Эксклюзив
15 июля 2013
3000

Владимир Гусев: Художник Гампельн и его портреты

В XIX веке жил и творил замечательный русский живописец (1794-1880).

 

 





Родился он в в Москве, однако в детстве из-за потери слуха вынужден был переехать в Вену, чтобы стать воспитанником учебного заведения для глухонемых. Благодаря доброму отношению директора училища, Гампельн поступил в число воспитанников Венской академии художеств. Во время Венского конгресса 1815 года он был представлен императору Александру I, который оплатил дальнейшее обучение Гампельна. Весной 1817 года он вернулся в Россию, где передал императрице Марии Фёдоровне рекомендательное письмо из Вены. Императрица попросила А.Н. Оленина - директора Императорской публичной библиотеки, определить художника куда-нибудь на работу. И через месяц он был принят в училище глухонемых, где работал учителем рисования и гравирования до 1821 года. Сам он, будучи глухонемым, подписывал свои картины полной фамилией или сложной монограммой, но всегда с добавлением по немецки "Sourd-muet" (глухонемой).
А.Н. Оленин сыграл важную роль в судьбе Гампельна. Так из письма Оленина столичному полицмейстеру Горголи следует, что братья Карл и Егор Гампельны, приехав в Петербург, не только жили в доме Оленина, но и находились на его попечении. В его доме молодой художник мог встречаться с крупнейшими представителями литературы, изобразительного искусства, театра, ему были открыты собрания произведений живописи и графики, археологические коллекции и книжные издания, которыми был наполнен дом Оленина. Хранящаяся в Третьяковской галерее акварель "Автопортрет в мастерской" работы К. Гампельна даёт представление о его внутреннем убранстве.
В период следствия над декабристами эти знакомства, связанные с домом Оленина, сыграли роль в дальнейшей судьбе художника, который изобразил их портреты.

В архивных материалах имеется свидетельство заботы А.Н. Оленина в январе 1826 года о получении Гампельном документа, "достаточного для прожития его в Санкт-Петербурге". Видимо, личность Гампельна привлекла внимание властей, в итоге ему пришлось сменить место жительства, он переезжает в Москву, где его тепло встретила общественность:

Не слышит он, не говорит:
Так суждено его звездою!
Но он волшебною рукою
Бездушное живым творит.
"К портрету глухонемого живописца Гампельна","Дамский журнал", М. ,1829, N 31.
Из России Гампельн переселился в Лондон, а последние свои годы прожил в Вене, где умер в 1880-х годах.
Он был довольно известен как замечательный рисовальщик, гравёр и литограф. После него осталось много рисунков, которые находятся в частных и музейных собраниях.

Известность Гампельну принесли его порт-реты, выполненные в разных техниках и поражавшие современников точностью изображения и прекрасной передачей характера изображённого. Благодаря Карлу Карловичу, мы сегодня знаем "в лицо" многих замечательных людей России. До нас дошли и живописные работы художника - немногие его картины украшают музеи разных городов бывшего Союза. Его картины - это история страны, её боль и жизнь.

Кто же они, - лица, изображённые глухонемым Гампельном на порт-ретах?




На одном из портретов мы видим графиню Анну Михайловну Виельгорскую. Ею был увлечен сам Гоголь и даже пытался сделать ей предложение. В издании переписки Гоголя с Виельгорскими этот эпизод освещается следующим образом: "По семейному преданию Виельгорских, в конце 1840-х годов Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне. Однако предварительные переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака".



Еще один женский портрет. На нем изображена Мудрова Софья Харитоновна (1786-1833), урожденная Чеботарева. Дочь профессора и ректора Московского университета Х.А. Чеботарева. Жена профессора медицины Московского университета М.Я. Мудрова, который в Москве до 1811 года был домашним врачом родителей Пушкина.



Вот еще один портрет. Прославленный Давыдов Денис Васильевич (1784-1839) - генерал-лейтенант, идеолог и предводитель партизанского движения, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт.


Еще один герой того времени - Коновницын Петр Петрович (1802-1830), граф, подпоручик гвардии Генерального штаба. Член Северного общества, участник восстания 14 декабря 1825 г., разжалован в рядовые, с конца 1826 г. переведен в действующую армию на Кавказ с установлением надзора, прапорщик 8-го (Кавказского саперного) батальона. В 1828 ему возвращено офицерское звание.


Известной и яркой личностью была в то время Ольга Николаевна Талызина (1803-1882), урожденная графиня Зубова, внуч-ка А.В. Суворова, о которой писал известный русский поэт М.Ю. Лермонтов.


 


Верстовский Алексей Николаевич (1799-1862) - один из основоположников русского оперного искусства, выдающийся композитор первой половины XIX века. Самой известной и интересной из шести опер А.Н. Верстовского является "Аскольдова могила"


Портрет Римской-Корсаковой Марии Ивановны Гампельн сделал после ее возвращения из шестилетней ссылки. Одну из дочерей Марии Ивановны - Александру - Пушкин воспел в "Евгении Онегине":
У нoчи мнoгo звeзд прeлeстныx,
Крaсaвиц мнoгo нa Мoсквe,
Нo ярчe всex пoдруг нeбeсныx
Лунa в вoздушнoй синeвe.
Нo тa, кoтoрую нe смeю
Трeвoжить лирoю мoeю,
Кaк вeличaвaя лунa
Срeдь жeн и дeв блeстит oднa...

 



Кочубей Виктор Павлович (1768-1834), князь, дипломат - чрезвычайный посланник в Константинополе, член Коллегии иностранных дел и вице-канцлер. Дважды (1802-1812 и 1819-1825) был министром внутренних дел. С 1827 г. - председатель Государственного Совета и Комитета Министров.

 



Еще одна известнейшая фамилия - Воронцов М.С. (1782-1856) - российский государственный деятель, граф, а с 1845 г. - светлейший князь, генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант; почётный член Петербургской академии наук (1826); новороссийский и бессарабский генерал-губернатор (1823-1844 гг.). Способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. В 1844-1854 гг. - наместник на Кавказе.

 



Пушкин Сергей Львович (1770-1848) - отец поэта А.С. Пушкина.

И это далеко не полный перечень современников, позировавших неслышащему портретисту.



Рисовал Гампельн не только портреты. Примечательны и другие его работы. Например, такие как "Сцена из Отечественной войны 1812 года" и "Продавец гипсовых статуэток".
Интересный факт - картина "Продавец гипсовых статуэток" не имела даты написания, которую установили благодаря самому сюжету картины. Основанием для датировки служат наградные медали на груди старого солдата: "В память отечественной войны 1812 года" - учреждена 5 февраля 1813; "За взятие Парижа 19 марта 1814" - учреждена 30 августа 1814 г., освящена в 1826 г., раздача затянулась до 1 мая 1832 г.; "За турецкую войну 1828-1829" - учреждена 1 октября 1829 г.; Крест "Польское восстание 1831" - учреждена как медаль в том же году; "За взятие приступом Варшавы 1831" - учреждена 31 декабря 1831 г., следовательно раздаваться могла не ранее 1832 г., что и определяет датировку картины.

Вот такова судьба глухого художника и его работ, оставивших заметный след в искусстве.

 "Статья составлена по материалам Астраханской областной научной библиотеки им.Крупской и ресурсов Интернета.Также использованы источники:газета Украинского Общества глухих(УТОГ) "Наше жития"(Киев,22 января 2013),книга В.З.Базоева,В.А.Паленного "Человек из мира тишины"(Москва,2002,ИКЦ "Академкнига",сс.438,439)."

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован