Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
26 ноября 2019
1750

Вклад финансовых институтов развития в реализацию «зеленой» экономической инициативы

Во времена экономических кризисов идеалы защиты окружающей среды обычно отходят на второй план, поскольку коммерческие банки и финансовые институты, фокусируют внимание на получении прибыли и сокращении затрат.

Однако следует отметить, что мировые финансовые, экономические топливные и продовольственные кризисы во многом являются результатом непонимания глобальных тенденций развития экономик и неспособности правительств эффективно управлять процессами устойчивого развития.

При этом, по мнению экспертов, экономические модели прошлого века достигли предела возможного в области обеспечения нормальных условий жизни примерно для значительной части жителей планеты.

В этой связи многие финансовые институты развития и коммерческие банки, несмотря на неустойчивую экономическую ситуацию в мире, поддерживают проекты, направленные на защиту окружающей среды, экономию энергоресурсов, повышение энергоэффективности.

Мобилизация и переориентирование глобальной экономики на инвестиции в чистые технологии и «природную» инфраструктуру, такую как леса и почвы, является лучшим выбором для обеспечения реального роста, борьбы с изменением климата и увеличения занятости населения в 21 веке.

В октябре 2008 г. в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) был запущен проект «зеленая» экономическая инициатива».

В соответствии с этой инициативой мобилизация и переориентирование глобальной экономики на инвестиции в чистые технологии и «природную» инфраструктуру, такую как леса, водные ресурсы и почвы, является лучшим выбором для обеспечения реального роста, борьбы с изменением климата и увеличения занятости населения в XXI веке.

При разработке «Зеленой» экономической инициативы были использованы результаты масштабных исследований, проведенных ЮНЕП, другими организациями системы ООН, а также независимыми экспертами.

 «Зеленая» экономическая инициатива, имеет три взаимосвязанных составляющих:

  • выдвижение на первый план развитие и диверсификацию природных услуг на национальном и международном уровне;
  • обеспечение занятости населения за счет создания новых «зеленых» рабочих мест и разработки соответствующей политики;
  • использование рыночной конъюнктуры и внедрение рыночных механизмов, способных ускорить переход к «зеленой» экономике.

В 2010 г. с целью популяризации вышеуказанных инициатив в банковском секторе в рамках ЮНЕП была создана специальная Банковская комиссия (Banking Commission).

По состоянию на сентябрь 2012 г. участниками Банковской комиссия являлись 140 банков из 50 стран мира (коммерческие банки, банки развития, страховые организации и другие финансовые институты).

В 2011 г.  ЮНЕП подготовила Руководство по устойчивому развитию банковской отрасли (UNEP FI Guide to Banking & Sustainability)[1].

Согласно указанному документу Банкам – членам Банковской комиссии ЮНЕП в своей деятельности следует проявлять бережливость по отношению к природным ресурсам, находить пути снижения административно-хозяйственных расходов,  расходов энергии и материалов, укреплять отношения с клиентами, которые придерживаются аналогичных взглядов относительно устойчивого развития и экологической безопасности.

В настоящее время многие коммерческие банки, банки  развития, вне зависимости от членства в Банковской комиссии ЮНЕП, разрабатывают и используют на практике принципы устойчивого развития, ответственного финансирования, корпоративной социальной ответственности.

Особый интерес представляют лучшие практики зарубежных коммерческих банков в области внедрения принципов устойчивого развития.

Аналитики из американского издания «Bank Technology News» на основе собственных исследований определили четверку самых «зеленых» банков США:

  • «Ферст Грин Бэнк» (First Green Bank);
  • «Хантинтонг Нэшнл Бэнк» (Huntington National Bank);
  • «Ситигрупп» (Citi);
  • «Ю. С. Бэнк» (U.S. Bank).

Финансовые институты развития многих стран мира также инвестируют значительные средства в реализацию инициатив, направленных на развитие «зеленой» экономики.

Заслуживает внимания практика внедрения принципов устойчивого развития в деятельность крупнейших финансовых институтов развития, в том числе:  

  • Банка развития Китая;
  • Банка социального и экономического развития Бразилии;
  •  «Зеленого» инвестиционного банка Великобритании;
  • Японского банка международного сотрудничества;
  •  Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Основными направлениями деятельности вышеуказанных финансовых институтов на пути внедрения принципов устойчивого развития и переходу к «зеленой» экономике являются:

  • Экологическая и социальная экспертиза инвестиционных проектов;
  • создание и развитие «зеленых» офисов;
  • финансирование сокращения выбросов в атмосферу углекислого газа;
  • антикоррупционные мероприятия и борьба с отмыванием денег;
  • поддержка проектов в области энергосбережения и развития альтернативной энергетики;
  • создание экологической инфраструктуры и др.

 

 

  1. Банк развития Китая

 

В крупнейшем мировом финансовом институте развития Банке развития Китая (China Development Bank, далее – БРК) сфера корпоративной социальной ответственности (КСО) находиться под эффективным контролем руководства банка и государства.

 

Корпоративная социальная ответственность

 

Концепция корпоративная социальная ответственности БРК основана на ведущих международных стандартах, принципах и практиках, в том числе:

  • Глобальный договор ООН;
  • Принципы ответственного инвестирования ООН;
  • Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности»;
  • серии стандартов AccountAbility (AA1000);
  • Руководство по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (GRI;);
  • Принципы Экватора.

В БРК была разработана система показателей эффективности деятельности в сфере КСО. Всего в систему вошли 142 показателя, касающиеся воздействия банка на экологию, экономическую и социальную жизнь общества.

Оценка результатов деятельности в сфере КСО учитывается при регулярной аттестации деятельности всех филиалов БРК.

В системе корпоративной социальной ответственности важной неотъемлемой частью является практика ответственного финансирования.

Ответственное финансирование

 

Это направление включает в себя учет в деятельности банка экологических и социальных рисков, связанных с финансируемыми проектами и клиентами.

Практика ответственного финансирования предполагает создание адекватных систем управления рисками, а также финансирование социально и экологически значимых проектов во многих случаях по ставкам для инвестиционных кредитов ниже среднерыночной величины.

В частности, в качестве одной из основных мер по минимизации рисков реализуемых проектов в энергетической сфере используется привлечение независимых консалтинговых компаний и экспертов.

Банк развития Китая является членом ряда международных организаций поддерживающих принципы устойчивого развития и ответственного финансирования.

В частности, с 2006 г. БРК является членом Глобального договора ООН, с 2010 г.  участник Финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде (ФИ ЮНЕП).

Общий контроль над деятельностью банка в области ответственного финансирования осуществляет Правление, которое рассматривает регулярные отчеты о реализации этого направления деятельности и принимает необходимые стратегические решения.

Энергосбережение и охрана окружающей среды

 

В банке действует целый ряд внутренних нормативных документов, регламентирующих инвестиционную деятельность БРК в сфере энергосбережения, сокращения выбросов в атмосферу вредных веществ и охраны окружающей среды, в том числе:

  • ежегодный план работы по кредитованию проектов по охране окружающей среды, энергосбережению и сокращению вредных выбросов и др;
  • план инвестиционной деятельности в сфере очистки сточных вод;
  • план инвестиционной деятельности в сфере сокращения выбросов в атмосферу вредных веществ и др.

Руководствуясь положением по оценке проектов в сфере энергосбережения и охраны окружающей среды, БРК строго ограничивает кредитование проектов с высоким расходом энергии и высоким уровнем загрязнения окружающей среды.

Совместно с Министерством по охране окружающей среды и консалтинговой компанией был разработан документ «Система показателей экологической эффективности проектов по охране окружающей среды» (таблица 1).

Таблица 1

Показатели БРК при реализации инвестиционных проектов в области охраны окружающей среды

 

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

 

 

 

 

Сумма выданных кредитов для проектов по охране окружающей среды, энергосбережению и уменьшения выбросов в атмосферу (в млрд юаней) *, в том числе:

139,0

232,0

228,1

  • проекты по строительству, комплексному обустройству территорий и улучшению городской среды

53,8

87,8

72,0

  • проекты по устранению промышленного загрязнения и утилизации отходов

26,6

50,4

34,8

  • проекты по энергосбережению

58,6

93,8

121,3

*Курс по состоянию на 31.12.2011:

Китайский юань (CNY) / Российский рубль (RUB) = 5,10667

Китайский юань (CNY) / Доллар США (USD) = 0,15875

 

Приоритетную поддержку БРК оказывает проектам по развитию альтернативной и возобновляемой энергии – гидроэлектроэнергетики, ветроэнергетики, солнечной электроэнергетике, биоэнергетике.

В частности, с 2005 г. в банке действует руководство по кредитованию проектов по выработке электроэнергии с использованием ветряной энергии.  В 2009 г. было разработано руководство по кредитованию проектов по выработке электроэнергии с использованием солнечных батарей.

На проекты ветроэнергетики, солнечной энергетики и биоэнергетики совокупно было выделено 114,9 млрд юаней, что составляет более одной третьей части всех инвестиций в эту отрасль.

К концу 2011 г. совокупный объем кредитных вложений банка в гидроэнергетические проекты составил 375,9 млрд юаней, что занимает 25% всего объема инвестиций в гидроэнергетику. БРК участвует в реализации всех крупные инвестиционных энергетических проектов на территории страны и за рубежом.

Помимо непосредственной кредитной поддержки БРК оказывает предприятиям помощь в продвижении альтернативных и возобновляемых энергоресурсов на международные рынки.

С этой целью с 2010 г. банк ведет постоянный анализ конъюнктуры зарубеж­ных рынков солнечной и ветряной энергии.

На сегодняшний день БРК уже определил для себя приоритетные регионы сотрудничества, установил стратегические отношения с крупными зарубежными потребителями, партнерами и банками.

Такую деятельность БРК считает перспективной, учитывая прогноз увеличения в два раза к 2015 г. мирового и внутреннего спроса на солнечную и ветряную энергию.

К 2020 г., по мнению экспертов, стоимость 1 кВт электроэнергии, полученной с помощью ветряных станций, будет равняться нынешней стоимости электроэнергии, вырабатываемой традиционным способом.

Кроме того, БРК принимает активное участие в разработке законопроектов об охране окружающей среды Китая. В 2011 г. банк участвовал в разработке Руководства по «зеленому» кредитованию Комиссии по регулированию банковской деятельности Китая.

 

«Зеленый» офис

 

Руководство БРК планомерно осуществляет реализацию идеи «зеленого» функционирования, внедряя методы охраны окружающей среды и экономии материалов в процесс повседневной работы.

B 2011 г. в банке была создана рабочая группа по энергосбережению и экономии во главе с руководителями банка, которая призвана популяризовать и внедрить идею «зеленого» офиса.

Банк стремится к сокращению выбросов углерода и снижает уровень воздействия собственной деятельности на окружающую среду.

Это относится как к простейшим организационным мероприятиям, включая экономию бумаги, электричества и воды, так и к комплексным действиям по строительству энергоэффективного центра обработки данных и проведению видеоконференций в целях сокращения деловых поездок.

Динамика показателей экономии использования материалов в КБР

 

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

 

 

 

 

Среднедушевой расход электричества (кВт/чел.)

3 308

6 936

8 098

Среднедушевой расход бумаги (кг/чел.)

22,05

25,2

27,46

Среднедушевой расход воды (м3/чел.)

43,0

40,6

33,7

 

В частности, в 2011 г. менеджмент КБР осуществил ряд шагов по созданию «зеленого» офиса в следующих направлениях:

  • внедрение энергосберегающей продукции и технологий;
  • разработка системы информации об управлении снабжением, анализ расхода энергии;
  • экономия канцтоваров;
  • применение картриджей с возможностью повторного использования.

Большое внимание уделяется охране окружающей среды, экономии материалов и внедрению энергосберегающих технологий при строительстве новых офисных зданий.

В частности, в проекте строительства сямэньского филиала БРК были применены низкоуглеродистые, энергосберегающие, водосберегающие и экологически чистые технологии, современные материалы, в том числе:

  • стальные конструкции с высокой сейсмостойкостью;
  • система блочной навесной стены, способная поглощать более 65% тепла и 99% ультрафиолетового излучения;
  • система сбора дождевой и конденсатной воды от кондиционеров и система ее обработки;
  • водосберегающая сантехника, которая на 30% сокращает повседневный расход воды;
  • технология дождевального полива, которая снижает расход воды для полива на 50%;
  • оборудовано специальное место для сбора утильсырья, где производятся его сортировка, сбор и хранение неопасных предметов разных видов.

В результате этот проект в 2010 г. получил. сертификат LEED-CS (Leadership in Energy and Environmental design) золотого класса.

Как правило, во многих банках большой объем энергии потребляет Центр хранения данных банка. Поэтому при строитель­стве нового центра данных менеджеры БРК использовали «зеленую» концепцию и технологии, чтобы центр работал не только безопасно и высо­коэффективно, но и экономил энергию.

В частности, при проектировании и строительстве системы электроснабжения центра был установлен дизельный агрегат с высоким напряжением до 10 киловольт и высокочастотный UPS, которые позволили снизить потерю электричества при подаче почти на 20%.

При проектировании кондиционера использовался агрегат кондиционирования воздуха типа охлажденной воды, и специальная технология позволившая увеличить на 30–40% эффективность охлаждения системы кондиционера в центре данных.

После принятия мер по энергосбережению и уменьшению выбросов соотношение между входящей электроэнергией в центр и расходуемой энергией снизилось с 2 до 1,82. Данный коэффициент приблизился к показателям мировых первоклассных банковских центров данных.

Современная система видеоконференции высокого разрешения БРК установлена и используется во всех подразделениях внутри Китая и доведена до подразделений банка в Каире и Москве.

За 2011 г. во всем банке было проведено 424 видеоконференции, благодаря чему деловые поездки сократились на 130 тыс. человек/раз.

На регулярной основе в банке публикуется «Вестник БРК о работе по энергосбережению и экономии материалов».

 

Система обучения и переподготовка кадров

 

В БРК создана электронная система обучения сотрудников, которая функционирует на внутреннем портале банка. С помощью этой системы сотрудники головного офиса банка, а также его филиалов могут получить знания в области:

  • финансов;
  • бухгалтерии;
  • IT-технологий;
  • права;
  • иностранных языков;
  • управления кредитным рейтингом;
  • оценки и экспертизы проектов;
  • кредитования;
  • международного сотрудничества;
  • управления взаимодействием с клиентами и др.

Система также включает в себя информационный блок, посвященный вопросам КСО. Руководство БРК уделяет повышенное внимание взаимодействию с заинтересованными сторонами. Банком создана карта заинтересованных сторон (стейкхолдеров) и выявлены их основные потребности.

Одной из основных групп заинтересованных сторон являются сотрудники банка. Нефинансовая отчетность банка готовится с их непосредственным участием.

БРК развивает систему образовательных кредитов в стране, наращивая объемы и расширяя географию кредитования студентов. Всего по состоянию на 2012 г. БРК оказал поддержку более чем 5 млн студентов в 25 китайских провинциях.

Таблица 2

Основные социальные показатели деятельности БРК

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Общая численность сотрудников, чел.

6 711

7 210

7 626

Доля сотрудников женского пола, %

38,4

38,3

38,9

Коэффициент удовлетворенности сотрудников, %

85

88

87

Коэффициент удовлетворенности клиентов, %

89

93

93

Благотворительные пожертвования, 10 тыс. юаней*

2 995

4 168

3 550

Количество человек, получивших выгоду от кредитования жилищного строительства для малообеспеченного населения, 10 тыс. чел.

953

1 581

1 700

Количество человек, охваченных кредитами на получение образования, 10 тыс. чел.

100

380

561

* Курс по состоянию на 31.12.2011:

Китайский юань (CNY) / Российский рубль (RUB) = 5,10667

Китайский Юань (CNY) / США Доллар (USD) = 0,15875

БРК на постоянной основе реализует проекты по повышению квалификации сотрудников, в том числе по программам обмена опытом с зарубежными финансовыми институтами развития.

 

Банк социального и экономического развития Бразилии (BNDES)

 

Бразильский банк развития (Banco Nacional de Desenvolvimento Econômico e Social) (далее – BNDES) в качестве одного из приоритетов реализует проекты, направленные на защиту окружающей среды, проводит активную социальную политику.

Политика BNDES в области защиты окружающей среды была сформулированная в 2006 г. и определила следующие приоритеты:

  • инвестиции в охрану окружающей среды – ключевое направление, реализуемое с целью содействия социально-экономическому развитию Бразилии. Инвестиции распределяются в соответствии с государственной программой поддержки окружающей среды;
  • проведение экологической и социальной экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с международными стандартами;
  • развитие отраслей культуры и искусства – одно из приоритетных направлений, в соответствии с которым BNDES реализует проекты по поддержке современной кинематографии, национальной архитектуры и пр.

Социальная политика BNDES предполагает обязательный анализ потенциальных заемщиков с точки зрения проводимой ими социальной политики как внутри компании, так и политики в обществе.

Внутренний анализ предполагает оценку социальной политики юридического лица, проводимой им в отношении сотрудников организации, а также качества взаимоотношений с контрагентами.

Внешний анализ подразумевает оценку политики заемщика в отношении развития своего региона и общества в целом.

Таким образом, при кредитовании оценка проекта проводится с учетом экологических и социальных факторов.

С целью сохранения ресурсов Амазонской сельвы BNDES создал Фонд «Амазония», предназначенный для сбора средств на борьбу с вырубкой леса.

Кроме того, BNDES реализует две программы по модернизации налоговой системы и системы предоставления социальных услуг населению – Программы PMAE и PMAT.

По вышеуказанным программам предоставляются инвестиции в проекты в сферах налоговой политики, здравоохранения и образования, способствующие рациональному использованию государственных средств, повышению качества предоставляемых обществу услуг и снижению их стоимости.

В качестве примеров можно привести проекты по финансированию программ обучения, внедрению IP-телефонии, внедрению систем управления закупками, ремонта и постройки муниципальной и административной структуры, модернизация общественных парков и скверов и др.

 

 «Зеленый» инвестиционный банк Великобритании

 

Правительство Великобритании приняло решение о создании «Зеленого» инвестиционного банка (Green Investment Bank, GIB).

В апреле 2012 г. были приняты соответствующие поправки в законодательство Великобритании, призванные обеспечить функционирование и независимость нового финансового института развития.

Процесс создания банка курирует Министр по делам бизнеса и инноваций В. Кейбл, принадлежащий к партии либеральных демократов.

Формально штаб-квартира банка будет располагаться в Эдинбурге, однако основную операционную деятельность планируется осуществляться из Лондонского офиса.

На должность Председателя Совета директоров банка в мае 2012 г. был назначен Лорд Смит, его заместителем стал Сэр Эдриан Монтагю.

Была сформирована команда эффективных менеджеров, имеющих значительный опыт работы по финансированию, и реализация проектов в области защиты окружающей среды, созданию экологической инфраструктуры и повышению энергоэффективности.

До окончательного формирования структуры банка финансирование проектов временно осуществляет непосредственно Министерство по делам бизнеса и инноваций, где числилась набранная команда менеджеров.

«Зеленый» инвестиционный банк уже зарегистрирован как компания открытого типа с ограниченной ответственностью (public limited liability company, PLC). 

Капитал банка будет сформирован полностью за счет взноса правительства. Планируется, что в 2012/13 финансовом году в капитал банка будет направлено 775 млн ф.ст.; 2013/14 г. – 1000 млн ф.ст. 2014/15 г. – 1225 млн ф.ст.

После выдачи «официального разрешения на получение государственной помощи», первый транш финансовых средств планируется направить на увеличение капитала банка. Таким образом, в 2015 г. капитал «Зеленого» банка достигнет 3 млрд. ф.с.

Новый финансовый институт развития будет действовать независимо от государства, работая исключительно на коммерческой основе, при этом строго следуя мандату, определенному правительством.

Этот мандат, в основном, ограничивает сферы деятельности банка. Во всех остальных отношениях, включая оценку риска и условия кредитования, банк будет стремиться работать как обычный финансовый институт, при этом избегая конкуренции с частным сектором.

Подобное позиционирование вызвано, прежде всего, сложившейся в Великобритании с начала 90 – х годов прошлого столетия экономической политикой, отрицающей целесообразность государственного финансирования коммерческих проектов. Финансовый кризис последних лет вынудил британское правительство внести определенные коррективы в такую политику,

Следует отметить, что в органах власти предпочитают избегать использования терминов типа «институт развития», заменяя их такими понятиями, как «целевое вмешательство».

Банк будет предоставлять долговое и инвестиционное финансирование проектам, соответствующих его мандату, а также будет использовать другие финансовые инструменты, включая гарантии и др.

Часть государственных финансовых средств планируется передать в управление ряду независимых частных фондов, которые будут осуществлять прямые инвестиции в небольшие проекты. Крупные же проекты планируется финансировать непосредственно через «Зеленый» инвестиционный банк.

Правительство намерено решить вопрос о целесообразности наделения банка полномочиями заимствования финансовых средств на рынке капитала. Пока такое решение не принято.

 

Японский банк международного сотрудничества

 

Одной из основных целей создания Японского банка международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation, JPIC) является достижение экономического роста без нанесения вреда экологии, с учетом социальных факторов развития.

В соответствии с «глобальной повесткой развития» банк сформулировал пять основных направлений деятельности, обозначив при этом данные направления как направления устойчивого развития:

  • глобальное потепление;
  • охрана водных ресурсов;
  • альтернативная энергетика и энергоэффективность;
  • ликвидация бедности;
  • борьба со СПИДом.

 

Следует отметить, что было немало случаев, в особенности при осуществлении зарубежных проектов, когда недооценка экологических и социальных рисков серьезно влияла на реализацию проектов или подрывала их репутацию в обществе.

 

Рис.1. Порядок оценки проектов Японским банком международного сотрудничества с учетом социальных и экологических рисков.

 

Поэтому в Японском банке международного сотрудничества внедрена эколого-социальная экспертиза всех проектов, которые получают финансирование.

Было разработано и принято специальное положение о сохранении окружающей среды, которое устанавливает порядок, критерии и требования к отбору проектов для финансирования с точки зрения учета экологических и социальных факторов.

В соответствии с указанным положением банк подтверждает факт выполнения заемщиком надлежащих мер по учету экологических и социальных факторов по проектам, финансируемых Японским банком международного сотрудничества (рисунок 1).

Если в потенциальном проекте такие факторы не учтены, Японский банк международного сотрудничества дает возможность принять меры по исправлению недостатков.

Если надлежащие меры не будут приняты, финансирование со стороны Японского банка международного сотрудничества может быть не предоставлено.

 

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

 

В соответствии с Меморандумом о финансовой политике к основным направлениям инвестиционной деятельности Банка относится финансирование проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов, охрану окружающей среды и улучшение экологической обстановки, а также проектов, направленных на повышение энергоэффективности.

 

Ответственное финансирование

 

Одним из важных принципов работы Внешэкономбанка становится ответственное финансирование. Банк участвует в проектах, которые обеспечивают выполнение требований охраны окружающей среды и стандартов экологической эффективности.

В декабре 2011 г. Внешэкономбанк стал участником Глобального договора ООН, одной из целей которого является решение острых экологических проблем.

Тем самым одному из основных принципов деятельности Внешэкономбанка – принципу ответственного финансирования – придано международное звучание.

Внешэкономбанк подтвердил свои намерения способствовать формированию более устойчивой и открытой глобальной экономики и устойчивому развитию.

Кроме того, в своей работе Внешэкономбанк руководствуется такими международным инициативами в области экологии и охраны окружающей среды, как принципы Экватора, «зеленая» экономическая инициатива Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), принципы ответственного инвестирования ООН и др.

Таким образом, Внешэкономбанк, как государственная корпорация и как банк развития, придерживается «зеленой модели» роста.

В соответствии с принципами ответственного финансирования рассматриваемые Банком проекты проходят комплексную экспертизу, включая независимую экологическую экспертизу.

Внешэкономбанк уделяет серьезное внимание показателям экологической эффективности проектов таким как:

  • снижение загрязнения окружающей среды;
  • затраты на природоохранные мероприятия;
  • снижение экологических платежей по проектам, финансируемым банком.

Прежде чем принять решение о финансирование и кредитовании проектов анализируются данные о воздействии проекта на окружающую среду и соответствии проекта природоохранному законодательству, действующему в регионе реализации проекта.

Проектная документация также должна содержать меры по эффективному использованию природных ресурсов. Уделяется внимание оценке объемов потребления природных ресурсов, в том числе, воды, сырья, полезных ископаемых.

Проводится также оценка инновационности и экологичности применяемых технологий.

Экспертиза инвестиционных проектов проходит в несколько этапов (рисунок 2).

 

Рис.2. Схема механизма принятия инвестиционных решений во Внешэкономбанке.

 

Вклад Внешэкономбанка в устойчивое развитие и защиту окружающей среды осуществляется по следующим направлениям кредитно-инвестиционной деятельности:

  • проекты в сфере повышения энергоэффективности;
  • проекты в сфере повышения эффективности использования природных ресурсов;
  • комплексное развитие территорий;
  • проекты в сфере развития инноваций;
  • проекты в сфере поддержки экспорта, в том числе экологических чистых технологий;
  • содействие развитию рынка проектов ГЧП;
  • формирование профессиональной среды в сфере ответственного финансирования и устойчивого развития;
  • поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе в экологической сфере;
  • привлечение «зеленых» иностранных инвестиций, кадров и технологий в экономику России.

Внешэкономбанк стремится уже на самых ранних этапах проектирования внедрять технологии, направленные на:

  • энергосбережение;
  • снижение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ;
  • расширение возможности регенерации и многократного использования природных ресурсов.

Все инфраструктурные проекты, проекты, предусматривающие строительство объектов недвижимости и создание новых производств, подлежат независимой экспертизе на предмет их энергоэффективности и ресурсосбережения.

 

Проекты в сфере повышения энергоэффективности

 

В настоящее время повышение энергоэффективности является одной из приоритетных задач экономической политики России.

Реализация потенциала повышения энергоэффективности в перспективе может дать возможность России экономить до 45% потребления первичной энергии, в том числе:

  • 240 млрд. куб. м природного газа;
  • 340 млрд. кВтч электроэнергии; 
  • 89 млн. т угля;
  • 43 млн. т сырой нефти и ее эквивалента в виде переработанных нефтепродуктов.

В целом Россия может добиться экономии потребления энергоресурсов в объеме, эквивалентном 300 млн. тонн нефти в год, что сопоставимо с совокупным объемом потребления первичных энергоресурсов такими странами как Франция и Великобритания.

По оценкам экспертов Всемирного Банка, для реализации потенциала повышения энергоэффективности в России необходимы инвестиции в размере около 320 млрд. долл. США.*

Эффективное использование такого объема инвестиций может привести к годовой экономии для конечных потребителей в размере примерно 80 млрд. долл. США и могут окупиться всего за четыре года.

Кумулятивный эффект для российской экономики в целом может оказаться значительно выше. В частности, только экономия от сокращения энергетических издержках и получение дополнительных доходов от экспорта газа оценивается экспертами в 120-150 млрд. долл. США в год.

Следует подчеркнуть, что внедрение механизмов повышения энергоэффективности в три раза дешевле наращивания производства энергоресурсов. Поэтому значительные капиталовложения в энергоэффективность могут окупиться за два-три года.

Таким образом, прогнозируемый дефицит добычи природного газа и возможный недостаток прироста электрогенерирующих мощностей могут быть компенсированы за счет энергоресурсов, высвобождаемых в результате повышения энергоэффективности.

Повышение энергоэффективности позволит снизить риски и затраты, связанные с высокой энергоемкостью российской экономики, повысит энергетическую безопасность страны, конкурентоспособность промышленности, сократит расходы бюджета и улучшит экологическую обстановку

Следует отметить, что потенциал повышения энергоэффективности в секторах конечного потребления значительно выше, чем в производстве энергии.

