14 ноября 2008
4941

Владимир Дмитриев: Триединство хлеба славя...

Ставший традиционным и полюбившийся уже горожанам Праздник хлеба, грандиозное театрализованное действо, организованное Государственным центром Хлеб, Ассоциацией Хлебопеки Санкт-Петербурга и городской администрацией, в этом году состоится 22 сентября на площади Островского.

Идея проведения торжества, посвященного хлебу была впервые осуществлена в Петербурге в 2000 году. Время проведения праздника, вобравшего в себя черты исконных народных традиций и обычаев, выбрано не случайно. Осень - пора сбора урожая, время свадеб, праздников и гуляний на Руси. В старину старинный славянский праздник урожая Овсень, или Овсенины, символизировавший переход от лета к осени, отмечали повсеместно и широко. Прощаясь с летом, всюду жгли костры, пели песни, устраивали игрища. На Овсень чествовали солнце и радовались плодам своего труда, что вполне понятно и естественно для крестьянина, жизнь и благосостояние которого во многом зависели от собранного урожая, являющегося основным показателем успешности прошедшего и надежности будущего года. На Руси праздник урожая (Рода и Рожаниц), всегда справлялся девятого сентября. Западные славяне в этот день чествовали Световита большим пирогом. Во время старинного православного праздника - третьего Хлебного или Орехового Спаса (Спас Нерукотворного Образа), отмечавшегося 29 августа, крестьяне также благодарили Бога за урожай. По установившимся традициям, к этому празднику даже самым неторопливым хозяевам полагалось дожать последний сноп. В этот день было принято приносить в храм хлеб, испеченный из зерен нового урожая, и колосья для освящения. В старину в деревнях накрывали общий стол, варили пиво и зазывали гостей. Народные названия увязывают эти праздники с сезонными сельскохозяйственными работами (сбор меда, яблок, хлеба). Третий Спас хлеба припас, говорили в народе. Основа урожая хлеб - не только на многие века являлся основным продуктом питания и денежным эквивалентом - он определял политику государства. Во все века его нехватка больно сказывалась на благосостоянии населения. Так, в результате засухи в Поволжье погибли без хлеба миллионы голодающих. Согласно пресловутому закону о пяти колосках в 30-е годы можно было легко получить расстрел, а маленький кусочек блокадного хлеба в 125 граммов спас не одну жизнь в осажденном Ленинграде. Посему уже в соответствии с указами Петра создавались государственные запасы хлеба, контролировалась его цена и качество. А в 20-е годы ХХ века была учреждена Государственная хлебная инспекция взявшая под контроль торговлю зерном и хлебопродуктами.

Петербург стал первым городом в России, где придумали Праздник хлеба, явивший собой симбиоз многих народных традиций. Практически все хлебозаводы города (в прошлом году их было более двух десятков) представили здесь свою продукцию - огромное количество сортов хлеба, булок, бубликов, сушек, пряников. На современной ярмарке хлебопечения около 300 профессиональных артистов пели, плясали, проводили конкурсы и викторины. Белая русская печь (в таких когда-то пекли у избах хлеб), превратившись в подвижную эстраду, объезжала лотки, палатки и шатры хлебопекарных предприятий, и каждому из них пелся гимн-славословие. Прекрасно смотрелась театрализованная хореографическая миниатюра, символизирующая воина-землепашца. Рыцари в доспехах воплощали исторические мотивы: в старину ведь мужчины пахали землю, а меч и доспехи лежали рядом. Что приятно, торжество не обернулось эстрадно-попсовой солянкой. Получился прекрасный, действительно фольклорный праздник, народное гулянье с гармонистами в толпе, скоморохами, непрерывно развлекавшими публику, лоточниками и коробейниками, раздававшими бублики и пряники. Народный артист России Эдуард Хиль спел гимн Хлебу. Не забыли и детей: для них была подготовлена развлекательная программа с куклами-великанами, клоунами, выступлениями детских коллективов.

В этом году праздник перенесен на большую, с правильной симметрией и великолепными петербургским декором площадь Островского перед Александринским театром. Нынешнее действо будет отличаться некоторыми новыми идеями и решениями, претворяемыми в жизнь режиссером-постановщиком Владимиром Соколовым. У театра расположится большая сцена с новыми великолепными декорациями художника Александра Пастернака. Яркие, подсвеченные, они движутся, приковывают взор и создают вместе с прекрасной музыкой ощущение праздника. В центре огромная мельница с вращающимися крыльями, по краям - атланты-хлебопеки, которые держат свод из хлебных булок и декоративные старинные пушки, стреляющие конфетти. Зазывалы будут приглашать народ с Невского на гулянье. По одной стороне садика двинется шествие, во главе которого настоящая русская печка с домовым, шутами, клоунами и ярко наряженными скоморохами с балалайками. За печкой оркестр хлебопеков, где все музыканты одеты в поварские колпаки и фартуки, следом повара с поварятами, наконец - ряженые с лотками, наполненными кренделями и бубликами. Впереди второй колонны земледельцев-хлеборобов могучий богатырский конь, запряженный в сказочный плуг, за рычагами которого символический лубочный пахарь - плечистый Микула Селянинович в русских портах и рубахе. Потом косцы-косари с косами, следом бабы с серпами, за ними дети со снопами. Замыкают шествие скоморохи, ряженые с дудками и трещотками и ратные люди. Обе колонны встречаются у мельницы, и все вместе олицетворяют триединство хлеба: святой труд хлеборобов-землепашцев, которые хлеб сажают-убирают, мукомолов на мельнице, перемалывающей зерно в муку и хлебопеков, которые пекут из муки хлеб. Это находка создателей действа.

После вручения Хлеба-соли представители Епархии, всегда с удовольствием принимающие приглашение принять участие в торжестве, благословят собравшихся и освятят, окропляя святой водой, продукцию питерских хлебопеков. Гвоздем праздника, наверняка, будет яркий, очень интересный конкурс Чудо-продукт. Самый большой, самый длинный, самый оригинальный и так далее - более 20 номинаций на призы зрительских симпатий. Фантазия хлебопеков заработает безудержно и воплотится в конкурсные изделия. Каждое предприятие, показывая лицо, изобретет что-то свое: огромный пирог, длиннющий батон, вазу из хлеба... Более широким будет петровский блок праздника, включающий театрализованное представление с танцами XVIII века и костюмированным мимансом. Как и в прошлом году Петр I, Меньшиков и арап Ганнибал - на Петровской ассамблее. Алексашка, исполнив русскую народную песню, перепоет Ибрагима. Петр велит Меньшикову вспомнить, как тот пирожками торговал, они возьмут лотки и вместе со ряжеными пойдут раздавать народу калачи и бублики. На двух малых сценах, слева и справа от Александринского театра и на самой площади завертится круговорот концертно-игровых программ с куклами-великанами, и скоморохами, с участием хореографических, вокальных, фольклорных и эстрадных коллективов и исполнителей, театров под открытым небом. Всюду - игры, шутки, розыгрыши, конкурсы, викторины с вручением призов публике. В финале прозвучит Русское поле в исполнении Великорусского хора, а небо расцветит красочный фейерверк!

Владимир Дмитриев

beatle2.narod.ru

14.11.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован