Новый законопроект должен дать магистрали вторую жизнь
Вчера председатель комиссии Совета федерации РФ по естественным монополиям Николай Рыжков сообщил, что на осеннюю сессию Государственной думы будет вынесен проект закона о новой особой интегрированной промышленно-транспортной экономической зоне (ОЭЗ), которая будет расположена вдоль Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Правда, господин Рыжков заранее уверен, что законопроект встретит сопротивление правительства и Госдумы, так как он предполагает большие налоговые льготы резидентам новой ОЭЗ.
Вчера в Иркутске завершилось двухдневное выездное заседание комиссии СФ по естественным монополиям. Особое внимание сенаторы уделили проблемам БАМа и прилегающих территорий. По словам главы департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО РЖД Владимира Клименко, сейчас загрузка БАМа не превышает 45-50% от проектной мощности магистрали. Размер упущенной выгоды от деятельности БАМа железнодорожники оценивают в 40 млрд руб. "Стратегическая магистраль превратилась в обычную железную дорогу",- отметил, в свою очередь, губернатор Иркутской области Александр Тишанин и подчеркнул, что в районах, прилегающих к БАМу, проживает около 760 тыс. человек, т.е. почти 30% населения региона. Причины, сдерживающие развитие северных территорий, - это неразвитость инфраструктуры и отток населения. Чтобы остановить эти процессы, считает губернатор, необходимо "создать каркас опорной инфраструктуры России". "На это направлены северные проекты: освоение месторождений нефти и газа, работа по газификации, объединение энергосистем",- пояснил господин Тишанин.
О том, что перспективы развития БАМа напрямую связаны с разработкой северных месторождений полезных ископаемых, говорил вчера и Владимир Клименко. Он рассказал, что по прогнозам "Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта на период до 2010 года" через три года загрузка магистрали увеличится в два раза и достигнет около 14,6 млн т в восточном направлении и 5 млн т - в западном. Основными грузоотправителями будут ОАО "Сургутнефтегаз" и ООО "Иркутская нефтяная компания". Кроме того, железнодорожники ожидают увеличения перевозок угля с Эльгинского месторождения в Якутии, а также начала разработки Чинейского железорудного месторождения в Читинской области. Впрочем, для столь масштабного увеличения объема перевозок, по словам господина Клименко, в развитие БАМа необходимо вложить 61,2 млрд руб. До 2010 года РЖД готова выделить на строительство второго пути и электрификацию некоторых участков северного широтного хода только 2 млрд руб. Затраты на модернизацию компания рассчитывает разделить с государством.
Как пояснил сенатор от Иркутской области, первый зампредседателя комиссии по естественным монополиям Валентин Межевич, идея создания интегрированной промышленно-транспортной ОЭЗ возникла, поскольку ни один из трех существующих типов экономических зон (технико-внедренческие, промышленно-производственные и туристско-рекреационные) не подходит для БАМа, так как каждый из них предполагает компактное размещение. Для новой зоны четкого территориального ограничения, кроме близости к БАМу, не будет. По замыслу сенаторов, резиденты промышленно-транспортной зоны будут получать большие налоговые льготы. В частности, господин Межевич уверен, что необходимо предоставлять преференции за счет налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых и налога на добавленную стоимость. Впрочем, сенатор соглашается, что такое предложение вызовет резкую критику со стороны правительства. В качестве источников софинансирования проектов, реализующихся на территории зоны, сенаторы видят инвестиционный фонд, недавно созданный Банк развития и институт государственно-частного партнерства. Глава комиссии Николай Рыжков сообщил, что проект закона о развитии БАМа будет внесен на осеннюю сессию Госдумы. Он подчеркнул, что документ определит только правила игры для потенциальных резидентов. "Затем будем делать начинку из газовиков, энергетиков",- отметил сенатор.
В Приангарье проектом такого масштаба может быть Верхнеленская интегрированная зона с центром в Усть-Куте. Валентин Межевич отметил, что в этом городе "соединяются четыре вида транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный и речной". На Усть-Куте замыкаются несколько ключевых инфраструктурных проектов Иркутской области: строительство ЛЭП-110 Усть-Кут-Киренск, перевод ЛЭП Усть-Илимск-Усть-Кут на напряжение 500 кВ, отсюда начнется автодорога до Якутска, через Осетровский речной порт отправляются грузы на строительство нефтепровода ВСТО. Кроме того, существует российско-китайский проект строительства в Усть-Куте целлюлозно-бумажного комбината, а также размещения завода по производству сжиженного природного газа в рамках реализации генеральной схемы газификации и газоснабжения ОАО "Газпром". Господин Межевич также отметил, что в городе можно разместить центр по переработке попутного газа и жидких углеводородов.
Губернатор Александр Тишанин поддержал инициативу. "Необходимо, чтобы туда (на БАМ.- "Ъ") пошел бизнес, чтобы этот участок железной дороги получил вторую жизнь",- подчеркнул глава региона. По мнению спикера законодательного собрания Иркутской области Виктора Круглова, предложенный законопроект - единственный путь развития территории БАМа. Впрочем, глава комиссии СФ Николай Рыжков заранее предвидит, что законопроект вызовет противодействие со стороны правительства и Госдумы, поэтому не исключает, что идея создания ОЭЗ в итоге может трансформироваться.
www.kommersant.ru
http://www.rzd-partner.ru/press/2007/05/17/304498.html
17.05.2007