В российском характере - все делать в последнюю минуту и вечно опаздывать. Так и сейчас, официальное начало избирательной кампании уже объявлено, а конфигурации политических блоков больше всего напоминают контуры амебы.
Сегодня во всех частях политического спектра ведется лихорадочный торг вокруг вхождения партий и движений в те или иные блоки, на глазах меняется ориентация и риторика известных политических фигур.
Эта ситуация вполне адекватна расколотому состоянию российского общества. Причем, накал политической борьбы определяется одним фундаментальным обстоятельством: все сознают, что выборы в Думу в 1999 г. и Президента в 2000 г. определят вектор развития России (а с ним и доминирование во власти тех или иных сил) на годы вперед.
Напомним: борьба идет за голоса граждан России. Какие бы "технологии" манипулирования сознанием людей не применялись, именно гражданам предстоит сделать этот исторический выбор будущего своей страны и своего государства. Поэтому крайне важно помочь россиянам сделать свой выбор сознательно и самостоятельно.
Мы хотим помочь нашим читателям выработать собственное, независимое суждение, разобраться в том пестром и неустойчивом образовании, которое помещается между гражданами России и властью.
Начнем с тех, кто всегда претендует на роль политического "центра", но по сути политической партией не является.
"ПАРТИЯ ВЛАСТИ" - конструкция, которая объединяет тех, кто уже находится во власти (в центре или в регионах) и считает, что никаких партий вообще не нужно. Это люди с советско-номенклатурной идеологией, согласно которой власть и так знает, что для народа лучше, а потому ни в каких посредниках не нуждается. Отсюда - борьба против формирования в России демократической системы политических партий, которую вели Б.Н.Ельцин и большинство губернаторов.
На каждых выборах "партия власти" представлена центральной структурой и рядом более мелких образований, чаще всего - региональных. В 1993 г. это был "Демократический выбор России" (ДВР), в 1995 г. - НДР. Сегодня на роль ядра "партии власти" претендует только что образованный блок "Отечество - Вся Россия" (ОВР). Его создание резко поменяло динамику борьбы за власть внутри самой власти. Хорошо известны напряженные отношения между Кремлем и Ю.Лужковым. Перенесутся ли они на отношение Ельцина к ОВР в целом, - нам еще предстоит узнать. Но уже в самом начале случилось важнейшее событие: условием соглашения Шаймиев поставил прекращение Ю.Лужковым открытой критики власти. Если ОВР сохранится, это означает перемещение "Отечества" на позиции "партии власти", от которых оно совсем недавно демонстративно отходило.
Рядом с ОВР есть еще ряд близких по духу движений. Среди них особое место принадлежит НДР - бывшему ядру "партии власти", которое сегодня мучительно ищет свое место, пытаясь трансформироваться и поменять привычный имидж, чтобы укрепить свои позиции хотя бы накануне выборов в Думу. Но старые инстинкты дают о себе знать: сохраняется вероятность серьезной игры Кремля на избирательном поле против ОВР, с использованием НДР и блока правых партий.
ЛДПР или, точнее, партию Жириновского, также следует по праву и окончательно записать в блок "партии власти". Никто так последовательно и верно не вел в Думе хорошо оплаченную работу в интересах власти, как Жириновский. Его шансы на будущее зависят как от самой власти, так и от извечной любви россиян к клоунаде.
ПРАВЫЙ БЛОК объединяет тех, кто или уже побывал в роли "партии власти" в прошлом или по каким-то причинам не попал сегодня в ее "ядро". К первым относится ДВР, возглавляемая Гайдаром и Чубайсом; ко вторым - самарский губернатор Титов со своим блоком "Голос России". Не в счет движения Б.Федорова, И.Хакамады и Б.Немцова, о которых ничего не известно, кроме ярких фигур лидеров. Особняком стоит бывший премьер С.Кириенко, обладающий определенной популярностью и явно выстраивающий свое движение с прицелом на будущее.
Капитальная слабость этого блока - тяжкий груз ответственности за искажение путей реформирования посткоммунистической России, результатом чего является формирование не либерально-демократической, а авторитарно-олигархической системы власти, концентрация национальных ресурсов в руках узкой группы "олигархов" и обнищание половины населения страны.
Вместе с тем, партии правого блока пытаются извлечь уроки из прошлого и действовать уже как настоящие гражданские партии. На ближайших выборах их шансы невелики, но на будущее есть шанс на образование в России относительно небольших, но "нормальных" правых партий.
ЛЕВЫЙ КРАЙ можно назвать так лишь очень условно. Парадокс посткоммунистической российской политики в том, что "левых", в европейском смысле, у нас почти нет. Ядром на этом фланге выступает КПРФ, идеологически и политически числящая себя наследницей КПСС, которая никогда не была ни левой, ни просто партией.
В 1995 году на выборах КПРФ образовала Народно-патриотический союз (НПСР), объединив вокруг себя партии и движения, которые, так или иначе, были носителями идеи возврата в славное прошлое: великодержавно-имперское ("Духовное наследие", "Народовластие"), ксенофобно-антизападническое (Макашов, Илюхин и др.).
Отсутствие позитивной программы у этого блока ярко проявилось в недолгий период недавнего "хождения во власть" его представителей в правительстве Примакова. Результатом явились "разброд и шатание" в НПСР, отход от КПРФ целого ряда партий и движений, чему мы были свидетелями на протяжении последних месяцев. С резкой критикой лидеров КПРФ выступили А.Тулеев, А.Подберезкин, В.Илюхин и другие. Сложилась ситуация, когда развал "левой" коалиции стал почти реальностью. Но, похоже, и на сей раз КПРФ выручила "партия власти". После образования ОВР пространство для политического маневра - образования союзов для "раскольников" - резко сузилось. И не исключено, что большинство, пометавшись, вернется в лоно опостылевшего, но тем не менее дающего гарантии на вхождение в новую Думу НПСР.
"Московское Яблоко", 5-20 августа 1999 года
http://www.yabloko.ru/Publ/MY/my-5-3.html