18 октября 2007
3744

Вице-президент ТНК-ВР Олег Нам: `Мы добьемся своей цели`

Олег НАМ - вице-президент ТНК-ВР, и один из самых редко упоминаемых в СМИ парламентариев Ханты-Мансийского округа. О вопросах "нефтяного лоббизма" в югорском парламенте, о скрытых механизмах принятия судьбоносных для Югры законопроектов, о депутатской кухне и о многих других жизненных реалиях "нефтяного генерала" и депутата думы округа читайте в эксклюзивном интервью "УралПолит.Ru".

Вице-президент ТНК-ВР Олег НАМ- Олег Сергеевич, полтора года дума Ханты-Мансийского округа работает в новом составе. Вы в югорском парламенте - один из тех десяти депутатов, кого называют "нефтяным генералом". Поскольку в думе округа явно просматривается нефтяное лобби, то не становится ли парламент местом решения каких-то сугубо корпоративных проблем?

- Как это ни парадоксально звучит, в окружном парламенте нефтяное лобби невозможно по определению, и этому есть несколько причин. То, что в думе Югры есть 10 представителей нефтегазовых компаний - это закономерность и реальное отражение структуры промышленности округа. Все-таки наш округ нефтегазодобывающий, и нефть и газ у нас - основа экономики территории. Здесь представлены все крупные нефтяные компании России, и все крупные нефтяные активы находятся здесь же. 90% налогов в Югре - это прямые или косвенные отчисления нефтедобывающих предприятий. Нефтяники в думе это не только представители нефтегазовых компаний, а еще и представители трудовых коллективов, которые являются жителями нашего округа, избирателями, причем составляют большую его часть. В какой-то степени они между собой конкуренты. Поэтому лоббировать интересы отдельно взятой компании в нашей думе невозможно. Более того, в этом году, руководствуясь интересами жителей всего округа и России в целом, дума приняла ряд законов и постановлений, невыгодных нефтяным компаниям. Как пример - закон по сокращению процента льготы налога на имущество предприятий. Также дума выступила с законодательной инициативой о принятии Государственной думой закона, касающегося утилизации попутного газа, который предусматривает к 2010 году довести процент его утилизации до 95%. И таких примеров можно привести много.

- Тем не менее, вы, работая вице-президентом ТНК-ВР, приняли решение, что вам необходимо выходить на этот уровень власти...

- Я бы сказал так: мое "я" всегда противилось этому решению. Мы как компания обычно не участвуем в политике. Мы находимся вне политики и занимаем нейтральную позицию, но всегда поддерживаем действующую власть. Перед выборами был сделан соцопрос в Нижневартовске, показавший, что у меня достаточно высокий рейтинг. Именно в тот период перед "партией власти" стоял вопрос: кто из членов "Единой России" сможет одержать победу в нашем городе. Мне было сделано предложение участвовать в выборах в думу округа. Я отказался. Потом несколько раз были беседы на всех уровнях власти. В том числе с председателем думы, с губернатором. В конечном итоге я дал согласие участвовать в выборах. Должен признаться, что до самого конца я в душе надеялся, что не выиграю. Только поэтому не провел ни одной предвыборной встречи с избирателями.

- То есть наказы не брали?

- Почему? Специальные встречи я не проводил, но наказы избиратели мне присылали и продолжают присылать. Раз меня выбрали, то мне их исполнять. Если выбрали, значит надо работать. Так я привык: доверие людей надо оправдывать делами.

- Уже можно подводить промежуточные итоги по выполнению наказов избирателей? Есть ли типично нижневартовские проблемы или ситуация примерно одинакова во всех муниципалитетах Югры?

- Вы знаете, я должен признаться, что все-таки больше забочусь о Нижневартовске. В то же время я член бюджетной комиссии, и на ней мы ведем очень откровенный разговор по вопросам, касающимся всех окружных городов и поселков, всех жителей Югры.

Возьмем для примера последние дебаты бюджетной комиссии. Мы рассматривали вопрос принятия бюджета на ближайшие годы. С одной стороны, хочется родному Нижневартовску больше средств выделить. С другой - понимаешь, что это можно сделать только за счет других территорий. Кошелек-то один. И вот здесь приходишь к мысли, что надо найти такие критерии работы, чтобы они были справедливыми для всех территорий. В результате депутаты решили принимать бюджет на три года в первом чтении, но создать комиссию, где мы могли бы посмотреть уже в рамках принятого бюджета, как по справедливости распределить финансы по окружным территориям.

Меня в большей степени беспокоит строительство доступного жилья. Это необъятная тема, которая требует серьезных средств. Приятно, что на федеральном уровне принята программа. Если посмотреть по цифрам ввода нового жилья в Югре, то мы в числе первых в стране. Но состояние старых домов, количество квадратных метров на душу населения у нас ниже среднероссийского уровня. Понятно почему: в свое время к нашему округу относились как к вахтовому и строили, в основном, общежития, вахтовые поселки. Со временем отношение поменялось, но время было упущено. Задача депутатов - ликвидировать тяжелое наследие прошлых лет. Речь о прогнивших, но все еще заселенных "балках", о старой части окружных городов, о жилых поселках предприятий. Поэтому эти вопросам уделяется много внимания. Но, на мой взгляд, все же недостаточно выделяется средств. Поэтому мы хотим предложить, чтобы минимум 50 % бюджетного профицита стабильно направлялось на строительство. Хотим убедить правительство Югры не отвлекать финансы на другие направления.

Еще одна проблема, характерная как для Нижневартовска, так и для других городов округа - состояние дорог. В этом году все ее остро ощутили. Все потому, что денег на содержание и ремонт городских и сельских дорог отпускается мало, недостаточно. В свое время были дорожные фонды, специальные отчисления. И муниципалитеты могли на эти деньги содержать дороги в нормальном состоянии. Законы поменялись, средств не стало. В то же время с каждым годом тот же Нижневартовск все больше и больше берет на баланс некогда бесхозные дороги. Это означает, что трассы надо ремонтировать, содержать. А на эти цели городских бюджетов явно недостаточно. Мы рекомендовали правительству обратить внимание на сложность ситуации и финансировать содержание трасс из средств окружного бюджета.

- Олег Сергеевич, думаю в конце нашей беседы уместно затронуть тему взаимоотношения нефтяников и властей. ТНК-ВР позиционирует себя социально ориентированной компанией. В основе ее деятельности лежат соглашения с субъектами Федерации и с муниципальными образованиями о социальном партнерстве. Не могли бы вы рассказать о том, какие договоренности по сотрудничеству были достигнуты в этом году между вами и властями территорий присутствия ТНК-ВР?

- Первый опыт законодательно оформленного социального сотрудничества с муниципальными образованиями у ТНК относится к 2000 году, когда с администрацией Нижневартовска компания подписала соглашение о социальном партнерстве. Поэтому основные моменты на 90% отработаны: я имею в виду направления и суммы. По всему Ханты-Мансийскому округу в 2008 году ТНК-ВР направит на "социалку" около 1 млрд. рублей. Работа над соглашениями ведется в семи муниципалитетах Югры: в Нижневартовске, Радужном, Нягани, а также в Нижневартовском, Ханты-Мансийском, Советском и Октябрьском районах. Суммы поделены между муниципальными образованиями в определенной пропорции: чем больше в регионе сотрудников компании, тем объемней социальная помощь городским и районным бюджетам. Сейчас мы заканчиваем детальную проработку этих соглашений и намерены подписать документы в декабре 2007 года. Впрочем, окончательные цифры будут готовы к середине ноября. Никак не позже.

Но уже есть новые задумки. В следующем году мы хотим внедрить в Нижневартовске корпоративную ипотеку на строительство жилья для своих сотрудников. В этом вопросе мне, конечно, будет нужна поддержка властей Нижневартовска, Радужного, Нижневартовского района, чтобы деньги были эффективно использованы и во времени, и в конкретике. Например, чтобы цена вопроса была меньше, а расположение "строительных пятен", а значит и будущих "нефтяных домов", было удачным. Я могу договориться со строителями, с банкирами - с ними мы оговорим финансовый вопрос. Все остальное необходимо решать с властями, чтобы не было лишних сложностей и проблем. В настоящий момент я уже получил поддержку в Нижневартовске. Мы вместе с мэром города Борисом Хохряковым пункт о корпоративной ипотеке пропишем в соглашении о социальном партнерстве на 2008 год.

Второй вопрос - с Нижневартовским районом. Недавно мы обсуждали с главой района Борисом Саломатиным, как решить проблему распространения спиртных напитков на близлежащих месторождениях. Парадокс получается. На лицензионных участках, там, где вахтовые поселки, где нефть добывают, стоят ларьки, в которых продают спиртные напитки. Надо сказать, торгуют на законных основаниях. Лицензии на торговлю выдает лицензионная палата Югры. Все вроде бы по закону, но никто не задумался: как можно на таком серьезном производстве продавать алкоголь. Я хочу сказать, что этот вопрос требует большой работы. Для начала мы с Борисом Саломатиным договорились, что он окажет нам всяческую поддержку. К примеру, районные власти для этих целей землю в аренду будут давать по согласованию с недропользователями. Уверен, для торговцев алкоголем на территории нефтепромыслов возникнут и иные препятствия. Параллельно мы работаем с правительством и думой округа. Нам жизненно необходимо запретить торговлю спиртным на наших месторождениях и в вахтовых поселках. Я уверен: своей цели мы добьемся.


ОЛЬГА БЕЛОВА, УРАЛПОЛИТ.РУ

18.10.2007

www.arirang.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован