19 января 2007
2674

Владимир Белоус рассказывает о лазерных системах и их военном потенциале

Владимир Белоус , ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, кандидат технических наук, генерал-майор в отставке, автор серии книг и монографий по вопросам военного космоса, рассказывает о лазерных системах и их военном потенциале.



- Владимир Семенович, можем ли мы говорить сегодня, что милитаризация космоса - дело прошлого?



- Да, сегодня космос единственная среда, свободная от ядерного оружия. Но это не значит, что мир гарантирован от милитаризации космоса. Экспертам хорошо известно, что определенные элементы системы противовоздушной обороны, к созданию которой США официально приступили, будут размещаться в космосе. И речь идет не только об информационно-разведывательных, но и ударных элементах. В частности, о боевых лазерах.



- "Гиперболоид инженера Гарина" для космоса?



- Да, только в более значимых масштабах. И это не фантастика. Американцы уже приступили к исполнению проекта. Собственно проект состоит из двух частей: лазеры воздушного базирования и лазеры космического базирования. Испытание первых намечено начать уже в 2007 г. Принятие на вооружение в 2012 г. Второй этап - лазеры космического базирования: начало испытаний - 2012 г., прием на вооружение - 2020 г. Почему американцы сразу не выводят лазерное оружие в космос? Первый этап необходим, чтобы проверить идею противоракетного использования лазеров на практике. И к исполнению первого этапа, подчеркну, США уже приступили. Система лазеров воздушного базирования создается на базе самолетов "Боинг-747", поскольку это самый подъемный американский самолет. А лазерная установка вместе с необходимым для выстрела запасом горючего требует больших весовых и геометрических параметров. Плюс к этому, самолеты - это высокая мобильность. По сути, их можно перебросить в любой район земного шара. Если говорить о России, то лазеры воздушного базирования можно разместить максимально близко к границам России, с тем, чтобы в нужный момент нанести удар по стартующим ракетам. Надо иметь в виду, что уязвимость ракет на участке взлета наибольшая. Например, механическая стойкость жидко-топливной ракеты составляет 0,3-0,4 килограмма на квадратный сантиметр. Для твердо-топливных ракет это чуть большая величина: примерно 0,5 килограмма на квадратный сантиметр. Для сравнения: устойчивость человеческого организма к механическому воздействию типа ударной волны примерно один килограмм на квадратный сантиметр. То есть человеческий организм более устойчив, чем ракета на старте. Первый эксперимент по системе лазеров воздушного базирования должен состояться в 2007 году, а принять их на вооружение планируется к 2012 году. Первоначальный вариант - эскадрилья из 7 самолетов. Если она оправдает себя, если в эксплуатации и в боевом применении будут положительные результаты, то, можно не сомневаться, американцы увеличат число воздушных лазеров. Проблемы создания лазерного оружия весьма сложные. Прежде всего, нужно обеспечить очень высокую мощность лазерного излучения: примерно 2-3 миллиона ватт. По расчетам специалистов, для создания подобной мощности на один выстрел пушки потребуется около 500 килограмм горючей смеси.

Вторая проблема - фокусировка лазерного излучения. Для этого нужны большие зеркала, диаметром около 5 метров, но изготовленные с микронной точностью, для того, чтобы фокусировать, а не рассеивать. И эти зеркала должны иметь мощную систему охлаждения, так как при излучении (выстреле), зеркала будут нагреваться и деформироваться. Однако американцы полагают, что в установленные сроки смогут решить все эти проблемы и создать первую систему лазеров воздушного базирования.



- Каков может быть принцип применения этой системы?



- Планируется, что "Боинг" с лазером на борту будет летать на высоте 12 километров. У него, конечно, будут самолеты-заправщики и самолеты системы охраны. По расчетам американских специалистов, лазер воздушного базирования на первых порах будет обладать дальностью поражения по твердо-топливным ракетам примерно 300 километров (расстояние от самолета до цели, до ракеты), а по жидко-топливным - порядка 600 километров. Причина разницы в том, что у твердо-топливной ракеты участок разгона примерно 3 минуты, а у жидко-топливной порядка 5 минут. Соответственно, появляется больше времени для нанесения удара. Ракета за это время может преодолеть 100-150 километров. Если говорить опять же об угрозе для России, то наиболее вероятно размещение таких американских систем в Прибалтике. Кстати, обратите внимание, что нас уже постепенно приучают к нахождению там натовских самолетов. И не только истребителей, но и самолетов системы АВАКС.



- Насколько реально создание такой системы?



- Первые эксперименты с боевыми лазерами американцами были проведены еще 20 лет назад. Правда, это были лазеры наземного базирования. Первый впечатляющий эксперимент они провели в сентябре 1985 года, всего через два года после объявления Рональдом Рейганом начала реализации программы СОИ. Кстати, у нас многие до сих пор считают, что в исполнении этой программы США потерпели неудачи. Но это не совсем точно. Американцы, выполняя программу "звездных войн", сделали серьезные прорывы в области технологий двойного назначения. И то, что сейчас они двигаются дальше, это результат именно тех разработок. Но возвращаюсь к эксперименту. На испытательном полигоне была установлена вторая ступень жидко-топливной межконтинентальной американской ракеты Титан-1. Однако для большего психологического эффекта, поскольку эксперимент транслировался по телевидению не только на Америку, но и на другие страны, они нанесли на цель окраску и маркировку советской ракеты. На расстоянии одного километра от цели был установлен лазер "Миракл". Это фтороводородный инфракрасный мощностью 2,2 меговатта. В течение 12 секунд лазер прожег отверстие в баке ракеты и она взорвалась. Летом 2002 года американцы совместно с израильтянами провели эксперимент с лазером наземного базирования. В качестве цели были использованы снаряды в полете, снаряды от нашей установки Град. Это установки залпового огня. И эти ракеты были перехвачены, уничтожены.



- Но при дальности действия воздушного лазера 300-500 километров, он не страшен нашим ракетам, расположенным в центре России.



- Пока да. Но именно поэтому американцы вслед за развертыванием воздушной системы лазеров намерены развернуть и космическую. И тогда географический фактор уже не будет иметь значения. Лазер воздушного базирования больше решает проблемы борьбы с ракетами малой и средней дальности. В том числе и за счет того, что эта система может быть оперативно переброшена в любой район мира. Для России подобная система особой угрозы конечно не представляет. Но, например, для Израиля она может сыграть роль стратегического щита. То есть в рамках борьбы с терроризмом это может быть весьма эффективное оружие.



- Пока мы можем констатировать, что принципиального решения о развертывании лазеров в космосе еще нет?



- Принципиального нет. Многое будет зависеть от экспериментов с воздушными лазерами. Американцы уже вкладывают весьма солидные средства в лазерную идею. На разработке системы задействованы крупнейшие американские компании: Боинг, Мартин-Локхид. Но остается вопрос стратегической необходимости программы. Совершенно очевидно, что лазеры в космосе направлены против ракет стратегического назначения, а таковыми сегодня в мире не союзном США обладают только Россия и Китай. Таким образом, лазерная космическая программа однозначно направлена только против России и Китая. Но если отношения между Москвой и Вашингтоном будут постоянно улучшаться, то стоит ли вкладывать сотни миллиардов долларов в новую гонку вооружения?



- Российским ученым и инженерам удалось найти адекватный ответ на американскую ПРО: боеголовка, маневрирующая скоростью и направлением движения. Сможем ли мы найти адекватный ответ космическим лазерам?



- Первое. Лазер опасен только для ракет. Для боеголовок лазер не представляет опасности. Он не способен поразить боеголовку. Во-вторых, боевая головка это прочная силовая конструкция. Если ракета выдерживает удар не более 0,3-0,5 кг на квадратный сантиметр, то боеголовка удерживает удар в несколько десятков килограмм на квадратный сантиметр. Представьте, во сколько раз придется увеличивать мощность лазера? Это практически невозможно. Поэтому перед нами встает вопрос защиты ракет только на участках разгона 3-5 минут, в крайнем случае, еще на участке разделения боеголовок еще 3-4 минуты. Но последнее я бы снял с обсуждения. Разделение боеголовок происходит в определенных точках с изменением направления движения собственно ракеты через каждые 30-40 секунд. За это время информационно-разведывательная система просто не успеет зафиксировать и отследить данную ракету. Таким образом, наиболее поражаемым остаются первые 3-5 минут полета ракеты - участок разгона. Что мы можем сделать здесь для защиты наших ракет? Прежде всего, сократить время разгона. Насколько это реально? Реально. У поступающих сейчас на вооружение ракет Тополь-М участок разгона уже не пять, а меньше трех минут. И это не предел. Можно еще увеличивать мощность двигателей, сокращая время разгона ракет. Безусловно, это потребует значительных экономических, финансовых затрат и пока для нас это сложно, но если потребуется - выполнимо. Эксперты считают, что минимальным по времени является время разгона 100-130 секунд. При подобных данных ракету уже невозможно перехватить на участке разгона, имеющимися сегодня средствами. Есть и оригинальные методы защиты от лазера. Например, медленная закрутка запускаемой ракеты. Лазерное излучение должно фиксироваться на объекте несколько секунд, а если объект вращается, то изображение расплывается. Соответственно точность попадания отсутствует.



- Как бы вы оценили технические возможности создания лазерных боевых систем?



- Создание лазерных систем воздушного базирования я бы оценил 50х50. Создание космических систем менее реально, последними будут заниматься только в случае успешных испытаний лазерных систем воздушного базирования.



- Но если воздушные системы для нас не угроза, а реальность создания космических систем минимальна, может быть нам не стоит сейчас на все это обращать внимание?


- Нет. Что касается космических систем, то, конечно, нам рано еще заниматься инженерными и техническими вопросами, но теоретически уже стоит искать противодействие. Уже нужен мозговой штурм проблемы. По системе воздушного базирования от мозгового штурма нам уже пора переходить к поиску инженерных и технических решений противодействия.

12.04.05

"Кремль.ORG"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован