11 января 2007
3671

Вице-премьер обознался

В Луховицах будут не собирать западные аэробусы, а наоборот - разбирать

Сенсационно прозвучало последнее заявление вице-премьера, министра обороны РФ Сергея Иванова, сделанное им во время посещения Луховицкого авиационного производственно-испытательного комплекса: "У нас уже есть договоренность с концерном EADS о том, что в Луховицах (завод в Луховицах принадлежит авиакорпорации "МиГ". - "НГ") будет производиться транспортный аэробус". Поскольку Сергей Иванов, помимо других должностей, возглавляет еще и Объединенную авиастроительную корпорацию, это заявление вызвало сильный резонанс.

В действительности оказалось, что в основе этого заявления лежит лишь протокол о намерениях. Он был подписан с одной стороны ОАО НПК "Иркут", с другой - западноевропейским концерном EADS, главным акционером "Эрбаса", на международном аэрокосмическом салоне "ILA-2006" в Берлине. Протоколом предусматривается переделка самолетов А320 и А321, которые выслужили свой срок как пассажирские перевозчики, в грузовые варианты. Предполагается таким образом ежегодно переоснащать 10-15 машин.

По сути, Луховицкий завод будет превращен в ремонтные мастерские. Таким образом, едва ли имеются основания говорить о совместном "производстве аэробусов". Косвенно такую оценку подтверждает генеральный директор ОАО "Межотраслевой Аналитический Центр" Алексей Пономарев. По его словам, подобной модернизацией отслуживших свой срок пассажирских самолетов в транспортные авиалайнеры занимаются всего три-четыре завода в мире. Авиационные компании, производящие такую технику, этого не делают - им просто невыгодно. Такие работы обычно оставляют более мелким предприятиям; они удаляют пассажирские кресла, укрепляют полы и некоторые элементы конструкции планера. Высокой квалификации здесь не требуется. Поэтому надеяться на то, что по этому контракту придут в российскую авиапромышленность передовые технологии, явно не приходится. Западные фирмы, делает вывод Алексей Пономарев, намерены использовать российские мощности, по сути, на неквалифицированной работе.

Источники в авиапроме сообщили, что пока лишь сделано технико-экономическое обоснование проекта. Следующим этапом должно стать создание совместного предприятия. Пока нет оценок финансовой стороны вопроса. Но имеются данные, что инвестиции и прибыль будут разделены между партнерами поровну - 50 на 50. Это позволит обеспечить некоторую загрузку предприятия, которое, как и многие другие заводы отечественной авиационной промышленности, испытывает серьезные трудности в связи с отсутствием заказов.

Стоит добавить, что "Эрбас" тем не менее сотрудничает с рядом российских предприятий. Речь идет об исследовательских работах, о конструировании некоторых узлов, о поставках алюминиевого проката и отдельных компонентов. В 2005 году оборот сотрудничества составил 80 млн. долларов, предполагается, что в 2007 году он достигнет 110 млн. долларов. В будущем Россия может изготавливать 3-5% деталей аэробусов. О большем пока речи не идет. Как нет речи и о передаче российским авиастроителям высоких европейских технологий.
Виктор Мясников, Владимир Иванов

Опубликовано в Независимой Газете от 11.01.2007
http://www.ng.ru/2007-01-11/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован