29 января 2008
2973

Владимир Дворкин: Рано успокоились. Не исключено, что у Ирана уже есть ядерное оружие

Доклад разведсообщества США, в котором утверждается, что работы по ядерному оружию были прекращены Тегераном еще в 2003 году, в Америке и ряде других стран, включая Россию, восприняли как паузу, позволяющую понизить степень тревоги и продолжать в течение нескольких лет дипломатические усилия по урегулированию иранского ядерного кризиса. Вместе с тем детальный анализ упомянутого документа может вызывать только еще большую обеспокоенность, а не чувство облегчения.

Это связано, во-первых, с тем, что в данном докладе нет никаких ссылок на конкретные факты, подтверждающие сделанный в нем вывод, а все основано на предположениях и умозаключениях. Конечно, это можно объяснять желанием обезопасить источники информации, о чем говорили представители администрации США, когда их просили подтвердить наличие оружия массового уничтожения у Саддама Хусейна. Однако существует немало способов легендирования путей получения секретных сведений. Вот почему аналитическая разработка американских разведчиков скорее всего свидетельствует о желании оправдать себя за прошлые ошибки и избежать упреков в случае силовых действий против Ирана.

Во-вторых, доклад свидетельствует, что режим аятолл несомненно обманывал МАГАТЭ и мировое сообщество, утверждая, что он ядерное оружие не разрабатывает.

В-третьих, что означает прекращение программы? Может быть, работы по созданию основных компонентов ядерного оружия (к ним относятся ракеты, авиабомбы, конструкция головной части для боезаряда и сам боезаряд) уже завершены?

Ракета "Шехаб-3" для доставки ядерного боеприпаса к цели в Иране уже есть. И это не копия северокорейской БР "Нодон-1", сделанной по "скадовской" технологии (использовалась связка из четырех двигателей ракет типа "Скад"). На "Шехаб-3", насколько известно, вместо четырех РД устанавливается один мощный двигатель собственной разработки, позволивший увеличить полезную нагрузку с 1000 кг до 1300 кг при дальности полета ракеты 1500 км. Если же полезная нагрузка уменьшится до 500 кг, дальность полета ракет такого класса возрастет примерно еще на 800 км. И серьезных препятствий для улучшения последнего показателя нет.

Вообще же представление о том, что такие страны, как Северная Корея и Иран, способны иметь только ракеты, сделанные по технологиям советских БР типа "Скад", ошибочно. Можно напомнить, что в СССР еще в конце 1950-х годов были разработаны ракеты средней дальности с ядерными боезарядами, которые могли преодолеть и 2000, и 5000 км. Считать, что подобные технологии до сих пор недоступны для других, - опасное заблуждение.

Также нельзя упускать из виду и такой момент. Не существовало никаких препятствий и ограничений для разработки в течение многих лет конструкции головной части и боезаряда. Давний эксперимент в США, при котором два физика, никак не связанных до этого с созданием оружия, смогли в кустарных условиях, пользуясь открытыми публикациями, смастерить ядерное взрывное устройство "пушечного" типа, лишний раз подтверждает, что для научно-исследовательских и проектных организаций Ирана решение задач такого рода не представляет сколько-нибудь серьезных трудностей.

Тем двум американским физикам для подготовки действующего взрывного устройства не хватало только оружейного урана. Чего не хватает Ирану, можно только предполагать, имея в виду категорический отказ прекратить обогащение урана в Натанзе, несмотря на две резолюции Совета Безопасности ООН. Президент Исламской Республики Махмуд Ахмадинежад заявляет, что таких резолюций может быть хоть десяток, а процесс обогащения урана будет продолжен. И число центрифуг с нынешних 3 тыс. хочет увеличить до 50 тыс.

Нельзя исключить и того, что какое-то ограниченное количество оружейного урана в Иране уже есть, и об этом, в частности, прямо указано в американском докладе. Приобрести его можно было на черном рынке ядерных технологий и материалов, подобном тому, который организовал "отец" пакистанского ядерного оружия Абдул Кадир Хан.

Представляется, таким образом, что успокаиваться было бы преждевременным. В сложившихся условиях действенным может быть главным образом консолидированная позиция членов Совета Безопасности ООН в принятии очередной резолюции, значительно усиливающей давление на руководство Ирана.

Владимир Зиновьевич Дворкин - главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке.


Независимое военное обозрение, 29.01.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован