Эксклюзив
31 июля 2009
7758

Владимир Аникиев: Внедрение технического регламента по экологическому нормированию выбросов из автомобильного транспорта

1.Сертификация автомобилей

Как известно, автомобили загрязняют воздух, воду и землю следующими видами загрязняющих веществ: отработанные газы, продукты износа деталей машин и дорожного полотна, теряемыми материалами, при проведении технического обслуживания и утилизации.

Согласно международному опыту эффективным способом защиты природы являются ограничения, накладываемые на каждый источник загрязнения.

Другими словами, необходимо нормирование экологических характеристик объекта, т.е. введение экологических требований к подвижному составу автотранспорта.

Поскольку наша страна основные международные перевозки осуществляет со странами ЕС, поэтому было заключено соглашение о трансформации российского законодательства в соответствии с нормами ЕС.

По этой причине разработанный технический регламент: "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории России, вредных (загрязняющих) веществ" (утвержденный Правительством РФ от 27 февраля 2008г. N118) основан на нормах Европейской Экономической Комиссии ООН (табл.1)
Под определением автомобилей, "выпускаемых в обращение на территории России" понимаются:
- новые автомобили, впервые изготовленные в нашей стране;
- автомобили, ввезенные на таможенную территорию России.

К выбросам вредных (загрязняющих) веществ относятся:
- отработанные газы, испарение топлива, содержащие окись углерода (СО);
- смесь летучих низкомолекулярных углеводородов (CmHn);
- смесь оксидов азота (NOx);
- дисперсные частицы;



Таблица 1
Нормы выхлопа в атмосферу по правилам ЕС [1]

Экологический класс автомобильной техники, `Евро`Нормативные документы, устанавливающие требования к экологическим характеристикам автомобильной техникиТехнические нормативы выбросов
COг/кВт∙чCmHnг/кВт∙чNOxг/кВт∙ч
0Правила ЕЭК ООН N83-02, уровень выбросов А.Правила ЕЭК ООН N49-0185517
1Правила ЕЭК ООН N83-02, уровни выбросов B, C.Правила ЕЭК ООН N49-02, уровень выбросов А.72414
2Правила ЕЭК ООН N83-04, уровни выбросов B, C, Dсоответственно.Правила ЕЭК ООН N49-02, уровень выбросов B.552,410
3Правила ЕЭК ООН N83-05, уровень выбросов А.Правила ЕЭК ООН N49-04, уровень выбросов А.Правила ЕЭК ООН N96-01.201,17
4Правила ЕЭК ООН N83-05, уровень выбросов B.Правила ЕЭК ООН N49-04, уровень выбросов B1.40,552
5Правила ЕЭК ООН N49-04, уровни выбросов B2, C.---

Как следует из данных табл. 1, переход технических нормативов выбросов на нормы выхлопа по правилам ЕС от экологического класса автомобильной техники "Евро-0" до класса "Евро-3" приводит к сокращению выбросов окисла углерода (СО), смеси летучих низкомолекулярных углеводородов (CmHn) и смеси оксидов азота (NOx) в ~4,2 раз, в ~5 раз и 2,4 раз, соответственно.

Таким образом, загрязнение воздуха России при достижении класса "Евро-3" может быть уменьшено в ~5 раз.

Автомобильная техника и установленные на ней двигатели должны соответствовать сертификату соответствия, или типа транспортного средства, предусмотренного Правилами Европейской Экологической Комиссии ООН (Правила ЕЭК ООН).

Срок действия сертификации не может превышать 4 лет, а если происходят изменения в конструкции автомобиля или двигателя, влияющих на экологические параметры, требуется получение новых сертификатов.

К сожалению, в настоящее время две трети российского автопарка часто не соответствуют нормам "Евро-0" [2].


2. Тенденции изменения стандартов качества отечественного бензина

Согласно действующей "Концепции развития автомобильной промышленности России до 2010г" предполагается переход автопрома на выпуск машин, соответствующих требованиям "Евро-2".

Тем не менее, в соответствии с техническим регламентом предполагалось, что с 1.01.2009г. весь бензин и дизельное топливо будут соответствовать требованиям Экологического стандарта "Евро-3".

Однако, представители нефтеперерабатывающих компаний заявили, что страна не готова начать избавляться от "Евро-2", на которой ездит большинство машин в России.

По этой причине 30 декабря 2008г. было внесено изменение в технический регламент по топливу, согласно которому бензин стандарта "Евро-2" будет выпускаться в России до 31 декабря 2010г.

Согласно техническому регламенту разделение автомобильных бензинов и дизельного топлива осуществляется на 4 класса от "Евро-2" до "Евро-5" с октановыми числами у второго класса - 92, до 95 у остальных классов [3].

В России из всего топлива ~40% соответствует "Евро-2" и ~9% "Евро-3".

Кроме того, Минобороны РФ и Росрезерв используют бензин с октановым числом 80, которые необходимо истратить до введения новых экологических стандартов.

По этой причине технический регламент предусматривает переходный период, согласно которому в течение 3х лет допускается выпуск в оборот бензинов с октановыми числами 80 и 92.

Вводится так же 5-летний переходный период для использования топлива, выпущенного до принятия технического регламента.

В технический регламент внесены требования к продавцу по информированию покупателя о производстве топлива.

Продавец обязан будет указать:
- место производства топлива и дату его изготовления;
- по каким требованиям оно произведено (ГОСТ, ТУ).

В случае отсутствия такой информации владелец бензоколонки может быть подвергнут штрафу.

Существовала идея о переходе на производство бензина соответствующего нормам "Евро-4", минуя стандарт "Евро-3".

Однако, по подсчетам экспертов, потребуется 30 млрд. $, которые трудно будет найти во время кризиса.


Выводы

1. С 1.01.2010г. по 31.12.2011г. в России предполагается, что большая часть бензина будет соответствовать нормам "Евро-3", с октановым числом равным 95.
2. Однако, в течение 3-5 лет будет разрешено использовать бензин с октановыми числами 80 и 92.
3. Введение экологического стандарта "Евро-3" будет способствовать уменьшению уровня загрязнения воздуха в ~5 раз, но продолжение использования бензина с октановыми числами 80-92 приведет к ухудшению данного показателя.


Литература

1. Технический регламент: "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2008г. N118.
2. "Евро-2" в России/ http://glushi.ru/euro2.html.
3. Бартев В. Ветлинский И. Загадай октановое число/ Российская газета, 5.03.2008.


31.07.2009

www.viperson.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован