Ведущий - Наталья Бехтина
ВЕДУЩИЙ: Это передача "От первого лица". Здравствуйте, уважаемые слушатели "Радио России", в студии Наталья Бехтина.
У нас в гостях сегодня председатель комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи Владимир Семенович Катренко. Добрый день, Владимир Семенович! Здравствуйте! Мы с вами, когда договаривались об эфире, то говорили о том, что конечно, об энергетике поговорить бы можно и тема модная, актуальная, горячая во всех отношения, но все-таки, о ней уже много сказано, написано и мы еще может быть, естественно, не раз будем возвращаться к этой проблеме, действительно насущной.
Но поскольку комитет, который вы возглавляете, именуется комитетом по энергетике, транспорту и связи, то есть, мне кажется, смысл поговорить может быть о двух других составляющих этого названия. И, собственно, составляющих предмет вашей профессиональной деятельности, потому что проблем в транспорте, например, не меньше, чем, допустим, в электроэнергетике. Все мы в той или иной степени являемся потребителями транспортных услуг.
Много говорится сейчас о том, что реформа железнодорожного транспорта необходима. Она и ведется. И видимо, придет к какому-то логическому завершению. Что, на ваш взгляд, главное в этом реформировании. Не есть ли это вот реформирование ради того, чтобы что-то такое продекларировать, а результатов особых мы не увидим.
Владимир КАТРЕНКО, председатель комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи: Здесь мне трудно с вами не согласиться. Касаясь темы энергетики, действительно, в последнее время все чаще и чаще мы ее обсуждаем. И она уже навязла в зубах и я абсолютно убежден, что мы к обсуждению этой тематики еще вернемся.
Что касается реформы железнодорожной отрасли, то как известно, завершился этап законодательного ее обеспечения, подписаны законы и к их реализации уже приступило и правительство, и Министерство путей сообщения. И так же, как и все структуры власти, которые в этом процессе участвуют. Главная цель - разделить функции государственного управления от функции хозяйственного ведения.
И надо сказать, что вот если оценивать сегодня несколько месяцев после завершения законодательного процесса, несколько месяцев, в течение которых руководство министерства и правительство приступило уже к непосредственному осуществлению реформы, можно сказать, что, конечно же, есть недостатки, конечно же, есть шероховатости, но вместе с тем нельзя не отметить, что идет она без особых скандалов. Идет планомерно, целенаправленно, динамично. И во времени, и в пространстве.
Во многом, конечно же, это заслуга руководства министерства, хотя ситуацией можно спекулировать и конъюнктурой, которая возникает ежедневно. И одним из результатов вот этого нормального сбалансированного подхода является то, что несмотря на то, что достаточно жесткие рамки были поставлены по повышению тарифов в этом году Федеральной энергетической комиссией, для министерства путей сообщения, мне приятно отметить для широкого круга наших радиослушателей, наших соотечественников, что во многом благодаря пониманию необходимости нормальной реализации этой реформы, сегодня тарифы в МПС снижены.
И тенденция такова, что они будут снижаться и дальше. Вот от этих 12 процентов, планку которых установила Федеральная энергетическая комиссия, вот в течение летнего времени они были снижены благодаря графику гибкого регулирования тарифов, который впервые вводится с советских времен. В свое время этим графиком пользовались, мне очень приятно отметить, что во многом, опять же, реформа заставляет вернуться к тем рациональным методам, которые использовались в советское время.
Мне приятно отметить, что транспорт был, есть, остается и продолжает оставаться животворящей кровью экономики. Учитывая, что железнодорожная отрасль - это восемьдесят процентов всех грузоперевозок и пассажироперевозок страны, то актуальность его, несмотря на то, что мы движемся с вами в будущее и пытаемся адаптироваться в мировую экономику, тем не менее, актуальность его для России не пропадает.
ВЕДУЩИЙ: Территория огромная, конечно.
Владимир КАТРЕНКО: Да, и территория огромна, и пространство, и климатические, и географические условия заставляют нас ориентироваться на эту отрасль. И было бы глупо сегодня резко менять отношение. Ну и вместе с тем мне приятно осознавать, что несмотря на определенные трудности в реализации реформы, тем не менее, руководство министерства и все те, кто ему помогает, находят возможность для гибкого осуществления этой политики.
ВЕДУЩИЙ: Вот я по поводу гибкой политики как раз хотела спросить. Знаете, когда говорят о финансовом, об экономическом положении отрасли какой-то, то зачастую вот такая формулировка встречается или такой пассаж в прессе, когда пишут: "Тарифы необходимо повысить на столько-то и даже это повышение не покроет тех расходов, которые нужны на поддержание отрасли".
Там, допустим, как бы говорят о том, что увеличивается плата за проезд в метрополитене в Москве и других городах, где есть метро. Или на общественном транспорте городском увеличивают цену за проезд говорят, все равно это не покроет. Или там телефонные тарифы и так далее. А почему же вот железнодорожники нашли возможность снизить тарифы при том, что все понимают, что завязаны они с энергетиками, которые тоже там по поводу тарифов имеют свою точку зрения. Как это удается, по-вашему?
Владимир КАТРЕНКО: Я постараюсь ответить одной короткой фразой. Кто ищет возможности для решения тех или иных проблем, тот их всегда находит. Кто ищет способы для того, чтобы эти проблемы не решать, точно так же всегда найдет себе оправдание. Вот мне так это видится с высоты сорока пяти лет и того опыта, который я приобрел, работая на разных уровнях, работал я и директором отдельно взятого уникального предприятия, работал на уровне главы крупной администрации и вице-губернатором работал, плюс опыт, который я приобрел в должности председателя комитета по энергетике, транспорту и связи, который сегодня взаимодействует с главными отраслями экономики страны, который формирует практически львиную долю бюджета...
Так вот, я хочу сказать: всегда есть резервы. Особенно в тех структурах, которые еще вчера были монопольными. И когда начинают раздаваться стенания и крики по поводу того, что уже зажали уж дальше некуда, но я честно вам скажу, на подобного рода формулировки я лично не реагирую. Я еще раз повторяю, пусть не сочтут меня слишком резким коллеги из области энергетики, транспорта и связи, я считаю, что резервов и рычагов для того, чтобы снизить издержки, для того, чтобы повысить доходную часть тех структурных подразделений, начиная от ведомств, министерств, акционерных обществ, которыми руководят они, у нас были, есть и будут еще долго оставаться.
ВЕДУЩИЙ: Когда говорят о приватизации железных дорог, то частенько вспоминают опыт Великобритании, где с приватизацией железнодорожного транспорта и вообще всей системы железнодорожной, начались всевозможные проблемы. Что вот вам, пожалуйста, мы все на Запад киваем, вот посмотрите как англичане начали страдать от приватизации железных дорог, а мы вроде хотим тоже упорядочить соотношение государственного и частного сектора.
Владимир КАТРЕНКО: Я откровенно вам должен сказать, что в процессе обсуждения самой реформы, а обсуждали мы ее не один год и даже не два, в процессе подготовки тех решений, которые в конечном итоге состоялись и вылились в принятие законом соответствующего рода постановления, программ, планов проведения этой реформы, очень активно изучался зарубежный опыт, в том числе и опыт Великобритании. И может быть вот то, каким образом сегодня входят в начало реализации этих реформ, лишнее подтверждение тому, что надо спешить не торопясь.
Вот меня лично, как законодателя, очень беспокоило то, что в той же Германии, готовя реформу железнодорожной отрасли, прежде чем ее начинать, подготовили четыреста четырнадцать законопроектов. И тем не менее, сегодня похвастаться там какими-то блестящими результатами тоже не могут. Да, сдвиг серьезный. Да, как бы новая система отношений. Да, повышено качество. В какой-то степени снижены издержки у тех же немцев, но опять же, тех рубежей, которые они перед собой ставили, они не достигли, хотя движение вперед обеспечили. Поэтому будет здорово, если мы тоже сможем, благодаря всем тем факторам и тем методам, которыми мы сегодня реформу будем вершить, а я надеюсь, что мы будем ее вершить только законными методами.
Если мы обеспечим это движение, этот динамизм, я считаю, уже от одного этого мы выиграем. Если мы будем это осуществлять не торопясь, но в то же время не особенно сбиваясь с графика и планов, а планы, они все корректируются, я считаю, что это тоже победа. Потому, что подобного рода реформ не проводила ни одна страна. Такого масштаба.
ВЕДУЩИЙ: Вот кстати о масштабах. Понятно, что на российской территории, мы уже об этом вскользь сказали в начале беседы, где и климатические условия очень разные, и расстояния огромные, зачастую железная дорога, это ниточка, которая становится дорогой жизни, в каком-то смысле.
Но с другой стороны, строительство новых железных дорог, новых веток заложено в этой системе общей реформы транспорта железнодорожного или это отдельная совершенно история?
Владимир КАТРЕНКО: Нет, конечно же. Как раз и главный смысл самой реформы заключается в том, чтобы повысить качество обслуживания, снизить издержки, обеспечить прозрачность финансов вот этого акционерного общества, а не так как сегодня все это перемешано. Функции государственного контроля, ведения и хозяйственного ведения.
Ну и естественно, изыскать ресурсы, собственные ресурсы, которые помогли бы развивать дороги. Во-первых, поддерживать в надлежащем состоянии все то, чем мы сегодня владеем, этим богатством, которым уже владеем, располагаем. И дать возможность развивать его такими же темпами, которые позволили бы нам, как и раньше, оставаться впереди планеты всей.
ВЕДУЩИЙ: Вот вроде бы технический прогресс на месте не стоит и можно было бы представить себе, зачем строить железную дорогу, это дорого, хлопотно и тяжело иногда по условиям чисто климатическим, природным. А может быть, вертолет? Может быть, транспортные самолеты тяжелые?
Владимир КАТРЕНКО: Да, я считаю, что наряду с развитием железнодорожной отрасли, без которой само существование страны, ее нормальное функционирование, экономическое, хозяйственное функционирование невозможно, мы обязательно должны с учетом опять же тех же факторов - и климатических, и географических, и пространственных, развивать отрасль, которая имеет отношение к авиации. И авиационную промышленность, и непосредственно давать возможность для развития или для совершенствования тех предприятий, которые уже сегодня существуют в области авиационных перевозок. Обязательно должны развивать промышленность.
И вот последние факты говорят сами за себя, что основные фонды, в том числе и летательные аппараты стареют и мы, к сожалению, являемся свидетелями учащающихся катастроф, хотя об этом говорилось ранее, предсказывалось. И вот мы, как представители власти, я считаю, все те кто может на эти процессы повлиять, конечно же должны все силы приложить для того, чтобы сохранить отечественную отрасль авиастроения. Не только сохранить, но и развить. Дать возможность привлечь инвестиции не только отечественные, но и зарубежные. Переложив это на призму собственного опыта и не замыкаться или не закрываться и изолировать себя от тех наработок, которые имеет сегодня западноевропейское или мировое авиастроение. Где-то, может быть, кооперироваться, интегрироваться друг в друга, ну и давать возможность этой отрасли задышать уже на новом этапе. Одно с другим связано.
Если мы будем опираться только на возможность железных дорог, тем самым мы потеряем. Точно так же как нельзя, игнорируя интересы железных дорог, сегодня замыкаться только на проблемах авиации или на автомобильной промышленности. Все это должно быть сбалансировано.
ВЕДУЩИЙ: Я напоминаю слушателям "Радио России", что Владимир Катренко, председатель комитета по энергетики, транспорта и связи Государственной Думы сегодня гость передачи "От первого лица".
Владимир Семенович, немножко в сторону от транспортных проблем, хотя наверное, все равно начнем с транспортной проблемы. Вот каждое лето, сейчас, к сожалению, уже закончилось, но еще некоторое время будет продолжаться бархатный сезон, еще народ будет в сторону юга ездить. Вот последние годы намечается явное тяготение российского человека к отдыху на своей территории. Поэтому, вот кстати и железнодорожные перевозки: летом испытывают на себе железнодорожники такой серьезный прессинг пассажира, которые едет в сторону юга.
И надо сказать, что в этом году, по-моему, справились с этим хорошо. Не было таких безумных очередей и проблем с билетами. Конечно, летом без этого не бывает, но все-таки. И вот ясно совершенно, что конечно, всегда отдыхать лучше на родине, ну, по крайней мере, многие люди так считают, это и здоровее, и дешевле, и полезнее во всех отношения. Но наши отечественные курорты еще не всегда соответствуют уровню мировому.
Я вас об этом спрашиваю потому, что вы уроженец курортных мест. На ваш взгляд, как сегодня выглядят, допустим, Кавказские Минеральные Воды? Вот такая уникальная совершенно территория, как принято раньше говорить, не знаю, сейчас, по-моему, такое слово не употребляют, жемчужина. Но тем не менее, на самом деле, замечательное место. Ну, приехали мы туда по железной дороге. По хорошей железной дороге... и что мы там увидели?
Владимир КАТРЕНКО: Я с большим удовольствием еще раз употреблю вот это выражение - жемчужина. Может быть даже не жемчужина, а звезда на курортном небосклоне мирового курортного комплекса. Совсем недавно я для себя, как-то так неожиданно сформулировал.
Кавказские Минеральные Воды - это достаточно большая территория, которая захватывает часть трех субъектов федерации: Ставропольского края, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. И вот в этом регионе, он называется "особый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды", сегодня функционирует восемь городов и несколько районов. И как-то для себя я сформулировал, что это даже и не регион, и не район, это целая страна. И это страна вправе рассчитывать на более внимательное к себе отношение.
И собственно, последние несколько лет, мне кажется, наконец, благодаря усилиям и краевого руководства, и руководства администрации Кавказских Минеральных Вод, ну и конечно же, благодаря поддержке депутатов федерального уровня, хочу поблагодарить всех своих коллег, независимо от политических пристрастий, которые где могли -формулировали необходимость поддержки государства этого уникального региона или страны Кавказские Минеральные Воды.
ВЕДУЩИЙ: Надо сказать, и отплачивают всегда за заботу, такое здесь взаимно получается. Если вложить какие-то средства, то потом получишь отдачу.
Владимир КАТРЕНКО: Здесь закон маятника срабатывает как нигде. Потому что ни что так не ценится, как здоровье и ничто не является таким важным. Так вот, если говорить о тенденциях, то был очень страшный период для региона, когда в течение целого ряда лет, начиная с девяносто второго года, резкое падение в пять, в семь раз объемов, обслуживаемых клиентов или отдыхающих. И эта планка не превышала 200 тысяч.
Мне приятно отметить, что последние три года этот показатель стабильно растет и последний год мы завершили с объемом более 500 тысяч. Вот по последним данным руководства администрации Кавказских Минеральных Вод, которым следует верить, мне радостно доложить, что в текущем году за прошедшие восемь месяцев эта цифра превысила уже 500 тысяч отдыхающих. Надо сказать, что и я сам в этом году там отдохнул и всех своих коллег попытался, и в прошлом, и в позапрошлом году сагитировать.
Мне приятно, что в этом году там побывали высокопоставленные руководители администрации президента. На несколько дней с официальным и рабочим визитом заезжал Михаил Михайлович Касьянов. Я рад тому, что там отдохнул председатель Совета Федерации Миронов Сергей.
ВЕДУЩИЙ: Геннадий Андреевич Зюганов очень любит Кавказские Минеральные Воды.
Владимир КАТРЕНКО: Да, любит он тоже. Традиционно был. И мне приятно отметить, что вот эти тенденции сохраняются. Ну, а что касается уровня обслуживания, я вам ответственно заявляю: сегодня основное большинство санаториев и здравниц может смело состязаться с лучшими санаторно-курортными комплексами, и я абсолютно убежден, что если оценивать не только уровень обслуживания, имеется в виду уровень сервиса, в каких условиях ты спишь, в каких условиях ты питаешься, на каких видах транспорта ты можешь передвигаться, но если весь перечень лечебных факторов, вместе с тем перечнем услуг, которые предлагают курорт, сложить вместе, нет такого курорта в мире, который бы мог состязаться с Кавказскими Минеральными Водами.
ВЕДУЩИЙ: Конечно, учитывая все это, хотелось бы, чтобы можно было на этом деньги зарабатывать, не только свою отечественную валюту, но чтобы и иностранные туристы тоже приезжали. Потому что если действительно мы обладаем таким уникальным комплексом, то грех было бы не получить с него денег. Так может быть, есть смысл инвестировать деньги, чтобы потом они вернулись в большем объеме?
Владимир КАТРЕНКО: Да, с одной стороны, мы, как депутаты федерального собрания, стараемся подкрепить финансовые возможности региона федеральными средствами, я еще раз хочу отметить: приятно сознавать, может быть я несколько раз повторяю это слово, но тем не менее, мне приятно сознавать, что за последние три с лишним года, объем финансирования только по федеральной адресной инвестиционной программе мы смогли увеличить более чем в 12 раз.
Я уже не говорю , что в десятки раз увеличены финансовые ассигнования отдельно взятых министерств и ведомств. Кем-то в строительство дорог. Кем-то в строительство мостов. Кем-то в строительство газоподводящих или газопроводов, водопроводов, которые обеспечивают жизнедеятельность населенных пунктов региона.
Благодаря ассигнованию некоторых министерств или отдельно взятых акционерных обществ, имеющих возможность такую спонсорскую помощь оказывать, закупаются аппаратура в разные лечебные учреждения. И если еще раз говорить о тенденциях, то наблюдается положительная тенденция прихода на Кавминводы именно частного капитала. А как мы знаем, он наиболее чутко реагирует на изменение всякой конъюнктуры.
ВЕДУЩИЙ: А определенная близость горячих точек не сказывается на стремлении людей туда?
Владимир КАТРЕНКО: Надо сказать, что вот этот спад, резкий спад, как раз и был связан с близостью. Считаю, что это близость с Чечней, если оценивать по европейским стандартам, то расстояние достаточно значительное. Более двухсот километров и с учетом тех кордонов, тех мер, которые предпринимают сегодня власти местные и правоохранительные органы и если быть объективным, как бы опасность не выше, чем жить в Москве. Потому, что если так оценивать по количеству разного рода эксцессов и террористических актов, Кавминводы в этом смысле не выделяются из ряда других регионов.
ВЕДУЩИЙ: Владимир Семенович, Государственная Дума начала активную работу свою. Осенняя сессия началась. Понятно, что работа сейчас депутатов будет определенным образом окрашена предвыборным цветом, скажем так, но это же не главное, главное же успеть закончить очень большой объем законотворческой работы.
Вот нам уже показали, некоторое время назад, первый день заседания Государственной Думы, не очень активны были ваши коллеги. Зал-то был пустоват. Вот как вам кажется дальше, как пойдет?
Владимир КАТРЕНКО: Я хотел бы вступиться за своих коллег и если зал пуст в Государственной Думе, то это не факт, что в это время не принимаются важные решения, касающихся разного рода законов и отраслей права. Существуют определенная практика и технология принятия решения. Перед пленарным заседанием все без исключения фракции и депутатские группы собираются у себя и принимают решения на весь день.
Поэтому зачастую, если в зале нет кого-то из конкретно взятых депутатов, они решают вопросы, вот я, как председатель комитета постоянно должен сидеть на приеме. Ко мне обращаются и министры, и замы министров, есть огромное количество проблем у разного рода отраслей и я не могу позволить себе все время просиживать в зале.
Но у нас ведь существует определенная технология. Когда дежурный от фракции, которому поручается, мы уже приняли решение до пленарного заседания, и эти решения потом в течении дня проходят.
ВЕДУЩИЙ: Не секрет, что люди воспринимают работу законодательной власти, исполнительной власти не всегда положительно. Мы много говорим с разными людьми, с аналитиками, с вашими коллегами депутатами, с экономистами, о том, что доверие к власти пока еще не достигнуто того уровня, который хотелось бы видеть.
Но вот, как вам кажется, все-таки что-то сдвигается в этом смысле? Мы сейчас говорили с вами о каких-то совершенно насущных вещах. О том, как работает железная дорога, о том, как курортное дело развивается в стране постепенно. Нужно еще тысячу всяких разных привести примеров и положительных, и отрицательных, но вот такой если общий баланс вывести из этого, все-таки, как вам кажется, движемся ли мы в лучшую сторону?
Владимир КАТРЕНКО: Я понимаю широкий круг своих соотечественников, которые с недоверием и с некоторой опаской или с сарказмом, или цинизмом относятся к разного рода звонким заявлениям и обещаниям политиков. Мы и в старые времена, и особенно в новейшие времена очень много имеем примеров, когда вот эти пустые обещания, болтовня не подкрепляется ничем. И я вам откровенно скажу, я и сам со скептицизмом отношусь ко многого рода обещаниям, в том числе и своих коллег.
И очень уважаю тех людей, которые стараются меньше говорить и больше делать. Так вот, я тоже не с луны свалился, я вырос, состоялся на этой земле, как мог, старался быть полезным и своему народу, и региону, и стране. Ну, где-то у меня лучше получалось, где-то, может быть, не очень, опять же, кому оценивать? Тем, кто и раньше в меня верил, за мной шел.
Если сочтут необходимым, то завтра, может быть, прислушаются к тем рекомендациям, которые я скажу. Тем не менее, на мой взгляд, это субъективно, но мне кажется, что ситуация по вопросам доверия к власти изменилась к лучшему. И я не хотел бы выглядеть здесь розовым оптимистом потому, что слишком много мы слышали заверений в верности, клятв в любви к своему народу и как в свое время сказал уважаемый мною философ и поэт Гете, легко любить весь мир, попробуй полюбить соседа, живущего за стеной. И заниматься общими рассуждениями о любви к своему народу, к своей стране, к Отечеству, они, конечно, хорошо звучат, но когда они не подкрепляются год, два, три, пять и десять, никакими конкретными делами, конечно же это потом и определенную степень доверия вызывает.
Так вот, на мой взгляд, все-таки отношение меняется к лучшему. Медленно и неуклонно. И во многом, конечно же это связано с тем ресурсом, который несет в себе президент. Да, он не любит часто мелькать на экранах, да, он не любит произносить пространные речи. Но если говорит, то по делу, если обещает, то обязательно выполняет, если берется за что-то, чаще всего, ему удается это решить. Я один из тех, кто его поддерживает в Государственной Думе. Я, конечно же и к себе стараюсь относиться критично и его не переоценивать.
Но тем не менее, во многом это доверие связано с его отношением, с его позицией, с его ресурсами. Но во многом связано и с тем, что мы с вами уже не те, что были десять, двенадцать или пятнадцать лет назад, когда на звонком лозунге можно было претендовать чуть ли не на первые посты в государстве. Сегодня для того, чтобы на что-то рассчитывать или в той иерархии политических должностей, все-таки желательно на чем-то основываться, предъявить что-то, что ты сделал, что наработано именно тобой и твоей командой.
Вот эти положительные сдвиги, именно в политическом миропонимании широких кругов нашего населения, лично мне внушают оптимизм. Потому что все реже и реже это слепое доверие просто тому, кто чуть внешне более симпатичен или чуть лучше излагает свою мысль. И больше и больше внимания и доверия к тем людям, которые в своей жизни уже что-то свершили.
ВЕДУЩИЙ: Ну правильно, "по делам их узнайте".
Владимир КАТРЕНКО: Да.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам Владимир Семенович. Напоминаю, что Владимир Катренко, депутат Государственной Думы, председатель комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы был сегодня гостем передачи "От первого лица". Благодарю за внимание наших слушателей, будьте здоровы. Наталья Бехтина, "Радио России".
22.09.2003
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=2475