В чем заключается работа органов государственной безопасности в настоящее время, где правда, а где миф в рассказах о деятельности сотрудников ФСБ, в чем специфика региона для работы брянских чекистов. Об этом в интервью Елене Бубенок в рамках программы "Позвольте пару слов без протокола" рассказал начальник Управления ФСБ России по Брянской области генерал-майор Владимир Кундиков.
- Владимир Николаевич, вокруг органов Федеральной безопасности традиционно существует ореол таинственности, неизвестности. Приоткройте же завесу тайны, расскажите, что входит в компетенцию органов безопасности?
- Деятельность нашего управления строго регламентирована федеральными законодательными актами. Прежде всего, это законы "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О федеральной службе безопасности". Главная задача управления ФСБ - обеспечение безопасности личности, общества и государства. Принципами, на которых основывается наша деятельность, являются принципы законности, уважения прав и свобод граждан. Основные задачи, стоящие перед нами - разведывательная и контрразведывательная деятельность, борьба с организованной преступностью и терроризмом, защита экономических интересов государства, оперативная охрана границ, обеспечение информационной безопасности.
- В нынешнем году исполнилось 90 лет со дня образования органов безопасности на Брянщине. Это почти целый век, есть ли управлению чем гордиться за это время?
- Прежде всего, необходимо гордиться уже самой принадлежностью к органам безопасности. Как бы мы ни оценивали деятельность ВЧК в начальные годы существования структуры, или деятельность КГБ в годы советской власти, вклад органов безопасности в защиту национальных интересов государства неоценим. К тому же брянские чекисты вписали много достойных страниц в историю страны. Мы гордимся традициями ФСБ по Брянской области, нашими ветеранами, которые много сил и энергии отдали делу обеспечения безопасности государства. Особую гордость вызывает деятельность наших сотрудников в Северокавказском округе, проявляющих высокие профессиональные качества. Есть чем гордиться и в области конкретных результатов, по которым брянское управление ФСБ занимает одно из ведущих мест в Центральном федеральном округе.
- Владимир Николаевич, а нынешний коллектив сотрудников управления представлен сегодня выходцами из "старой школы" или же "молодой порослью"?
- У нас осуществляется плановая кадровая замена. В последние годы приходит много по-хорошему честолюбивых и перспективных молодых сотрудников, которые готовы выполнять поставленные перед ними задачи и продолжать те традиции, которые заложены нашими ветеранами.
- Есть ли в деятельности органов Брянской области какая-то специфика?
- Для Брянщины специфическим является территориальное положение региона. С 1993 года, когда образовалась государственная граница, в число наших задач дополнительно была определена оперативное обеспечение охраны государственной границы. Здесь на сегодняшний момент существует две угрозы безопасности: нелегальная миграция и такой доходный бизнес как контрабанда, по борьбе с которыми сотрудниками органов госбезопасности ведется большая работа. За последние пять лет совместно с украинскими коллегами нам удалось резко сократить поток мигрантов: выявлены около 320 иностранцев, из которых около 280 привлечены к уголовной ответственности.
- Самым страшным явлением, которое породил современный мир, является терроризм. Были ли на территории Брянщины прямые угрозы терактов?
- К счастью, наш регион миновало проявление терроризма. Однако самоуспокоением заниматься не следует. Работа в этом направлении ведется планомерно, совместно с другими правоохранительными органами. Серьезные меры по предупреждения терактов проводится и оперативным штабом, в который входят все главы правоохранительных ведомств области. Основной задачей нашего оперштаба является проведение в случае необходимости контртеррористической операции, локализации последствий теракта. Профилактикой занимается и антитеррористическая комиссия, которую возглавляет губернатор Николай Денин. Хотел бы добавить, что из рабочего ритма выбивают ложные звонки о готовящемся акте терроризма. Бывает, звонят учащиеся, которым предстоит серьезное учебное испытание - экзамен или контрольная работа. Мы же обязаны реагировать на каждый сигнал. С каждым годом техника становится совершеннее, и, как правило, всех анонимов мы выявляем и привлекаем к ответственности по статье "заведомо ложное сообщение об акте терроризма".
- Экономическая безопасность также входит в компетенцию органов госбезопасности?
- Выявлены отдельные факты нецелевого использования средств на содержание муниципального резерва в отдельных предприятиях на сумму выше 35 миллионов рублей. В области реализации и приоритетных национальных проектов каких-либо масштабных нарушений не выявлено.
- Много ли у нас нарушений в сфере высоких технологий, хакерства?
- Неправомерный доступ к компьютерной информации, проходящий по статье 272 Уголовного кодекса, имел место три года назад, когда отдельные пользователи использовали чужие пароли. Были также попытки проникновения в компьютерную структуру одной коммерческой структуры. Масштабных же проявлений в этом направлении в Брянской области не наблюдается.
- Правда ли, что ФСБ прослушивает все телефоны: домашние, рабочие, мобильные?
- Тотальное прослушивание всех телефонов просто технически невозможно. Конкретными же оперативно-розыскными мероприятиями, в том числе прослушиваниями телефонных переговоров, занимаются не только органы госбезопасности, но и оперативные подразделения таможни, УВД и других правоохранительных структур. Помимо этого, для того чтобы прослушать хотя бы один телефонный разговор, необходимо получить санкцию суда. Одним словом, все осуществляется в соответствии с действующим российским законодательством.
- Для многих упоминание о ФСБ как преемника КГБ в применяемых методах ассоциируется со сталинской эпохой страха. Что на сегодня составляет арсенал метолов ФСБ?
- Как служащий органов госбезопасности с тридцатилетним стажем работы, могу сказать, что при анализе перечня оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами государственной безопасности, как в советское время, так и сейчас различий не обнаруживается: мероприятия одни и те же, иные попросту не изобретены. Это наблюдение, опрос, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, контроль почтовой корреспонденции и прослушивание телефонных разговоров и другие. Безусловно, существуют методы гласные и негласные, что также оговорено законом. В числе последних - привлечение к сотрудничеству лиц на конфиденциальной основе. Одним из различий в работе КГБ и ФСБ является то, что ранее работа органов была засекречена, а сейчас и это регламентируется законодательством, мы более чем открыты для общественности.
- Вы приехали в Брянск издалека, ранее служили в Амурской области. Как быстро Вам удалось привыкнуть к региону?
- Ситуация требовала мобильного включения в местное делопроизводство, времени на ностальгию по прошлому месту работы не было.
- Как проводит свободное время генерал ФСБ? Какой отдых Вы предпочитаете - активный или пассивный?
- Характер моего отдыха зависит от состояния: если сильно устал - почитаю книгу, чаще всего на историческую тему. Если есть возможность позаниматься спортом, с удовольствием поиграю в волейбол. У нас в руководстве брянского управления уже вошло в традицию играть по вторникам в волейбол. В зимнее время хожу плавать в бассейн. Люблю также сходить на рыбалку с удочкой и за грибами с корзинкой, охоту же не люблю. "Нарыбачить" удалось немного: я никогда не взвешивал пойманную рыбу, на глаз - самым большим уловом в Брянской области был карп весом около полукилограмма, а за грибами мне нравится ходить в леса Трубчевского района.
© ИА "Наш Брянск.ru", 2008
http://www.news.nashbryansk.ru/2008/09/16/ourinterview/kundikov-2/