В новых индустриальных странах, одним из первых комплексную борьбу с коррупцией начало правительство Сингапура, которое добилось впечатляющих успехов на этом поприще. В стране создана весьма эффективная система противодействия и искоренения коррупции.
Стратегия борьбы с коррупцией в этой стране отличается строгостью и последовательностью и ориентирована на минимизацию или исключение условий, создающих как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий.
Тактика снижения уровня коррупции была построена на применении целого комплекса административных и законодательных мер, в том числе:
- упрощение бюрократических процедур;
- регламентация действий чиновников;
- строгий надзор над соблюдением высоких этических стандартов.
Юридическую основу для борьбы с коррупцией в Сингапуре заложил принятый в 1960 г. законодательный Акт о предотвращении коррупции.
Был создан специальный государственный орган - Агентство по борьбе с коррупцией (АБК), директор которого подчиняется напрямую премьер-министру страны. В структуре АБК функционирует три отдела: оперативный, административный и информационный.
Принятый закон устранил несколько серьезных препятствий. Прежде всего закон дал четкое определение всех видов коррупции и регламентировал работу агентства, наделив его особыми полномочиями.
Закон ужесточил наказание за взяточничество. Были увеличены тюремные сроки за получение взятки, введены жесткие меры за дачу взятки или за отказ от участия в антикоррупционных расследованиях.
Сотрудники агентства получили право задерживать потенциальных взяточников, проводить обыск у них в домах и на работе, проверять банковские счета и т.д. Граждане Сингапура могут обращаться с жалобами в агентство на государственных служащих и требовать их наказания.
Позже сингапурское законодательство несколько раз дополняли. В частности, в 1989 г. была введена форма наказания, предусматривающая конфискацию имущества.
Ряд мер был направлен на повышение независимости судебной системы. Судьи получили привилегированный статус и высокую заработную плату. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть признан виновным в совершении тяжкого преступления, резко снижает потенциальную привлекательность коррупции.
В рамках борьбы с коррупцией практиковалось массовое увольнение чиновников в таможенных органах и других государственных организациях и службах.
Указанные меры сочетались с дерегулированием экономики, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.
Начиная со второй половины 80-х годов прошлого столетия правительство Сингапура стало серьезно работать над "качеством" бюрократии.
Прежде всего чиновникам решили значительно увеличить зарплаты, что должно было удержать их от взяток. Первоначально парламентарии и население Сингапура восприняли эту инициативу с недоверием, но премьер-министр Ли Куан Ю публично обосновал целесообразность этой меры. В дальнейшем зарплата государственных служащих увеличивалась каждые несколько лет.
В настоящее время оклады высших должностных лиц страны рассчитываются в зависимости от средних заработков в бизнесе и доходят до 20-25 тыс. долл. в месяц. Заработки чиновников в Сингапуре выше, чем у равных им по статусу государственных служащих в США.
В Сингапуре чиновничество стало поистине привилегированным аристократическим классом. Правительство сделало профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и весьма уважаемой. Местная бюрократия считается одной из самых эффективных в мире.
В политике подбора и расстановки высокопоставленных кадров в Сингапуре на государственном уровне проповедуется принцип меритократии.
Справочно: меритокра?тия (букв. "власть достойных", от лат. meritus - достойный и греч. ?????? - власть, правление) - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального происхождения и экономического положения.
Указанный термин используется преимущественно в двух значениях. Первое значение соответствует системе, противоположной аристократии и демократии, в которой руководители назначаются из числа специально опекаемых талантов. Второе, более распространенное, значение предполагает создание начальных условий для объективно одаренных и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции.
В Сингапуре создана система, которая позволяет отбирать способных, умных, прогрессивно мыслящих молодых людей, способствует их образовательному и профессиональному росту.
Отбор кандидатов в чиновники происходит еще в школе. Затем представителям будущей элиты помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу.
В частности, детям государственных чиновников оплачивается обучение в Оксфорде, Сорбонне, Гарварде и других наиболее престижных зарубежных вузах. Тем самым поощряется появление чиновничьих династий. Государственный служащий, польстившийся на взятку, ставит под удар не только свое будущее, но и будущее своих потомков.
За подготовку будущих чиновников отвечает Агентство по борьбе с коррупцией. Так постепенно государственный аппарат управления обновлялся профессиональными, выученными и воспитанными кадрами, многие из которых пополняли ряды самого агентства.
Каждые три года чиновник любого ранга в Сингапуре проходит переаттестацию, в которой скрупулезно анализируются результаты и эффективность его работы, формулируются замечания и предложения по повышению качества работы.
Успехи Сингапура в борьбе с коррупцией во многом связаны с политикой бывшего премьер-министра страны Ли Куана Ю, который внес значительный личный вклад в искоренение этого негативного явления.
В результате в настоящее время Сингапур занимает одно из лидирующих мест в мире по низкому уровню коррупции. Проведенное в этой стране социологическое исследование в конце прошлого века показало, что почти 100% опрошенных работников государственных учреждений верят в то, что их начальник никогда не преступал закон и не брал взяток.
Андрианов В.Д. - Директор департамента стратегического анализа и
разработок Внешэкономбанка, профессор МГУ,
д.э.н., академик РАЕН
viperson.ru