Владимир Энтин, директор некоммерческого фонда "Центр правовой защиты интеллектуальной собственности", адвокат МКА "Клишин и партнеры", автор Закона о СМИ.
Radioportal.ru: Региональная радиостанция планирует использование в своих рекламных роликах песни российских и западных исполнителей. Как они могут использовать эти песни, не нарушая ничьи права?
Владимир Энтин: Произведение, начиная с момента его создания, охраняется целиком и полностью. Как только прозвучал какой-то узнаваемый фрагмент, который позволяет идентифицировать мелодию или песню, произведение считается использованным. С первых узнаваемых тактов уже задействовано авторское право композитора. Следовательно, при использовании этого произведения в коммерческих целях радиостанция обязана получить согласие автора. Когда произведение используется в информационных или в учебных материалах, действуют специальные изъятия, установленные в Законе об авторском праве. Чтобы авторское право не препятствовало информационному, культурному и научному обмену, допускается использование произведений, охраняемых авторским правом, без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения создателю произведения. Сфера коммерческая выведена здесь за скобки. Это значит, если музыка или песня звучит или цитируется в каком-то обзоре, разговоре о классической или современной музыке, вы можете это дать без согласия авторов. Как только материал начинает использоваться в чисто коммерческих целях, пускай даже чуть-чуть, вы обязаны получить согласие. Может быть, кто-то не захочет, чтобы его музыка или песня ассоциировалась с порошком от тараканов или средством от пота.
Radioportal.ru: Где в таком случае искать авторов песни или музыки (особенно это касается западных исполнителей или композиторов)?
Центр правовой защиты интеллектуальной собственности был создан в начале 1999 г. Учредителями организации являются Национальная Ассоциация Телерадиовещателей, Межтерриториальная коллегия адвокатов "Клишин и партнеры", Государственная Третьяковская Галерея и газета "Комсомольская правда". Идею создания такого центра реализовал Владимир Львовович Энтин - адвокат, один из авторов Закона о СМИ. На вопросы Радиопортала ответила Рита Лихота, ответственный секретарь Центра.
Владимир Энтин: С иностранными исполнителями все тоже достаточно просто. Есть РАО (Российское Авторское Общество), которое управляет правами от имени всех композиторов, как российских, так и зарубежных, так как они имеют соглашение о взаимном представительстве. Радиостанция заключает договор с Обществом и получает право на использование репертуара исполнителя или композитора. Это не значит, что можно использовать всю музыку или произведение, в этом соглашении с РАО можно оговорить условия об использовании части произведения в рекламе. В этом договоре будет оговорено особое отчисление за использование фрагмента в рекламе.
Radioportal.ru: Кто должен заключать такой договор с РАО - радиостанция или рекламодатель?
Владимир Энтин: Это зависит от того, как договорятся между собой стороны. Если радиостанция имеет договор с рекламодателем и берется произвести рекламный продукт, продать и озвучить, то ей проще заключить договор с РАО. Тем более, чтобы действовать легально, она должна иметь такого рода соглашение. Если это собирается делать сам рекламодатель, он должен сам связываться с РАО, писать запрос о том, что он хочет рекламировать свою продукцию с использованием такого-то произведения.
Radioportal.ru: Мы говорили о произведениях без искажения. А если музыка или текст песни изменен?
Владимир Энтин: В отношении текста претензии может предъявить как раз тот, чьи слова оказались из текста выброшены. В этом случае договариваться опять-таки нужно с РАО или отдельно с автором музыки о том, что музыка или ее фрагмент будут использована совсем для других целей, и будет приглашен другой автор для написания рекламного текста. Чтобы такого рода операция была "чистой", должен последовать факс или письменный запрос в РАО с просьбой разрешить использование фрагмента музыки таким-то объемом звучания из такого-то произведения для рекламирования нашей продукции. В этом запросе должны быть: пункт, что текст рекламы мы сделаем самостоятельно и просьба получить согласие автора музыки. И только после получения разрешения от РАО можно использовать музыку и накладывать на нее другой, рекламный текст.
Radioportal.ru: А если реклама делается из музыкального попурри?
Владимир Энтин: В этой ситуации тоже действует общее соглашение с РАО по поводу использования музыки. Кроме такого соглашения, должно быть еще два документа для того, чтобы быть уже абсолютно спокойным. Поскольку музыка, которая используется, звучит в чьем-то исполнении, должны быть учтены права исполнителей и права тех, кто это исполнение зафиксировал на фонограмму. Существует Ассоциация производителей фонограмм и РОУПИ, с которыми тоже надо подписать договор. Этоупрощается тем, что РОУПИ договорились с производителями фонограмм и у них есть стандартный договор с минимальными отчислениями. В противном случае радиостанция станет уязвимой для голодных адвокатов и настырных авторов и исполнителей.
Radioportal.ru: Прокомментируйте такую типичную для любого СМИ ситуацию. Журналист взял интервью у директора муниципального музея. В момент, когдарадиопрограмма была готова к эфиру, позвонил директор музея и настоятельно потребовал внести в программу некоторые изменения, не относящиеся к программе в целом. В случае невыполнения своего требования он заявил, что запрещает использовать свое интервью в программе. Правомочно ли такое поведение? Может ли он в таком случае запретить использовать свое интервью?
Владимир Энтин: Не может запретить! Он мог бы запретить опубликование своего интервью только в одном случае: если бы он был бы его автором, а он его автором не является. Та форма, которую приобретает сказанное, - это работа журналиста. Именно ее охраняет авторское право. Так как словесная форма - это дело рук журналиста, то ему и принадлежит все это произведение в целом. При использовании чьих-либо слов журналист заключает их в кавычки для того, чтобы в случае предъявления иска или обвинения он мог сослаться на то, что это не его слова, что он процитировал кого-то, и пригласить этого человека в качестве соответчика. В радиоматериалах, если журналист работает в прямом эфире, все зависит от того, как он предварил сказанное, что сказал перед интервью. Очень многое зависит от фона, на котором звучат слова, здесь возможность воздействовать на восприятие слушателя находится в руках журналиста. Журналист, задавая вопрос, может заставить собеседника говорить вовсе не о том, о чем тот собирался говорить изначально. Бывает, что приходишь говорить об одном, а журналист спрашивает совсем о другом. В этой ситуации у человека, который дал интервью для радио, сохраняются авторские права именно на те слова, которые он говорил. Что касается передачи или материала в целом - на них право принадлежит журналисту. Например, авторские программы Киселева содержат огромное количество вставок, но подается все это под авторской рубрикой того, кто этот материал подготовил. Сам факт появления кого-то на экране либо определенного голоса в радиоэфире - это работа журналиста. Именно он выбирает того, кто появится или прозвучит.
Можно представить такую ситуацию: журналист оставляет в передаче все те слова, которые требует или просит дать интервьюируемый. Если в них будет указан человек или организация, чье доброе имя (заслуженно или незаслуженно - неважно) упомянуто в не очень уважительном контексте, этот человек имеет право предъявить иск в защиту своих моральных прав. И будет он его предъявлять к журналисту и к СМИ, которое этот материал распространило. Согласно Постановлению Верховного Суда РФ, которое разъясняет действие соответствующих статей Гражданского Закона (ст. 150, 151, 152), в таком случае виноваты будут те, кто распространил эти сведения. Распространил их журналист, так как он решает, что пойдет в эфир, а что нет.
http://www.radioportal.ru/in/71.shtml