Наиболее значительное снижение конечного потребления энергии может быть достигнуто в жилищном секторе, где инвестиции в энергосбережение могут принести ежегодную экономию до 70 млн. т нефтяного эквивалента.

Жилищный сектор занимает второе место в России по величине конечного потребления энергии после обрабатывающей промышленности. На долю жилых, коммерческих и общественных зданий приходится более трети всего конечного потребления энергии в России.

Две трети потенциальной экономии энергии в этом секторе могут быть достигнуты через сокращение потребления тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения. При этом снижение потребления тепловой энергии снижает совокупное потребление энергоресурсов почти в три раза.

В настоящее время строительство энергоэффективных зданий широко распространяется во всем мире. Суммарный эффект экономии тепла во вновь возводимых жилых и коммерческих зданиях составляет 50-70%.

Например, в Европе в настоящее время сложилась классификация зданий по степени энергоэффективности, и разработаны списки типовых мероприятий по достижению соответствующего класса.

В Германии уже построено несколько сотен домов с нулевым энергопотреблением, у которых исключено внешнее потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.

Подобная экономия позволяет окупить удорожание стоимости квадратного метра энергоэффективного дома по сравнению с традиционным за 5-10 лет. Внедрение подобных технологий в масштабах страны уже через 7 лет позволит экономить не менее 300 млрд. руб. ежегодно.

В целях реализации потенциала энергоэффективности в жилищной сфере во Внешэкономбанке создана специальное структурное подразделении Дирекция природных ресурсов и строительства, которое будет заниматься отбором и реализацией проектов в этой сфере.

В настоящее время в России привлечение финансовых ресурсов в проекты повышения эффективности использования природных ресурсов и энергоэффективности значительно затруднено, что связано:

  • с высокой стоимостью кредитных ресурсов;
  • длительностью периода окупаемости проектов;
  • отсутствием достаточной компетенции для экспертизы такого рода проектов в российских кредитных учреждениях.

В таких условиях особые надежды возлагаются на институты развития и прежде всего на Внешэкономбанк.

На начало 2013 г. Внешэкономбанк участвовал в реализации 32 инвестиционных проектов, направленных на повышение энергоэффективности.

Общая стоимость этих проектов составляла 568 млрд рублей, в том числе объем участия Внешэкономбанка оценивался в 307 млрд рублей.

Удельный вес таких проектов в общем кредитном портфеле Внешэкономбанка составлял примерно 20%.

Среди наиболее значимых проектов в этой сфере следует выделить проект создания в г. Томске крупносерийного производства светодиодов и светодиодных осветительных устройств (СОУ) с полным технологическим циклом, включая эпитаксиальное выращивание кристаллов светодиодов.

Общая стоимость проекта составляла более 9 млрд рублей, участие Внешэкономбанка – примерно 7 млрд рублей.

Следует подчеркнуть, что новые светодиодные осветительные приборы имеют ряд несомненных преимуществ, в частности:

  • по потребляемой мощности эти приборы будут в 6 раз эффективнее существующих на рынке энергосберегающих ламп;
  • в новых светодиодных осветительных приборах отсутствует инфракрасное и ультрафиолетовое излучения;
  • выпускаемая продукция не потребуют специальных условий и технологий утилизации.

Все это будет способствовать снижению энергозатрат и сокращению загрязнения окружающей среды.

В настоящее время также прорабатывается возможность реализации проекта «Повышение энергоэффективности предприятий, входящих в Корпорацию «Энергия» совместно с ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева».

Проект предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности использования различного вида топлива (нефтепродуктов и природного газа), используемых на предприятиях Корпорации для производства пара, электроэнергии и т.д.

В результате реализации проекта ежегодная экономия потребления по различным видам используемых энергетических природных ресурсов должна составить 25% - 30 %.

Тем самым, предприятие сможет значительно модернизировать и переоснастить собственную технологическую базу за счет закупки передового энергетического и энергосберегающего оборудования, внедрения системы автоматизированного контроля расхода энергоресурсов и т.д.

В случае успеха проекта, полученный опыт предполагается распространить на ведущие предприятия космической отрасли.

В 2010 г. Внешэкономбанком было принято решение о том, что все финансируемые и рассматриваемые инвестиционные проекты, предусматривающие строительство объектов недвижимости или создание производств, пройдут независимую экспертизу соответствия требованиям энергоэффективности и ресурсосбережения.

При этом Внешэкономбанк готов предоставлять заемщикам дополнительные кредиты для оплаты расходов по проведению указанной экспертизы, а также для реализации разработанной по результатам экспертизы инвестиционной программы.

Ряд проектов Внешэкономбанка прошли независимую экологическую экспертизу. Среди этих проектов строительство комплекса по производству полипропилена в Тобольске, строительство Богучанской ГЭС и реконструкцию международного аэропорта Пулково, строительство скоростной автомобильной магистрали «Москва-Санкт-Петербург» на участке 15-58 км.

В 2010 г. Внешэкономбанк подписал Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по реализации проектов в области повышения энергоэффективности и ресурсосбережения с ЗАО «Агентство энергоэффективности и ресурсосбережения», созданным при содействии Внешэкономбанка и объединяющим ведущих экспертов в области энергетики и коммунального хозяйства.

Целью совместной работы является интеграция ресурсов и компетенций для реализации проектов, направленных на повышение энергоэффективности и ресурсосбережение.

Агентство будет оказывать конкурентоспособные услуги по энергоаудиту предприятий, их обслуживанию путем заключения энергосервисных контрактов, а также по разработке инвестиционных проектов, направленных на повышение энергоэффективности и рациональное использование ресурсов.

 

Проекты в сфере повышения эффективности использования природных ресурсов

 

По состоянию на начало 2013 г. Внешэкономбанк участвовал в реализации 17 так называемых «зеленых» проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов.

Это проекты по модернизации существующих и строительству новых производственных комплексов в химической и нефтехимической промышленности, деревообрабатывающей и добывающей промышленности, промышленности строительных материалов.

Общая стоимость этих проектов на конец 2012 г. составляла 246 млрд рублей. Объем финансирования со стороны Внешэкономбанка по данным проектам составил 194 млрд рублей.

В процессе подготовки кредитной документации и выполнении отлагательных условий находятся еще 8 проектов, направленных на повышение эффективности использования природных ресурсов.

 Общей стоимостью этих проектов оценивается в 369 млрд рублей. Участие Внешэкономбанка в реализации этих проектов планируется в объеме 272 млрд. рублей.

Проекты по повышению эффективности использования ресурсов, охраны окружающей среды и улучшение экологической обстановки реализуются на региональном и муниципальном уровнях.

Кроме того, Внешэкономбанк выступает в роли инвестиционного консультанта по формированию проектов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В 2011-2012 годах были заключены два государственных контракта на оказание услуг по инвестиционному консультированию для государственных нужд Челябинской и Ярославской областей.

Работы по формированию инвестиционных проектов в сфере водоснабжения и водоотведения в Челябинской области были завершены в 2012 году, в Ярославской области – начаты в 2012 году, ожидаемая дата исполнения обязательств по государственному контракту – 2014 год.

 

В качестве примера ответственного подхода Внешэкономбанка к решению экологических проблем страны можно привести проект Байкальский ЦБК.

Многие годы деятельность предприятия наносила существенный ущерб экологии уникального озера и окружающей территории.

По решению правительства работа комбината была остановлена, что крайне отрицательно сказалось на социально-экономическом положении и настроениях населения региона.

Наблюдательным советом Банка в 2013 г. было принято решение судьбаносносное решение, которое дает возможность региону развиваться совершенно в другом направлении, сохраняя природную среду, создавая стимулы устойчивого развития.

Опасная для экологии деятельность предприятия будет остановлена и на его месте появится особая экономическая зона «Ворота Байкала». В рамках реализации проекта планируется создание туристско-рекреационной зоны и горнолыжного курорта.

Финансирование создания и развития ОЭЗ «Ворота Байкала» предусматривает совместное участие государства, в рамках создания инфраструктуры, и Внешэкономбанка.

Правительством принято решение о создании «Экспорцентра заповедников» в г. Байкальске на территории площадки ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, после ликвидации накопленного экологического ущерба.

Затраты на рекультивацию и санацию площадки берет на себя государство в рамках Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной

Прорабатывается вопрос о возможности увеличения зоны рекриационно-туристического типа, созданной на территории Иркутской области, за счет земельных участков, расположенных на территории муниципального образования Слюдянский район Иркутской области.

Дочерняя компания «ВЭБ Инжиниринг» осуществляет финансово-технический надзор и управленческий контроль на комбинате.

Внешэкономбанк не исключает участия другой дочерней структуры «МСП Банка» в поддержке малого и среднего предпринимательства региона, включая создание новых экологически чистых производств на территории туристско-рекреационной зоны.

 

Еще один пример ответственного финансирования и вклада в устойчивое развитие – проект освоения Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в Пермском крае.

 В ходе реализации проекта будет проводиться постоянный мониторинг состояния окружающей среды, в том числе прилегающих к территории проекта водных объектов.

Планируется создание режимной наблюдательной сети, включающую гидрогеологические скважины для наблюдения за уровнями и химическим составом вод основных водоносных горизонтов и водные посты на ближайших реках.

Внешэкономбанк вошел в капитал компании, реализующей проект, и приступает к его финансированию. Стоимость проекта 2,8 миллиарда долларов, участие Банка – 1,1 миллиарда долларов.

 

В 2011 г. во Внешэкономбанке был разработан Порядок мониторинга и сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых при участии Внешэкономбанка, вступивший в силу в феврале 2012 года.

Мониторинг реализации инвестиционных проектов включает в себя:

  • технический мониторинг;
  • финансовый мониторинг
  • мониторинг эффективности инвестиционных проектов.

В 2012 г. была разработана Методика оценки социально-экономической эффективности деятельности Внешэкономбанка по комплексу показателей экономической, бюджетной, социальной и экологической эффективности, рассчитываемых на основе результатов мониторинга инвестиционных проектов и контрактов, финансируемых Внешэкономбанком.

 

Корпоративная социальная ответственность

 

В 2011 г. Внешэкономбанком была разработана Стратегия корпоративной социальной ответственности на период 2012-2015 гг., определяющая позицию Внешэкономбанка в отношении вопросов устойчивого развития, а также цели, задачи и приоритетные направления развития КСО на ближайшие 4 года.

Разработка этого документа является знаковой инициативой Внешэкономбанка, которая позволит интегрировать принципы КСО в систему корпоративного управления.

Наиболее заметной инициативой Внешэкономбанка в области развития сотрудничества и продвижения принципов КСО в деловой среде является ежегодная международная конференция «Инвестиции в устойчивое развитие». Тема конференции выбирается каждый год с учетом ее актуальности для российского бизнес-сообщества.

Непосредственное влияние деятельности Внешэкономбанка и организаций группы на состояние окружающей среды на первый взгляд незначительно.

Однако консолидированные показатели по Группе Внешэкономбанка позволили продемонстрировать, что уменьшение так называемого экологического следа является задачей каждой отдельно взятой организации вне зависимости от характера основной деятельности.

В 2011 году благодаря рациональной организации работы водпотребляющих систем, своевременному проведению планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания оборудования и инженерных систем Внешэкономбанком достигнута существенная экономия потребления холодной воды (на 16%).

В самом Внешэкономбанке принимаются меры по сокращению потребления бумаги за счет использования двусторонней печати при оформлении документов и внедрения электронного документооборота.

На начало 2012 г. к автоматизированной системе делопроизводства было подключено более 1400 работников (75% от общего числа работников). В 2011 году в целом по Группе Внешэкономбанка экономия бумаги составила 32,34 тонны, что эквивалентно 549 деревьям.

В процессе деятельности Внешэкономбанка образуются 4 вида отходов производства и потребления. За исключением ртутных ламп и люминесцентных ртутьсодержащих трубок, имеющих высокий (первый) класс опасности, отходы Внешэкономбанка не представляют угрозы для окружающей среды.

В целях снижения расхода топлива Внешэкономбанком в среднесрочной перспективе предполагается постепенно выводить из эксплуатации транспортные средства, имеющие повышенный расход топлива.

Планируется приобретать транспортные средства, имеющие меньший удельный расход топлива и показатель экологического соответствия не ниже Евро-4.

Также планируется сокращение потребления топлива за счет оптимизации маршрутов движения автотранспорта Внешэкономбанка и времени стоянок с включенным двигателем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современная экономика подвержена многочисленным кризисам, которые уже невозможно разрешить в рамках существующей парадигмы развития.

Все силы и внимание в основном направляются на преодоление финансовых и экономических кризисов, при этом экологические проблемы остаются без должного внимания.

Обеспечение экономического роста сопровождается ростом загрязнения и деградации среды, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, изменением климата.

Все это ограничивает возможности дальнейшего развития мировой экономики. Глобальные экологические катастрофы последних десятилетий наглядно показывают, какие печальные последствия нас ожидают, если, заботясь об экономическом и финансовом процветании, мы будем игнорировать вопросы экологической безопасности.

В современном мире уже недостаточно ориентироваться только на количественные показатели роста ВВП и объемы производства.

При всей важности экономического роста, технического совершенства и конкурентоспособности, конечной целью модернизации экономики являются улучшение текущих условий жизни для каждого человека и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений.

Для устойчивого развития необходимо обеспечить социальное и экологическое качество экономического роста, развитие на основе принципов «зеленой экономики».

Важной чертой новой модели экономики должна стать экологическая устойчивость. Инвестиции в экологические ресурсы и инвестиции в повышение эффективности использования природных ресурсов становятся основой для развития экономики. Экология сегодня – это экономика.

Для выхода экономики на траекторию устойчивого, роста необходима такая модель развития, которая обеспечит благосостояние общества без избыточного давления на природу. Интересы экономики и природосбережения должны быть сбалансированы.

Переход к «зеленой траектории» роста экономики в разных странах происходит по-разному, поскольку он зависит от специфики природного, человеческого и физического капиталов каждой страны, уровня ее развития и социально-экономических приоритетов, экологической культуры. Однако в каждой стране в этом процессе основополагающей является роль государства.

Усилившиеся тенденции к сохранению экологии привели к появлению устойчивой тенденции к более строгому регулированию экологических процессов.

Государство формулирует соответствующие приоритеты государственных инвестиций, обеспечивает нормативно-правовую базу и корректирует налоговые инструменты для стимулирования «зеленых» инвестиций и инноваций. Государству отведена важная роль по стимулированию инновационной активности.

Принципы зеленой экономики постепенно реализуются в экономической политике России. Уход от сырьевой модели роста и повышение энергоэффективности – это ключевые задачи российской экономической политики.

Основы государственной политики в области экологического развития России предусматривают внедрение международных экологических стандартов и гармонизацию законодательства Российской Федерации с международным экологическим правом.

В настоящее время в России высока потребность в «зеленых» проектах. Страна нуждается в инвестициях в энергоэффективность, в освоение возобновляемых источников энергии, во вторичную переработку отходов, в снижение уровня выбросов парниковых газов.

Финансовые институты и коммерческие банки обладают огромным потенциалом, который может и должен быть направлен на решение наиболее острых социальных проблем, повышение устойчивости национальных экономик перед внешними и внутренними вызовами.

Эта роль финансовых институтов реализуется, прежде всего, через предоставление кредитных ресурсов и иные формы поддержки для развития инфраструктуры.

Поэтому важными задачами финансовых институтов являются повышение эффективности использования природных ресурсов и охрана окружающей среды, кардинальное улучшение экологической обстановки.

Внедрение добровольных механизмов экологической и социальной ответственности в деятельность финансовых институтов должно способствовать построению «зеленой» финансовой системы и значимым социально-экономическим изменениям.

Очевидно, что успеха тут не добиться без внедрения инновационных экологических и энергоэффективных технологий.

Особого внимания заслуживают вопросы финансирования проектов со значительным уровнем воздействия на окружающую среду.

Необходимо идти по пути внедрения технологий, позволяющих уже на самых ранних этапах проектирования учитывать инновации, направленные на энергосбережение, снижение выбросов загрязняющих веществ, расширение возможности регенерации и многократного использования природных ресурсов.

Дальнейшее движение в этом направлении должно привести производственные предприятия к использованию экологически эффективных инновационных технологий и реальной экономии издержек.

В сфере экологической и социальной устойчивости финансовые институты развития могут выступать в роли лидеров. Тем самым, они будут формулировать «правила игры» и подтягивать промышленные предприятия к реализации проектов «зеленой экономики».

За этими компаниями последуют другие корпоративные игроки, желающие сохранить конкурентоспособность и долю рынка. Тем самым будет заложен позитивный «зеленый» тренд в развитии российской экономике. 

 

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

бывший помощник Председателя Правительства  

 

[1] URL: http://www.unepfi.org/fileadmin/documents/guide_banking_statements.pdf

* «Энергоэффективность в России: скрытый резерв», отчет экспертов Мирового банка, 2008 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован