшиеся 0,01% - никому не известному ООО "ВИК". Депутат Виктор ВИТИНИК посчитал, что таким образом небольшая группа лиц келейно выводит муниципальное хозяйство из городской собственности, и вызвал на поединок депутата гордумы Александра СЫСОЕВА, отстаивающего инициативу мэрии. Сысоев вызов принял.

Раунд 1. О ДЕЛЕ
Витиник: Реорганизация возможна только по согласованию с Думой. Порядок при реорганизации тоже определяется исключительно Думой. Имела место скрытая приватизация?
Сысоев: Давайте не смешивать понятия. Это не приватизация, а реорганизация. В рамках реформы энергетического комплекса президент подписал федеральный закон об особенностях функционирования энергетики в переходный период. Он вступил в силу 1 апреля 2006 года. Что он предписывает? С 1 января следующего года продажей и транспортировкой электроэнергии не может заниматься одна компания. А "Горэлектросеть" выполняла обе эти функции. Поэтому предприятие нужно было реорганизовывать, иначе это сделали бы антимонопольщики принудительно в начале следующего года. В связи с этим все действия, которые были совершены руководством городской администрации, директором "Горэлектросети" Аркадием Лариным, логичны, полезны и, на мой взгляд, ответственны. Точка.
Дальше. На базе "Горэлектросети" было создано ОАО, куда переведены сетевые активы МУПа. Этими активами, по закону об акционерных обществах, распоряжается собственник - МУП "Горэлектросеть", которому принадлежит 99,9% акций ВСК, - и директор предприятия. Им стал главный инженер МУПа Сергей Кравцов. Глава города будет согласовывать распоряжения по новому предприятию, а следовательно, и он тоже несет ответственность.
А знаете, какова была бы обратная ситуация, если бы реорганизации вовремя не произошло? Начались бы крики, визги, что никто ничего не сделал, что город в тупике, что неясности с продажей и транспортировкой электроэнергии и прочее, и прочее. Те, кто кричит сейчас, мне кажется, хочет, чтобы потом, после 1 января, антимонопольщики принудительно провели бы точно такое же разделение. Зато городская власть была бы дискредитирована.
Витиник: На протяжении последних пяти-шести месяцев гордума - кстати, по инициативе мэрии - обсуждала вопрос по "Горэлектросети". Четырежды депутаты рассматривали эту тему на сессиях, но поскольку варианта предложено так и не было, то депутаты дали свое заключение-предложение по поводу всех вариантов реформирования; предложили создать на базе "Горэлектросети" казенное предприятие, проголосовали за это решение, а теперь вдруг что? Мэрия все забыла! Все обсуждение и решения перечеркнула! Администрация неожиданно выходит с совершенно неизвестным Думе документом, в котором рождается новое акционерное общество. Это неправильно. Это нарушение законодательства и попрание мнения депутатов.
Ведущий (Андрей ДОЛЖЕНКОВ): То есть мэрия сама инициирует рассмотрение вопроса, участвует в обсуждении приватизации "Горэлектросети" и одновременно укрывает какие-то факты?
Витиник: Укрыла не какие-то факты, а вопрос полностью.
Ведущий: Понятно. Затихарилась целиком.
Витиник: Верно. А утром все проснулись - "Горэлектросети" нет.
Сысоев: Администрация не согласна с решением Думы о создании казенного предприятия и оспаривает его в суде. Вот мы сейчас с вами можем здесь советоваться, на ком вам, прошу прощения, жениться, но выбор все равно будет ваш и ответственность ваша. Я уважительно отношусь к Думе. Если б у нас был нормальный политический процесс, открытое публичное обсуждение любых тем, Дума была бы хорошим подспорьем администрации. А что у нас получалось с вопросом реорганизации "Горэлектросети"? Наступило 1 апреля. Вступил в силу закон. Нужно было что-то срочно делать. Депутаты говорят: давайте создадим казенное предприятие, давайте отдадим пакет его акций областной администрации в ее проект по созданию единой электросетевой компании и так далее. Все говорят, а дело стоит. И в результате с "Горэлектросетью" назрела ситуация, которая мне анекдот напоминает. Уличный анекдот. Спрашивают: - Почему нельзя овладеть женщиной на Красной площади? - Потому что советами замучают.
Витиник: Хорошо. Тогда почему администрация пришла в Думу советоваться, продлевать ли ей договор аренды с ООО "Новогор-Воронеж" на имущество "Теплосети"? По этому вопросу согласования Думы не требуется. А мэрия обратилась. В вопросе "Горэлектросети", наоборот, решила не советоваться.
Сысоев: Здесь нельзя проводить аналогию. Дума как раз сама еще при Ковалеве (Александр Ковалев, бывший мэр Воронежа - "DF") взяла на себя обязанность визировать решения мэрии о передаче в аренду муниципальных активов. Продление договора с "Новогором" - это обязательная тема для вынесения на Думу. Это компетенция депутатов, а не мэрии.
Витиник: Ладно, я другой вопрос задам. Он мог быть задан, впрочем, любому члену совета директоров нового ОАО "ВСК", их же сейчас пятеро директоров, как мы знаем...
Сысоев: Я не знаю.
Витиник: Странно. Вы же являетесь членом совета директоров.
Сысоев: Я никаких заявлений не писал.
Витиник: Ну, вот узнали теперь от меня. На сессии называли всех директоров. Вы, наверное, выходили из зала на этом вопросе. А спросить я хочу, с какого времени вы стали заниматься вопросами "Горэлектросети"?
Сысоев: Я начал проблемой приватизации заниматься, чтобы не соврать, с 95-го года.
Витиник: Нет, именно в создании ОАО "ВСК" когда вы стали принимать участие?
Сысоев: Я принимал участие в подготовке юридических схем по реорганизации с 1 апреля. Рассмотрел подробно три варианта реформирования.
Витиник: Вы работали с администрацией, я так понимаю...
Сысоев: Я начал заниматься вопросом самостоятельно. Вынужден был. Потому что никто ничего не предлагал. И вы в том числе, Виктор Алексеевич.
Витиник: А создание ОАО в ваших трех вариантах было?
Ведущий: Виктор Алексеевич, мне кажется, в ваших вопросах есть какая-то подоплека.
Витиник: Александр Владимирович попал в списки членов совета директоров. Это серьезный орган управления ОАО. И я так понимаю, туда просто так не попадают.
Сысоев: Значит, меня так оценили.
Витиник: И все-таки я не услышал ответ. Уточните, было ли в ваших вариантах создание ОАО и с какого времени Вы работаете над темой?
Ведущий: И третий раз старик закинул невод... Виктор Алексеевич, видимо, хочет спросить, сколько вы денег потратили на вхождение в совет директоров.
Сысоев: Денег нисколько. Только время. А участие в совете директоров является безвозмездным, то есть тебе не платят денег.
Ведущий: Ну, наконец-то. Без денег. Виктор Алексеевич, Александру Владимировичу денег не заплатят. Первый раунд закончен, господа.

Раунд 2. О ЛИЧНОСТЯХ
Ведущий: Предлагаю участникам поединка задать друг другу уточняющие вопросы. В этом раунде могут участвовать и зрители.
Витиник: Александр Владимирович, а как вы прокомментируете появление в числе акционеров "ВСК" неизвестной компании ООО "ВИК"?
Сысоев: Это требование закона об акционерных обществах. В учредителях ОАО должно быть два юридических лица.
Витиник: А что это вообще за компания такая?
Сысоев: Я не знаю учредителей ООО "ВИК". В любом случае, с долей в 0,01% эта компания никакого значения в принятии решений не имеет.
Витиник: Компания зарегистрирована только этой осенью. Зарегистрирована по домашнему адресу, что, кстати, запрещено законодательством. Саша, вы можете мне что-либо прояснить про это ООО?
Сысоев: А вы хотите в учредителях "ВСК" свою компанию увидеть? Так надо было это и сказать. Про компанию "ВИК" я ничего не знаю. Внесением ее в учредители "ВСК" было выполнено законодательство, о котором я говорил выше. Эта компания выразила желание, ее включили в состав акционеров.
Витиник: Я не верю, что у нас не нашлось других желающих. Таких, которые серьезно занимаются энергетикой. Я думаю, если бы мы обратились сегодня в "Воронежэнерго", пусть и с долей в 0,01%, они согласились бы войти в состав акционеров.
Ведущий: Насколько я понимаю Виктора Алексеевича, серьезных энергетиков нет ни в составе акционеров, ни в составе совета директоров?
Сысоев: В совете директоров есть Сергей Кравцов, главный инженер "Горэлектросети".
Витиник: Хоть одного засветили. И то, я думаю, он туда случайно попал.
Сысоев: Попал он, конечно, не случайно. Исходили как раз из того, что нужен опытный специалист, знающий хозяйство "Горэлектросети".
Вопрос из зала: А Аркадий Ларин (председатель совета директоров "ВСК", директор "Горэлектросети" - "DF"), как вы считаете, человек случайный в энергетике? Вроде бы игровой бизнес...
Сысоев: Про игровой бизнес нужно говорить с доказательствами. Вопрос в кривых усмешках о Ларине я не принимаю по определению.
Ведущий: В любом случае, исходя из логики бизнеса, такое предприятие, как "Горэлектросеть", уместно доверить тому человеку, у которого есть опыт энергетической или серьезной организаторской работы.
Сысоев: Ларин имеет опыт работы в Думе предыдущего созыва в качестве руководителя комиссии по муниципальной собственности. До этого он имел опыт успешной работы в бизнесе. Мы с ним занимались бизнесом ну где-то с 94 - 95-го годов. Я знаю его как хорошего предпринимателя, с очень хорошей предпринимательской идеей.
Ведущий: У кого-то есть опыт управления ларьком, у кого-то - РАО "ЕЭС"...
Сысоев: А дети все рождаются из одного места. Знаете, те, кто начинал бизнес при сломе культуры в 92-м году, они заслуживают уважения. Вот об этом я сейчас и говорю. Честно говоря, ни одного вопроса по существу я от соперника не услышал. Ограничусь, в свою очередь, двумя по существу. Виктор Алексеевич, вы-то сами серьезный человек?
Витиник: Серьезный. А вы сомневаетесь в этом?
Сысоев: Я сомневаюсь. А Ларин, получается, несерьезный, потому что у него глаза черные, а у вас серые?
Витиник: Давайте глаза не обсуждать...
Сысоев: И второй вопрос. А вы-то сами хотели бы принять участие в реформировании энергетического хозяйства города Воронежа?
Витиник: Для того чтобы я ответил на этот вопрос, я должен очень глубоко подумать - чем могу быть полезен.
Сысоев: Так вы хотите или не хотите?
Витиник: Смотря в каких вопросах, Александр Владимирович. В экономических - пожалуйста, в финансовых - пожалуйста. А если я ничего не понимаю в энергетическом хозяйстве - что я вам могу насоветовать?
Сысоев: Тогда я просто хочу понять...
Витиник: Александр Владимирович, мне хватает работы...
Сысоев: (улыбаясь) Ну, теперь я хотя бы понимаю, что на вас не стоит рассчитывать в этом проблемном вопросе.
Ведущий: Александр Владимирович, вы полагаете, что Виктор Алексеевич недостаточно активно вел себя в процессе обсуждения реформы?
Сысоев: Нет-нет. Я просто спросил. Если бы хотел заниматься, так пусть присоединяется, если нет - так нет.
Ведущий: А что если хотел бы?
Сысоев: Вот смотрите. Кроме намеков "это кому-то надо", от соперника ничего детально не прозвучало. А давайте я назову последствия той ситуации, если бы реорганизации не произошло, и задам вопрос. Во-первых, невозможно было бы получить статус гарантированного поставщика услуг населению, в связи с чем с 1 января мы не могли бы осуществлять эту функцию, и город остался бы без электроэнергии. Во-вторых, нельзя было бы участвовать в установлении тарифов. Получаем коллапс. Вы, Виктор Алексеевич, этого добиваетесь?
Витиник: Статус гарантированного поставщика получили бы автоматически и ООО, и казенное предприятие. Тарифов вы никаких не получите, потому что незаконно произвели разделение имущества, не провели экспертизу.
Сысоев: Автоматически получили бы статус? При разделении функций на сетевую и сбытовую статус гарантированного поставщика не дается автоматически. Я сейчас слышу вопросы, которые бестолково подвешиваются в воздух. О нецелесообразности ОАО, об угрозе банкротства, о неверной оценке имущества. Так давайте переоценим его сейчас еще раз. Выпустим дополнительную эмиссию акций, продадим, получим деньги в бюджет компании...
Витиник: Александр Владимирович, какой дурак купит эти пустые акции? Ну о чем вы говорите? Вы кого хотите обмануть? Тех, кто не понимает ничего в акционерном обществе...
Сысоев: Я же услышал ответ, что вы некомпетентны...
Витиник: Так я хочу вам объяснить как экономист...
Сысоев: Экономист, который со мной учился в одной группе...
Витиник: В какой группе, вы о чем говорите?!
Сысоев: Да я у вас старостой был...
Витиник: Я с вами на экономическом факультете не учился.
Ведущий: Александр Владимирович, вы где учились?
Сысоев: Академия экономики и права.
Ведущий: А вы, Виктор Алексеевич?
Витиник: Я в Тамбовском государственном университете.
Сысоев: Вы учились в Академии экономики и права в том числе... Вы бы на занятия ходили, знали бы старосту.
Витиник: Вот не надо только мусор выносить... Я еще раз подчеркиваю, что на экономическом факультете мы с вами не учились. Я бы такого старосту не избрал.
Сысоев: Хорошо, ладно, у меня это все равно записано.

Раунд 3. О БУДУЩЕМ
Ведущий: Дело все равно сделано, реорганизация началась, и, более того, областная администрация поддерживает позицию мэрии, то есть ту, что сейчас защищает Александр Владимирович. Судя по всему, обратной дороги нет. Что будет дальше? Виктор Алексеевич, вам слово.
Витиник: Реорганизация "Горэлектросети" в сегодняшнем виде сейчас оспаривается Думой. То, что реформирование требуется федеральным законодательством, с этим не спорю. Но есть и другие возможные способы. Все зависит от цели. Если цель - продать или обанкротить, - тогда понятно создание ОАО. Если цель - сохранить, предприятие можно было бы оставить муниципальным, не выводя из него сетевое имущество. Потом из МУПа сделать казенное и затем ОАО. Акционером стал бы муниципалитет. При таком акционировании, которое было сделано вчера, контроль города над имуществом потерян, это факт. Да, можно потом наказать руководителя предприятия, если он продаст акции. Наказать накажем, уволим директора. А акции-то ушли. Боюсь, что такой сценарий и будет развиваться. Некоторые вещи об этом говорят красноречиво. Например, на заседании Думы 25 октября депутаты спрашивали у представителей администрации, почему нет программы реформирования, время же идет. Многие чиновники были на сессии. Сам мэр был. Почему бы не сказать, что процесс реорганизации уже запущен?! Где же честность?!
Ведущий: Александр Владимирович, не комментируя высказывание соперника, вы как видите дальнейшее развитие ситуации?
Сысоев: Во-первых, создавая ОАО, минуя процесс оформления казенного предприятия, мы спасли казну от тех претензий, которые к ней предъявили бы кредиторы предприятия сразу же после изменения формы собственника. Во-вторых, все решения по казенному предприятию нужно было бы согласовывать с гордумой, в которой 36 депутатов, и у каждого - свои личные интересы. Мы миновали торг. И третий момент. В такую компанию, как ОАО "ВСК", теперь можно приглашать стратегического инвестора с помощью продажи ему части акций. И такой инвестор уже есть. И их много. Хочу добавить, что в Думе сейчас сложилась такая ситуация, когда политические амбиции перехлестывают целесообразность принятия каких-то решений. Как бы ни развивались события вокруг "Горэлектросети" - любой исход будет оспорен. В любом случае найдут какие-либо закавыки, к которым будут потом придираться. Очень опасный политический окрас у всякого обсуждения проблемного вопроса.
Витиник: Действительно, торги проведены между двумя депутатами вместе с мэрией. Это проще, чем договариваться, убеждая большинство депутатов - представителей избирателей всего города. Ложь здесь не пройдет.

10.11.2006

www.facto.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован